АЙРАПЕТЯН ЛЕАНА
Картотека осетинских игр для занятий по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Осетинские салки» (Ахассай ма)
Цель: упражнять в прыжках в длину, воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.
Правила игры: держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.
Ведущий выбирается с помощью считалки:
Завтра с неба прилетит
Тетерев кавказский.
Если веришь – стой и жди,
А не веришь, выходи.
Публикация «Картотека осетинских игр для занятий по физической культуре в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
Содержание игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.
«Барсы в пещерах» (Стайта лагатти)
Цель: упражнять в беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве, воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.
Правила игры: бегая ребятам по площадке, необходимо слышать команду ведущего и занимать свободную «пещеру»
Оборудование и атрибуты: шапочки барсов.
Считалка:
У барсихи пять барсят.
Поиграть они хотят.
Черный, белый,
Рыжий, серый
Полосатый - выходи.
Не упрямься –
И води.
Содержание игры: все встают в круг, затем разбиваются по трое. Двое изображают пещеру, а третий – барса. Ведущий в центре круга. Он командует: «Барсы, выходите!». «Барсы» должны выйти и бегать по всей площадке. Внезапно ведущий командует снова: «Барсы в пещеру!», и все должны занять ближайшие «пещеры», ведущий тоже. Кому «пещеры» не досталось, тот водит. Через несколько туров «барсы» и «пещеры» меняются ролями.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: ведущий меняет команду на хлопки или другие сигналы.
«Джигиты соревнуются» (Джигитти йериста)
Цель: поддерживать интерес к физическим упражнениям, приучать действовать организованно, проявлять выдержку, воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.
Правила игры:действовать по сигналу «старшего», проигравшим считается тот, кто хоть раз выйдет за черту круга. Если из круга выйдут оба игрока, приз никому не присуждается.
Оборудование и атрибуты: гимнастические палки, мел.
ІІ вариант:
Разделить на две команды с помощью счета на первый и второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – вторая команда или воспитатель раздает при пересчете опознавательные знаки.
Содержание игры: на игровой площадке чертятся 4-6 кругов по 3 метра диаметром. Все участники делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается «Старший». «Старшие» посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один её конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из края. Победитель получает приз. Затем в круги становятся новые пары. Команда победительница определяется по сумме полученных очков.
І вариант: разбить всех детей на пары, раздав палки и определить в круги
«Рыбаки и рыбы»
Цель: развивать ориентировку в пространстве; воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.
Правила игры:
находиться в ямке может только одна рыбка, должна её оставить. Пойманные «рыбы» помогают ловить остальных «рыб».
Оборудование и атрибуты: бубен (колокольчик, мел).
Считалка:
Выйдет Заур - пастушок.
Поиграет во рожок.
А рожок из бересты,
Значит, водой будешь ты.
Содержание игры:
По сторонам площадки чертятся круги диаметром 0,8- 1 м. (ямки) по числу играющих или на 1-2 меньше. «Рыбы» (дети) находятся в кругах. По сигналу ведущего (удар в бубен, звук колокольчика) рыбы начинают плавать по всей реке (бегать по площадке). По сигналу «Рыбаки!» рыбы стараются спрятаться в ямки, а два рыбака, взявшись за руки, стремятся их поймать.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: выбрать две пары рыбаков.
«Бурые медведи» (Бор арсита)
Цель: упражнять детей в беге в рассыпную, в процессе игры развивать ловкость, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве.
Правила игры: «медвежата» бегают по площадке («лесной опушке») до тех пор, пока их не поймают «медведи». Выигрывает тот, кто останется последним медвежонком на «лесной опушке».
Оборудование и атрибут: мел, обручи, шапочки на «бурых медведей».
Считалка:
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один читал газету,
Другой месил муку.
Раз ку- ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Содержание игры: выбираем двух «медведей». Остальные игроки становятся «медвежатами». Площадку для игры делят на две части: «лесная опушка» и «медвежья берлога». По команде «бурые медведи» берутся за руки и покидают «берлогу». Их задача: поймать «медвежонка», захватив его в кольцо из рук, и отвести в «берлогу»
ІІ вариант: пойманные медвежата в «берлоге» тоже могут участвовать в ловле «медвежат».
ІІІ вариант: ловить «медвежат» можно при помощи обручей.
«Водопад и ветер»
Цель: в процессе игры развивать ловкость, быстроту, действовать по сигналу, воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.
Правила игры: четко выполнять команду водящего, тот, кто ошибётся в выполнении команды, должен выйти из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один – единственный игрок. Это и есть победитель.
Водящий выбирается с помощью жеребьевки.
Содержание игры: для начала игры выбираем водящего. Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него. Когда водящий объявляет: «Водопад!» - игроки начинают приседать, когда же он говорит: «Ветер!» - все должны бежать в одну сторону по кругу. Водящий старается запутать игроков; он может произносить одно и тоже слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он должен зорко следить за игроками – тот, кто ошибётся, выходит из игры.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель
ІІ вариант: на сигнал «Водопад!» игроки выбирают ОВД по желанию (например, прыжки)
ІІІ вариант: на сигнал «Ветер!» - дети бегут врассыпную.
«Волк и ягнята» (Берагъ ама уариккита)
Цель: упражнять детей в беге в рассыпную, развивать быстроту реакции, ловкость, воспитывать умение играть в коллективе.
Правила игры: «Ягнята» пасутся на пастбище. В домике «ягнят» ловить нельзя. Пойманные «ягнята» идут в дом волка.
Оборудование и атрибуты: шапочка волка или опознавательный знак, мел (обруч).
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мы опять гулять:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
Содержание игры: дети изображают «ягнят». «Ягнята» ходят по площадке «щиплют травку». «Волк» внимательно следит за ними. Незаметно для всех выходит из своего «логова» (мелом чертится круг или кладётся обруч) и тихонько подкрадывается к «ягнятам». Волк ловит «ягнят» и тащит к себе в «логово». «Ягнята» убегают от волка и прячутся в своем «хадзаре» (доме). После двух- трех кратного повторения игры выбирают других детей на роль «волка».
І вариант: роль «волка» берет на себя воспитатель
ІІ вариант: выбираются два «волка»
«Тохси» (Крупная кость, бита
Цель игры: развивать мышцы спины, руки; зоркость, ориентировку в пространстве, глазомер; воспитывать умение выигрывать и достойно проигрывать.
Правила игры: если альчик выкатывается за линию, игрок выигрывает. Если он промахивается, то не имеет права бить второй раз (пропускает ход).
Оборудование и атрибуты: альчики, мел.
Считалка: Стоит чурбан,
Не мешает нам.
Кто чурбан из круга собьёт,
Тот победителем уйдёт
Содержание игры: на ровной площадке чертят два круга, вписанных один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить их камешками, по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди. Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой-тохси выбить альчик за пределы большого круга.
I вариант: водящим является воспитатель.
II вариант: использовать камешки.
III вариант: использовать биту с мячами (спортивный детский инвентарь)
Лягушки (Хапсита)
Цель: упражнять в прыжках в длину; воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.
Правила игры: «лягушка» учит прыгать. «Лягушата» должны четко выполнять команды «лягушки». Если ошибается какой-то «лягушонок», то возвращается к «лягушатам» и должен будет поле всех учиться прыгать снова.
Оборудование и атрибуты: мел, шапочка для «лягушки»
Считалка:
Пять веселых лягушат,
По своим делам спешат.
Пока мокро, пока лужно,
До реки добраться нужно.
Если встретишь лягушат, не мешай:
Они спешат!
Содержание игры: на земле чертится небольшой квадратик – «дом». Вокруг «дома»- четыре «листика» вперемешку с четырьмя «кочками» - пруд. Один - ведущий «лягушка», учит «лягушат» прыгать. Он стоит справа от «пруда», а «лягушата» – слева. Каждый лягушонок становится на квадратик – «дом» и внимательно слушая команды «лягушки и квакушки» прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги. «Лягушка» четко и громко командует, один «лягушонок» прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Команда: «Кочка. Листик. Листик. Дом! И т. д. Если «лягушонок» прыгает высоко, и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с «лягушкой», а если ошибается, возвращается к «лягушатам» и должен будет после всех учиться прыгать снова.
Веселые, как девочки
Проворные, как листики,
Прыгучие, как мячики,
Веселые, проворные,
Прыгучие подружки –
Зеленые, зеленые,
Зеленые лягушки.
Все квакают и квакают
И слышно вдалеке:
«Ква-ква! Ква- ква! Бре - ке- ке!»
І вариант: «лягушка»- воспитатель
ІІ вариант: усложнить схему.
«Перетягивание» (Банданай гъазт)
Цель игры: развивать мышцы спины и ног; ловкость, быстроту реакции; воспитывать честность в игре и справедливость
Правила игры: начинать тянуть верё вку следует одновременно по команде: «Марш!» Тянуть надо только вперёд за счёт корпуса и ног. Запрещается опираться руками о землю.
Оборудование и атрибуты: мел, верёвка.
Считалка: Слушай счёт, прямей держись,
За верёвку, не свались.
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь –
Выходи совсем
Содержание игры: через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из верёвки диаметром 1,5-2м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперёд, чтобы верёвка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл.
I вариант: одновременно состязаются несколько пар (спортивная эстафета).
II вариант: использовать обруч вместо веревки.
«Жмурки» («Курм арсита»)
Цель игры: упражнять в беге в врассыпную; умение ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, быстроту; воспитывать умение играть честно и справедливо.
Правила игры: ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. Подсказывать водящему нельзя.
Оборудование и атрибуты: платок или косынка.
Считалка: Мы немножко поиграем,
Врассыпную бегать станем.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя-узнай
Содержание игры: водящему завязывают глаза. Затем игроки поочерёдно легко ударяют по ладоням его вытянутых рук. При этом они шё потом спрашивают: «Кто я?». Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.
I вариант: водящим является воспитатель.
II вариант: водящим выбирается ребёнок.
III вариант: использовать колокольчики, хлопки.
«Жмурки – носильщики» (Курм арсита- уаргъ хасгута)
Цель игры: развивать ориентировку в пространстве; ловкость, быстроту реакции; воспитывать умение болеть за товарища; радоваться победе друг друга.
Правила игры: переносить можно только по одному предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.
Оборудование и атрибуты: платки или косынки, предметы.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли в жмурки мы играть.
Кто носильщик – выходи,
Все предметы принеси!
Содержание игры: готовится место для игры. В одном конце площадки ставят небольшой столик (или скамейку) и на нём раскладывают десять каких-нибудь мелких предметов – это могут быть детские игрушки. На другом конце площадки, шагах в десяти-пятнадцати от столика и в трёх – четырёх шагах друг от друга, ставят два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Остальные играющие располагаются по краям площадки. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул пять предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.
II вариант: использовать камешки.
III вариант: увеличить количество предметов, или уменьшить.
«Палка» («Ладзаг»)
Цель игры: развивать мышцы спины, ног, рук; умение ориентироваться в пространстве; ловкость, быстроту реакции.
Правила игры: следует быть осторожным, чтобы не попасть палкой в водящего, бросать палку в Чуку можно только тогда, когда водящий поставил её и отошёл на своё место.
Оборудование и атрибуты: палки, «чука», мел.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи играть опять.
Палку в «чуку» мы бросаем,
Побеждаем попадая.
Содержание игры: играющие становятся за линией кона. На расстоянии 6-8м от неё водящий ставит вертикально на землю небольшую палочку (длина 10-15см, сечение 3-5см). Играющие держат в руках палки (длиной 1м, которые они по очереди бросают с линии в чуку, стараясь сбить её. Если чука сбита, водящий должен как можно быстрее поставить её на место и взять одну из палок, остальные игроки в это время стараются подбежать каждый к своей палке и взять её. Оставшийся без палки становится водящим. Если никто из игроков не сбил чуку, то каждый старается забрать свою палку, а водящий стремится завладеть чьей-либо палкой. В этот момент играющие могут действовать против водящего коллективно: использовать ложные, отвлекающие действия и тем самым помочь товарищу, взяв палку
II вариант: использовать спортивный инвентарь (бита, шарик).
III вариант: использовать как спортивную эстафету.
Ястреб («Хъарццигъа»)
Цель игры: упражнять детей в легком беге; развивать быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве.
Правила игры: ловить можно только в «ястребином поле» (кругу или прямоугольнике). Пойманные не участвуют в игре до тех пор, пока не будут переловлены все «птицы».
Оборудование и атрибуты: шапочка для ястреба, мел.
Считалка: Ястреб, ястреб выходи,
Коли хочешь - так води.
Содержание игры: На площадке чертят небольшой круг или прямоугольник – место «ястреба». Вся остальная часть площадки объявляется «озером» или «лесом». Там отдыхают различные «птицы» : утки, гуси и др. На крик «ястреба» : «тыы, тыы, тыы» каждая «птица» начинает «перелёт» через «ястребиное поле», а «ястреб» стремится осалить её рукой. Осаленная «птица» выходит из игры. Когда «ястреб» осалит последнюю «птицу», игра заканчивается. Последний осаленный становится новым «ястребом», и игра начинается сначала.
I вариант: роль «ястреба» выполняет воспитатель
II вариант: в игре участвует не один «ястреб», а несколько.
Цвет («Хуза»)
Цель игры: упражнять детей в беге; развивать быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, внимательность.
Правила игры: кто выбежит за условленные границы площадки, тот становится водящим.
Считалка: Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели
Сели пчелы на цветы.
Мы играем - водишь ты!
Содержание игры: По считалке образуют круг. Водящий, закрыв глаза, становится спиной к кругу, в 5-6м от него. Он называет любой цвет, например, синий, красный, зелёный, голубой, белый. Затем поворачивается к игрокам. Те, у кого есть одежда названного цвета, или какой-нибудь предмет хватаются за эти предметы, так, чтобы видел водящий. У кого же нет их, убегают от водящего. Если он догонит и осалит кого-нибудь, то осаленный становится водящим, а прежний водящий встаёт со всеми в круг. Играют несколько раз
I вариант: роль водящего выполняет воспитатель
II вариант: у водящего в руках мяч, осалит ребят мячом.
Яблоко («Фаткъу»)
Цель игры: упражнять ребят в беге по кругу, в приседании на корточки; развивать быстроту, ловкость.
Правила игры: игрокам, бегущим по кругу, не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших это правило, один выходит из игры (тот, у кого оказалась свободной правая рука).
Считалка: Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо забора;
Кто его поднимет,
Тот вон выйдет!
Содержание игры: Играющие, взявшись за руки, образуют круг, в центре которого находится ведущий, выбранный с помощью считалки. Игроки бегут по кругу под слова ведущего: «Яблоко, червивое яблоко, ветер дует, оно падает». Как только произнесено последнее слово, все игроки должны быстро присесть на корточки, не делая ни шага. Тот, кто упадёт или сделает хотя бы один шаг, выходит из игры. Она продолжается до тех пор, пока в кругу останется 3-4 участника. Они считаются победителями.
I вариант: роль ведущего выполняет воспитатель
II вариант: по кругу прыгать на одной ноге, а потом присесть.
«Лесные звери» (Гъаддаг сирдта)
Цель игры: упражнять детей в беге, прыжках; развивать ориентировку в пространстве.
Правила игры: «Звери должны выйти на «лесную поляну» только по сигналу и изображать зверей по всей полянке. По сигналу водящего («Раз, два, три!» - хлопок в ладоши, звери не успевшие спрятаться в «домики», выбывают из игры.
Оборудование и атрибуты: шапочки для зверей, мел
Содержание игры: По сигналу водящего «Солнышко!»- дети изображают зверей, выбегают на «лесную поляну». По сигналу «(«Раз, два, три!» - хлопок в ладоши) звери, не успевшие спрятаться в домики, выбывают из игры
I вариант: роль водящего выполняет воспитатель
II вариант: использовать в игре не «зверей», а «птиц».
«Думга ама баласта (Ветер и деревья)
Цель игры: развивать внимание, умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, самостоятельность, выдержку, ответственность за результат совместных действий.
Правила игры: эта игру можно проводить как на площадке, так и зале, количество играющих не ограничено. В процессе игры дети должны имитировать силу ветра и, чем сильней дует ветер, тем громче шум ребят, чем слабее дует ветер, тем тише шум ребят. Нужно следить за тем, чтобы дети последовательно выполняли все движения. Продолжительность игры 1,5-2 минуты.
Водящий выбирается с помощью жеребьевки.
Содержание игры: дети размещаются на площадке лицом к воспитателю. Воспитатель обращается к детям: «Вы, дети, деревья, ваши руки – ветки, ваши пальцы – листья. Но вот, подул ветер и листья, зашевелились». Дети начинают двигать руками. Ветер усилился, - говорит воспитатель, зашевелились ветки». Дети начинают двигать пальцами в разные стороны. «Ветер подул ещё сильнее, зашатались деревья». Дети начинают делать круговые движения туловищем, одновременно двигая руками и пальцами. «Ветер стал тише». Дети медленно прекращают двигать корпусом, но руки и пальцы работают. «Ветер стал успокаиваться». Дети прекращают двигать руками. «Ветер утих». Дети перестают двигать пальцами.
I вариант: роль водящего выполняет воспитатель.
Чепена (Игра с речитативом)
Цель игры: упражнять детей в выполнении различных ОВД; развивать внимание, умение действовать по сигналу; воспитывать организованность, самостоятельность.
Правила игры: действовать по сигналу и руководству водящего. Ценность игры заключается в том, что она сочетается с музыкальным сопровождением.
Содержание игры: все дети могут стоять по кругу или в шеренгу. Водящий может свободно располагаться на площадке. Лица детей располагаются так, чтобы они были обращены к водящему. Водящий Чепена начинает игру словами, и одновременно делает какое - то движение, играющие произносят свой речитатив и выполняют движения водящего. Так, например:
Водящий чепена произносит: «Рахез къах й чепена». Одной ногой делает подскок на правой ноге. То же самое делают играющие за водящим на левой ноге.
Водящий: «Разм ц у н чепена» - пошли вперед чепена» и делает несколько шагов вперед. Играющие: «Ой, ой чепена» и тоже двигаются вперед. Водящий: «ф ст м ц у н чепена» - «пошли назад чепена» и делает несколько шагов назад. Играющие «Ой, ой чепена» и повторяют и это движение.
Водящий: «Ц й рбад н чепена» - «Давай сядем чепена», водящий приседает. То же самое повторяют играющие с припевом: «Ой, ой чепена».
Водящий: «Гъ йд сист н чепена»- «Давай встанем чепена», встает, играющие повторяют и это его движение.
Водящий: «Ц й ракаф н чепена» - «Давай спляшем чепена» и начинает пританцовывать. Играющие произносят: «Ой, ой скаф н чепена» - «Ой, ой станцуем чепена» и начинает под осетинскую мелодию танцевать.
I вариант: роль водящего выполняет воспитатель.
II вариант: менять поочередность движений по желанию ведущего
Слепой медведь (Курм арс)
Цель игры: упражнять детей в беге в рассыпную; развивать пространственно – слуховую ориентацию, внимание, умение действовать по сигналу; воспитывать организованность.
Правила игры: игру можно проводить как в помещении (зале, площадках, так и на площадке, однако площадку для игры необходимо ограничить, особенно важно на улице. (Во избежание травм, ушибов). Воспитатель должен следить, чтобы водящий не подглядывал. Если «медведь» долго не сможет никого запятнать, воспитателю должен заменить его, чтобы не снижать эмоционального воздействия игры. В процессе игры дети не должны шуметь, кричать, иначе хлопки не будут слышны водящему. Это условие молчание – приучает детей к сдерживанию своих эмоций.
Оборудование и атрибуты: шапочка для «медведя», по две палочки, на каждого играющего ребенка (одна – гладкая, другая – с зубчиками, платок.
Считалка: Шел медведь
По крутым горам,
Малинку собрал,
Положил на травку.
Кто малинку возьмет,
Тот вон пойдет!
Содержание игры: играющие свободно размещается на площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего – «медведя», которому завязывают глаза. По сигналу воспитателя дети водят одной палкой по зубцам другой; возникает дрожащий звук. Медведь идет на звук, стараясь отыскать игрока. Тот, кого он запятнает, становится водящим.
I вариант: проводить игру с хлопками.
Гаккырис- Гаккарис
Цель игры: упражнять детей в прыжках в длину, развивать физические качества : ловкость, быстроту, выдержку.
Правила игры: в игре могут принимать участие, как мальчики, так и девочки. Число играющих неограниченно. Игру можно проводить на площадке и в спортивном зале. Если игру проводить в зале, то взамен лунок, чертятся мелом небольшие круги, внутри которых располагаются участники игры. В этом случае можно игрокам можно разрешить время от времени касаться руками пола. Игрок считается битым, если ступня его сместится и окажется за чертой круга. Воспитатель должен следить за тем, чтобы водящий не ударял ногой сидящего, а слегка только подталкивать его. Сидящим не разрешается поддерживать друг друга, вскакивать, поворачиваться лицом к водящему. Если водящий устал подпрыгивать на одной ноге, может сменить ногу по мере усталости. Воспитатель должен следить внимательно за игрой, и тем самым регулировать физическую нагрузку в игре. Смена водящих должна проходить быстро. Если участников много, можно выбрать двух водящих, один проходит за кругом, а другой внутри, в этом случае смена происходит по очереди.
Оборудование и атрибуты: мел или обручи.
Считалка: Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче дудочка, дуди.
Мы играем, ты води!
Содержание игры: по кругу на расстоянии 40 см друг против друга – небольшие лунки. Игроки приседают в эти лунки на корточки. Водящий, подпрыгивает на одной ноге, старается с места кого – нибудь из игроков. Тот, кого он столкнёт первым, и становится водящим, а другой занимает его место в кругу.
I вариант: роль водящего выполняет воспитатель.
Журавли (хърихъуппита)
Цель игры: развивать коммуникативные качества, развивать координацию движений, воспитывать организованность, настойчивость, чувство товарищества.
Правила игры: в данной игре могут участвовать 10-12 человек. Игра для мальчиков и девочек. От игроков требуется быстрая ориентация в обстановке, хорошая наблюдательность, быстрая реакция. Действия «журавлей» должны быть четкими и согласованными. Состязание в игре вызывает веселое оживление среди играющих и зрителей. При большом количестве участников можно образовать две колонны, которые играют самостоятельно. Воспитатель должен строго следить за тем, чтобы дети не допускали захвата в колонне. Вовремя производить замену водящего, если тот не сможет поймать «журавля».
Оборудование и атрибуты: шапочки для «волка» и «журавля- вожака»
«Волк» и «журавль-вожак» выбираются с помощью жеребьевки
Содержание игры: выбирают «вожака и «волка». Играющие становятся в колонну по одному, каждый обхватывает талию впереди стоящего. «Вожак» стоит во главе колонны, «волк» – в пяти шагах от «вожака» лицом к колонне. По сигналу руководителя «волк» бросается к колонне, стремится захватить одного из «журавлей». «Вожак» защищает своих «журавлей», причём он должен всегда оказываться лицом к «волку», колонна за «вожаком» должна быстро перемещаться, не допуская захвата. «Волк» имеет право нападать на любого участника игры, кроме «вожака». Как только «волку» удается захватить «журавля». «Вожак» становится «журавлем», «волк»- «вожаком». А пойманный «журавль» становится «волком». Если «волк» за одну – две минуты не поймает ни одного «журавля», выбирается новый «волк»
Игра «Журавли» напоминает русскую игру «Наседка и цыплята». Разница в том, что «коршун» старается захватить «цыпленка», который находится в конце колонны, а в «Журавлях» «волк» имеет право захватить любого из играющих, кроме «вожака». Это положение намного осложняет игру. Каждый игрок должен стараться не попасть в лапы «волку» и одновременно помочь товарищу. Такой вариант игры способствует воспитанию чувства взаимной выручки, помощи. I вариант: вариант игры «Наседка и цыплята»