Джамиля Рамазанова
Картотека осенних прогулок по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка 1
Образовательная область – познавательное развитие.
Наблюдение за состоянием погоды
Цель: учить определять время года по характерным признакам.
Ход наблюдения
Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце, отметить, какое небо (хмурое, какая погода (хмурая).
Дуют ветры, ветры буйные, ходят тучи, тучи темные.
Публикация «Картотека осенних прогулок по ФГОС» размещена в разделах
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются, дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва. Если на деревьях листья пожелтели, если в край далекий птицы полетели, если небо хмурое, если дождик льется, это время осенью зовется.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие.
Трудовая деятельность
Поливание песка для игры.
Цели:
— приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать
оказывать помощь взрослым;
— закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.
Образовательная область – физическое развитие
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль».
Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
«Береги предмет».
Цель: учить действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.
Образовательная область – физическое развитие
Индивидуальная работа по развитию движений
Самостоятельные игры: Игры детей с выносным материалом, обучение умению правильно пользоваться совочком и формочкой.
Выносной материал
Лейки, кубики и формочки на каждого ребенка для игры с песком, кукла, машинки.
Вечерняя прогулка
Образовательная область – познавательное развитие.
Наблюдение. Обратить внимание на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать какие из цветов знакомы детям.
Образовательная область – физическое развитие
П/Игра «Вейся венок».
Цель – научить детей водить хоровод.
Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли цветы (дети). Подул ветерок, цветы начали шалить и разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» дети должны образовать круг. Все вместе водят хоровод и поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие.
Труд. Собрать семена растений.
Прогулка 2
Образовательная область – познавательное развитие.
Наблюдение за собакой
Цели:
— дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении;
— воспитывать любовь к животным.
Ход наблюдения
Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.) С хозяином дружит, Дом сторожит.
Живет под крылечком, Хвост колечком. Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает.
Образовательная область-социально – коммуникативное развитие.
Трудовая деятельность
Подметание дорожки, ведущей к участку.
Цель: учить правильно пользоваться веничками.
Образовательная область – физическое развитие
Подвижные игры
«Автомобили», «Воробушки и автомобиль».
Цели:
— приучать соблюдать правила дорожного движения;
— закреплять знания об автобусах.
Образовательная область – физическое развитие
Индивидуальная работа. Развитие подражательных движений.
Самостоятельные игры:
Игры детей с выносным материалом, обучение умению правильно пользоваться совочком и формочкой.
Выносной материал
Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.
Вечерняя прогулка.
Образовательная область-познавательное развитие
Наблюдение за прохожими в осенней одежде. Развивать предпосылки наблюдательности, интереса к взаимосвязи явлений природы и жизни людей. Люди надевают более теплую одежду - куртки, головные уборы, увеличивается кол-во предметов одежды - перчатки, шарфы. Спросить, почему мы и прохожие так одеваются. При рассматривании активизировать в речи названия предметов одежды, закреплять названия основных цветов. Спланировать это наблюдение еще раз в дождливую погоду, привлечь внимание к зонтикам, непромокаемой обуви, поднятым капюшонам. Рассмотреть одежду детей. В группе провести дид. упр. "Оденем куклу на прогулку", подобрав предметы одежды, которые наблюдали.
Образовательная деятельность-физическое развитие
П/Игра «Вейся венок».
Цель – научить детей водить хоровод. Подул ветерок, цветы начали шалить и разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» дети должны образовать круг. Все вместе водят хоровод и поют любую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.
Образовательная область-социально- коммуникативное развитие.
Труд. Собрать семена растений. Подмести беседку.
Прогулка 3
Образовательная область – познавательное развитие.
Наблюдение за солнцем
Сообщить детям, что наступила ранняя осень, но погода ещё мало отличается от летней. Солнце днём также светит и греет. По утрам и вечерам уже становится прохладнее. Предложить найти солнечные места на участке.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Образовательная область – познавательное развитие.
Изучение солнечных лучей
Лучи согревают – подставить ладошки; сушат – вынести мокрые резиновые мячи на участок, дети наблюдают, как они постепенно высыхают; освещают - найти солнечную и теневую стороны.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие.
Трудовая деятельность. Убирать участок, поощрять добровольное участие в труде взрослых.
Образовательная область – физическое развитие
Подвижные игры
«Птицы в гнездышках».
Цели:
— учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
— приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Найди свой домик».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, приучать ориентироваться в пространстве.
Образовательная область – физическое развитие
Индивидуальная работа
Развитие подражательных движений.
Самостоятельные игры:
Игры детей с выносным материалом, обучение умению правильно пользоваться совочком и формочкой.
Выносной материал
Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки; ведерки для сбора мусора.
Вечерняя прогулка.
Образовательная область – познавательное развитие.
Наблюдение. Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей как листья падают к земле. Уточнить что листья легкие, поэтому летят медленно.
Образовательная область – физическое развитие
П/Игра «Поймай цветок»
Цель – развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры – дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие.
Труд. Собрать букет из листьев.
Прогулка 4
Образовательная область – познавательное развитие.
Наблюдение за птицами во время кормления
Цели: прививать желание заботиться о птицах; формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).
Маленький мальчишка, в сером армячишке, по двору гуляет, крошки подбирает.
• Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.) Как птицы кричат? Как прыгают? Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие.
Трудовая деятельность
Кормление птиц.
Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);
— воспитывать желание ухаживать за животными.
Образовательная область – физическое развитие
Подвижные игры
«Воробушки и кот».
Цели: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего; быстро убегать, находить свое место; быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.
«Попади в круг».
Цели:
совершенствовать умение действовать с разными предметами;
развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
Образовательная область – познавательное развитие.
Индивидуальная работа
Выучить названия 2 птиц (голубь и воробей)
Самостоятельные игры: Игры детей с выносным материалом.
Выносной материал
Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, карандаши, совочки, машинки.
Вечерняя прогулка.
Образовательная область – познавательное развитие.
Наблюдение за явлениями первых заморозков. Развивать сенсорные способы познания природных явлений - характер поверхности, температура льда. показать иней на траве, кирпичной стене, сетке ограды. Вызвать чувство удивления, восхищения своеобразием природных явлений. Формировать предпосылки логических умозаключений - замерзание воды в лужах связать с холодной погодой. Позволить порезвиться, попрыгать в мелких замерзших лужах, послушать как хрустит, шуршат, позванивают разлетающиеся льдинки.
Образовательная область – физическое развитие
И/упражнение «Попади в круг»
Цель: Развивать умение бросать предметы в определённое место двумя руками
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие.
Труд. Собрать красивые листья для поделок.
Прогулка 5
Образовательная область – познавательное развитие.
Рассматривание клумбы
Цели:
— продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску;
— воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них.
Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.
Образовательная область – познавательное развитие. Эксперименты.
Обследование цветов
Вы чувствуете запах? Чем пахнет? (пахнет цветами)
Запах передаётся по воздуху. Воздух имеет запах? (нет) Как же мы чувствует запах цветов? (он переносится воздухом)
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие.
Трудовая деятельность
Сбор осенних цветов для украшения группы.
Образовательная область – физическое развитие
Подвижные игры
«Птичка в гнездышке».
Цели:
— учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
— приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Найди свой домик».
Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Образовательная область – познавательное развитие.
Индивидуальная работа
Выучить названия двух цветов (бархатцы и ромашки)
Самостоятельные игры: Игры детей с выносным материалом.
Выносной материал
Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки.
Вечерняя прогулка.
Образовательная область – познавательное развитие.
Наблюдение за осенними листочками. Развивать у детей способность к наблюдению листопада, подводить детей к самостоятельному выводу - листочки падают, потому что стало холодно. Активизировать в речи глаголы - падают, опадают, облетела. Вызвать эстетический отклик на красоту осенних деревьев, создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву.
Образовательная область – физическое развитие
П/Игра «Где вы были?»
Ножки, ножки, где вы были? За грибами в лес ходили (ходят на месте)
Как вы, ручки, работали? Мы грибочки собирали (приседают, собирают грибы)
А вы глазки помогали? Мы смотрели, да искали
(Смотрят из-под руки, поворачиваются влево, вправо)
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие.
Труд. Сбор природного материала для поделок.
Прогулка 6
Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за облаками
Цели:
— познакомить с различными природными явлениями;
— показать разнообразие состояния воды в окружающей среде;
— формировать творческое отношение к делу.
Ход наблюдения
Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам! Фиолетовою тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей Слон слонялся в небесах.
В синеве он важно плыл даже солнце заслонил.
Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие.
Трудовая деятельность
Сбор опавших листьев и другого мусора на участке.
Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.
Образовательная область – физическое развитие.
Подвижные игры:
«Солнышко и дождь».
Цели:
— учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
— приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«С кочки на кочку».
Цели: продолжать учить подпрыгивать на двух ногах;
— спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях;
— совершенствовать навыки перепрыгивания.
Образовательная область – познавательное развитие.
Индивидуальная работа.
Запомнить названия деревьев на участке.
Самостоятельные игры: Игры детей с выносным материалом.
Выносной материал
Совочки, формочки для песочницы, машинки, кубики для игр, мел.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие
Вечерняя прогулка.
Образовательная область – познавательное развитие.
Наблюдение за облачным небом. Развив. Элементарных представлений - облака летят высоко-высоко, облака большие, могут менять форму, цвет. Побуждать замечать простейшие взаимосвязи - наличие ветра и движение облаков. Воспитывать интерес к данному явлению природы, развивать воображение (догоняют друг друга, как будто играют, столкнулись, изменили форму, на кого стали похожи и пр.) Предложить игры с вертушками, побегать с вертушками, которые подарили старшие дети.
Образовательная область – физическое развитие.
П/Игра «Дорожки».
Цель – учить детей бегать дуг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать дуг другу и не толкать впереди бегущего.
Ход игры: На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие
Труд. Подмети участки, освещенные солнцем
Прогулка 7
Образовательная область – познавательное развитие.
Наблюдение за птицами
Цели: продолжить наблюдение за птицами на участке;
— учить различать основные части тела;
— развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм.
— Воробей, что ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь.
— Я давно заметил крошки, да боюсь сердитой кошки.
Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие
Трудовая деятельность
Кормление птиц.
Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка);
— воспитывать желание ухаживать за животными.
Образовательная область – физическое развитие.
Подвижные игры: «Воробушки и кот».
Цели: - учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;
— бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего, быстро убегать, находить свое место; приучать быть осторожными, занимая место, не толкать товарища.
«Попади в круг».
Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами;
— развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками;
— развивать глазомер, координацию движения, ловкость.
Образовательная область – физическое развитие.
Индивидуальная работа
Упражнять в прыжках на двух ногах.
Самостоятельные игры: Предложить нарисовать палочкой на песке. Игры с выносным материалом.
Выносной материал
Корм для птиц, куклы, одетые по погоде, совочки, машинки, палочки, ведёрки для мусора.
Вечерняя прогулка.
Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение. Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, или серое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи?
Образовательная область – физическое развитие.
П/Игра «Пузырь»
Цель – научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Ход игры – дети встают в круг и со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся. ПУХ» увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие
Труд. Помети участки, освещенные солнцем
Прогулка 8
Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за листопадом.
Обратить внимание детей на то, что листья на деревьях желтеют и опадают.
Листья кружатся в воздухе и падают на землю. На земле много разных листьев.
Осень настала, а лето прошло.
Радостей много оно унесло.
Но не печалься, дружок, мой совет,
Лучше из листьев ты сделай букет.
Ходьба по листьям
Послушать, как они шуршат?
Сорвать один листок с дерева другой поднять с земли. Какой из них шуршит? Почему?
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие
Трудовая деятельность
Собрать букет из осенних листьев.
Образовательная область – физическое развитие.
Подвижные игры
«Воробушки и автомобиль».
Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения.
«Перебежки — догонялки».
Цель: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Образовательная область –речевое развитие.
Индивидуальная работа
Выучить названия тополиного и берёзового листьев.
Самостоятельные игры: Предложить нарисовать палочкой на песке. Игры с выносным материалом.
Выносной материал
Рули, маски-эмблемы, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки.
Вечерняя прогулка.
Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение. Послушать как шуршат на ветру листья, понаблюдать как в ветреную погоду движутся облака. Обратить внимание на то, что ветер стал холоднее.
Образовательная область – физическое развитие.
П/Игра «Пчелки»
Цель: Разаитие ловкости.
Ход игры: Дети изображают пчел, бегают по комнате, размахивая ручками-крыльями, "жужжат"" Появляется взрослый - "медведь" - и говорит:
- Мишка-медведь идет,
Мед у пчел унесет.
Пчелки, домой!
Пчелки" летят в определенный угол комнаты - "улей". "Медведь", переваливаясь, идет туда же. "Пчелки" говорят:
- Этот улей - домик наш.
Уходи, медведь, от нас!
Ж-ж-ж-ж-ж!
"Пчелки" машут крыльями, прогоняя "медведя", "улетают" от него, бегая по комнате. "Медведь" ловит их.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие
Труд. Собрать разлетевшиеся от ветра листья
Прогулка 9
Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за дождем
Цель: познакомить с природным явлением — дождем.
Ход наблюдения
В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный, определить, какой дождь.
Сколько знаю я дождей? —
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой.
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие
Трудовая деятельность
Поливка дождевой водой растений в группе.
Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.
Образовательная область – физическое развитие.
Подвижные игры
«Солнышко и дождь».
Цели: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
— приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«Лиса в курятнике».
Цели: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки;
— учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 метра;
— совершенствовать навыки перепрыгивания.
Образовательная область – познавательное развитие.
Индивидуальная работа
Закрепить признаки осени.
Выносной материал
Для игр в зале: кубы, скамейки, емкости для воды.
Вечерняя прогулка.
Образовательная область – познавательное развитие. Наблюдение за цветущими растениями на осенней клумбе (перечислить). Развивать у детей представления о растениях: цветы не только очень красивые, они живые, растут, радуются солнышку. Демонстрировать детям зависимость жизни растений от тепла и света: если взять цветочек в группу, он будет долго-долго жить в тепле. Развивать у детей способность чувствовать красоту и выражать свое отношение мимикой, жестом, словом. сразу после наблюдения выкапывается кустик цветов для посадки в группе.
Образовательная область – физическое развитие.
П/Игра «Удочка»
Цель – научиться перепрыгивать через скакалку.
Ход игры – водящий в центре круга ведет скакалку, дети должны перепрыгивать через нее, кто не успел – становиться водящим.
Образовательная область – социально- коммуникативное развитие
Труд. Собрать семена ноготков.
Прогулка 10
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за лужами.
Расширять знания об осенних признаках природы. Обратить внимание детей на то, что после сильного дождя собираются большие лужи, а когда дождь не сильный лужи поменьше. Большие лужи долго высыхают, мелкие быстрее высыхают.
Трудовая деятельность
Собирание крупных камешков.
Воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Лохматый пес».
Цели:
— учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения;
— бегать, стараясь не попадаться водящему.
«Кому флажок?».
Цели:
— упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;
— воспитывать ловкость, целеустремленность.
Индивидуальная работа
Закрепить понятие «домашние животные».
Самостоятельные игры: Игры с выносным материалом.
Выносной материал
Куклы, одетые по погоде, маски-эмблемы, печатки, совочки, машинки.
Вечерняя прогулка.
Интеграция областей: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за осенними листочками. Развивать сенсорное восприятие и эмоциональный отклик (восхищение, радость) на разнообразие красок, форм и размеров опавших листьев. Побуждать узнавать и называть листочки, рябины (как перышки, березы, находить деревья, с которых они слетели. После наблюдения собрать листочки в букеты - самые большие, самые маленькие, листочки желтого цвета, листочки красного цвета
П/Игра «Поймай грибок»
Цель упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации.
Ход игры:
Меж еловых мягких лап, дождик кап, кап, кап.
Где сучок давно засох, серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.
Воспитатель: «Кто нашел его друзья?» Дети: «Это Я, я, я!»
Дети «грибники» стоят в парах лицом друг к другу, взявшись за руки, и ловят «грибы» (заключить в свой круг)
Труд. Собрать и разложить по коробочкам природный материал.
Самостоятельные игры с выносным материалом.