Ольга Юданова
Картотека прогулок весной
▼ Скачать + Заказать документы
Апрель
Прогулка 1
Рассматривание растений
Обратить внимание детей на разнообразие растительного мира, формы растений, отличие деревьев от кустарников, травянистых растений. Полюбоваться красотой весенней природы, растительным миром, просыпающимся после зимнего сна.
Приметы: в апреле ясные ночи кончаются заморозками.
Поговорки и пословицы: «Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени»; «Где ласточке ни летать, а к весне опять прибудет».
Публикация «Картотека прогулок весной» размещена в разделах
Стихотворение Е. Трутневой «Весна».
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Цели: уточнить и расширить знания о деревьях и кустарниках; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.
Ход игры. Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, количество стволов, рост, окраска. Водящий по описанию должен узнать растение. Фишки получает отгадавший и загадавший ребенок.
Если ребенок вспомнит или придумает свою загадку, он получает дополнительные фишки.
Подвижная игра «Караси и щука».
Подвижная игра «Быстро возьми».
Труд на участке. Вместе с воспитателем начинать окапывать лунки деревьев и кустарников, находящихся на территории участка группы.
Прогулка 2
Наблюдение за солнцем
Рассказать о движении солнца по небу, как солнцу поклонялись предки, что было бы, если бы солнце вдруг перестало светить.
– Как человек использует солнце?
Приметы: солнце в туман садится – к дождю; днем жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Вздел Ярило зиму на вилы»; «Солнышко с апрельской горки в лето катится».
Стихотворения:
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
Загадки:
Все его любят, а поглядят на него – морщатся.
(Солнце.)
Дидактическая игра «Природа и человек».
Подвижная игра «Солнечные зайчики».
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком, пусть бегут ко мне.
Ну лови, лови скорей, вот он, светленький кружок,
Вот-вот-вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
Дети ловят зайчика на стене.
Подвижная игра «Караси и щука».
Опыт «Солнце высушивает предметы».
Материал: кукольная одежда, мяч, лейка.
Вывод. Солнце прогревает предметы.
Прогулка 3
Наблюдение за небом
Обратить внимание детей, как меняется цвет неба весной. Небо как будто увеличилось, хорошо видно, что вверху оно темно-голубое, а к краям светлее. Его стало как бы больше, из-за того что деревья стоят без листвы и оно сквозь их ветви хорошо просматривается. Цвет удивительно голубой (сравнить с зимним небом). Туч и облаков становится все меньше, солнышко все чаще проплывает по голубому небу.
Приметы: на небе синие вечерние облака – к перемене погоды; к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «Вода с гор потекла – весну привела».
Стихотворения:
ПЕСНЯ О ВЕСНЕ
Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Я. Колас
Загадки:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой – улей – пчела первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Весной.)
Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы».
Подвижная игра «Бездомный заяц».
Игра-забава «Узнай по звуку».
Прогулка 4
Наблюдение за насекомыми
На участке сада найти насекомых, которые уже вылезли из укрытий. Понаблюдать за способами их передвижения. Кузнечики и цикады передвигаются прыжками и короткими перелетами, определить, какие приспособления для этого у них есть (хорошо развитые для прыжков ноги, маленькие крылья). Мокрицы передвигаются на коротких ножках, многоножки быстро ползут при помощи своих многочисленных ножек.
Приметы: ласточки низко летают – к дождю.
Поговорки и пословицы: «Не ломай печи – еще апрель на дворе»; «Снег в апреле – внучек за дедушкой пришел».
Стихотворения:
ВЕСНА
…Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Плещеев
ПАУЧОК
У тропинки под рябиной
Сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины
Намотал на кулачок.
Если муха прилетит,
Паутина задрожит
И охотник из засады
За добычей прибежит.
Е. Стюарт
Загадки:
Длинные ножки, как стебельки,
Оттого и делает высокие прыжки.
В траве он стрекочет,
Быть пойманным не хочет.
(Кузнечик.)
Монотонное, надрывное жужжанье
У балкона, у закрытого окна.
Хоть на воле оказаться есть желанье,
А туда не может выбраться она.
(Муха.)
Дидактическая игра «Что это за насекомое?».
Подвижная игра «Охотники и утки».
Цель: развитие меткости.
Игра-забава «Что изменилось?».
Подвижная игра «Повар».
Прогулка 5
Рассматривание одуванчика
Найти всходы одуванчика, определить части растения, что появляется первым. Обратить внимание на разный вид всходов одуванчика в разных местах произрастания (в тени и на солнце, в засушливых и во влажных местах, попросить детей сделать выводы.
Найти взрослое растение, обратить внимание на его внешний вид, напомнить, что в вечернее время цветы одуванчика закрывают свои головки до утра.
Приметы: одуванчик расцвел ранней весной – к короткому лету; первый апрельский дождь воза золота стоит.
Поговорки и пословицы: «Ни холодней марта, ни теплее мая не бывает апреля».
Стихотворения:
ОДУВАНЧИКИ
Одуванчики везде
По весенней травке:
Замелькали во дворе,
Разбежались по горе,
Спрятались в канавке.
И. Полянский
Загадки:
Видел я такой цветок –
Золотистый ободок.
Долго он в траве сидел,
Стал седым и улетел.
(Одуванчик.)
Дидактическая игра «Да или нет?».
Подвижная игра «Не дай мяч водящему».
Цель: развивать ловкость, меткость.
Дидактическая игра «Придумай сам».
Подвижная игра «Охотники и утки».
Игра-забава «Успей подхватить».
Труд на участке. Вместе с взрослыми навести порядок на участке группы.
Прогулка 6
Наблюдение за насекомыми (божьей коровкой)
Воспитатель предлагает поискать жучка сначала в тени, а затем на солнечных местах. В тени их нет, а вот на солнечных местах есть божьи коровки, которые вышли из своих укрытий погреться. Основная масса жучков остается зимовать, прячась в щели коры деревьев, находя укромные места, прячась под ворох прошлогодней листвы.
Приметы: ранняя весна – летом много непогожих дней; синие облака в апреле – к теплу и дождю.
Поговорки и пословицы: «Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени»; «Вода на лугу – сено в стогу».
Стихотворения:
ВЕСНА
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом…
А. Фет
ВЕСНА
Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,
Наливаю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу –
Людям радость я несу!
Загадки:
Спинка красная, на ней черные круги,
С каждой стороны по три ноги.
(Божья коровка.)
Дидактическая игра «Похож – не похож».
Подвижная игра «Где мы были, не скажем».
Цель: развивать логическое мышление, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Подвижная игра «Не дай мяч водящему».
Труд на участке. По мере того как участок детского сада освобождается от снега, воспитатель организует с детьми уборку своего участка и помогает дворнику убирать дорожки детского сада и участки детей младших групп.
Прогулка 7
Наблюдение за всходами ландыша
Найти на земле всходы ландышей, рассмотреть их. Отметить отличие от подорожника и одуванчика, вспомнить части тела растения. Полюбоваться нежными зелеными листочками.
Листики похожи на овал.
Ландыш растет в притененном, влажном месте.
Приметы: журавли летят высоко – к ненастью; когда цветет черемуха – всегда живет холод.
Поговорки и пословицы: «Глубже посеешь весной – будешь с хлебом зимой»; «Апрельский цветок ломает снежок».
Стихотворения:
На зеленом шнурочке –
Белые звоночки.
Знают даже малыши:
То лесные ландыши.
ВЕСНА
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы в скворечники летят.
Звенит под крышами капель,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время знает?
Загадки:
Белые горошки
На зеленой ножке
(Ландыш.)
Дидактическая игра «Похож – не похож».
Подвижная игра «Замри».
Подвижная игра «Повар».
Опыт «Водопроницаемость песка и глины».
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.
Материал: глина, песок, вода.
Х
Прогулка 8
Наблюдение за кузнечиком
Воспитатель находит на прогулке кузнечика. Рассмотривает его вместе с детьми (найти характерные части насекомого, хорошо ли его видно в траве, почему (защитная зеленая окраска, своеобразная форма тела, похожая на веточку или травинку, почему так тяжело найти его на зеленом фоне и так хорошо виден кузнечик на земле.
Приметы: после дождя потеплело – к плохой погоде; особенно холодно бывает, когда дуб развернется.
Поговорки и пословицы: «Апрель всех напоит».
Стихотворения:
КУЗНЕЧИК
Из травы, с зеленой кочки,
Раздается странный звук.
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек.
То в траве застрекотал
Маленький кузнец – кузнечик.
Загадки:
В зеленых мундирах в траве на лугах
Живут музыканты на длинных ногах.
(Кузнечики.)
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Дидактическая игра «Отгадай-ка!».
Подвижная игра «Стоп!».
Подвижная игра «Замри».
Прогулка 9
Наблюдение за весенней грозой
Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния – и почему.
Приметы: глухой гром – к тихому дождю, резкий – к дождю; дождь без ветра будет идти долго.
Поговорки и пословицы: «Апрельские лучи будят землю»; «До первой грозы лягушки не квакают».
Стихотворения:
ТУЧА
Что это за птица? Черная, большая,
Над землей повисла, солнце закрывая.
Крупными слезами эта птица плачет.
От нее подальше мама дочку прячет.
Как она примчится, все вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть, убегу скорее!
Загадки:
Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
И сады, и огороды всей округи полила.
(Гроза.)
Дидактическая игра «Охотник».
Дидактическая игра «Лесник».
Подвижная игра «Стоп!».
Игра-забава «Считайте ногами».
Прогулка 10
Наблюдение за дождевым червем
После дождя воспитатель показывает детям выползших дождевых червей. Вода заполняет норки червей, они выползают на поверхность. Дети рассматривают их строение: нет головы, ног, одно туловище, посередине имеется хорошо заметный поясок. Д
Приметы: дождь при солнце скоро прекратится.
Поговорки и пословицы: «Весной дождь парит, а осенью мочит»; «Была бы водица, а зелень народится».
Стихотворение «Дождик».
Загадки:
Он носит поясок, хотя без рук, без ног.
В земле живет, рыхлит ее и удобряет.
(Дождевой червь.)
Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Подвижная игра «С кочки на кочку».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Игра повторяется 2–3 раза.
Опыт «Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность земли».
Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.
Прогулка 11
Наблюдение за растениями
(определение погоды по растениям)
Рассказать детям о тех временах, когда не было часов, метеорологов и никто не предсказывал прогноз погоды. Люди, наблюдая за растениями, птицами и явлениями природы, научились определять погоду. Они замечали, что растения, насекомые и птицы ведут себя по-особенному перед сменой погоды и в разное время суток.
Рассказать детям некоторые приметы.
Приметы: в солнечный день цветки одуванчика закрылись – быть дождю; одуванчик раскрывается в 5–6 часов утра, а закрывается в 16–17 часов; сирень пахнет сильней обычного – к дождю; из березы течет много сока – к дождливому лету.
Поговорки и пословицы: «В землю не положишь – и с земли не возьмешь; «До поры до времени не сеют семени».
Стихотворения:
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака.
Загадки:
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
(Одуванчик.)
Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Дидактическая игра «Да – нет».
Подвижная игра «Пустое место».
Русская народная игра «Мячик кверху».
Прогулка 12
Наблюдение за воробьями
Воспитатель предлагает понаблюдать за воробьями. Как изменилось их поведение по сравнению с зимним временем?
Эта маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Часто говорят: «Серый воробышек». А ведь на самом деле воробей вовсе не серый. Спинка у него коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.
Приметы: воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде; воробьи сидят нахохлившись – к дождю.
Поговорки и пословицы: «Готовь сани с весны, а колеса с
осени».
Стихотворения:
Воробей с березы на дорогу прыг!
Больше нет мороза, чик-чирик!
Вот журчит в канавке быстрый ручеек,
И не зябнут лапки – скок, скок, скок!
Высохнут овражки – прыг-прыг-прыг!
Вылезут букашки – чик-чирик!
ВОРОБУШЕК
Комочек серых перышек,
Веселый наш воробушек
В саду хлопочет, кружится,
Вот выкупался в лужице
И к детям под окошко
Летит за хлебной крошкой.
Загадки про птиц.
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Эмоциональная игра «Крокодил».
Подвижная игра «Шоферы».
Прогулка 13
Наблюдение за перистыми облаками
Воспитатель обращает внимание на небо, предлагает рассмотреть перистые облака. От них тени на земле не бывает. Облака располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой. Похожи на завитки, кудряшки, перья птицы.
Приметы: облака быстро движутся – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы: «Весной ведро воды – ложка грязи»; «Весенний дождь лишним не бывает».
Стихотворение Я. Коласа «Песня о весне».
Дидактическая игра «Помнишь ли ты эти стихи?».
Цель: развивать речь детей.
Где обедал воробей?
В зоопарке у. (зверей).
Вы не стойте слишком близко:
Я … (тигренок, а не … (киска).
Ветер по морю … (гуляет)
И … (кораблик) подгоняет. И т. д.
Подвижная игра «Жмурки».
Прогулка 14
Наблюдение за майским жуком
Когда на деревьях распускаются первые листья, появляются майские жуки, которые ими питаются. При рассматривании насекомого воспитатель называет его, обращает внимание детей на внешний вид жука (короткий, толстый, с твердыми крыльями, предлагает посмотреть, как он ползает по земле (перебирает тоненькими ножками, как летает (приподнимает твердые и распускает мягкие, прозрачные крылья, как гудит во время полета.
Приметы: большое количество майских жуков – к засухе; комаров много – дождь завтра будет.
Поговорки и пословицы: «Солнышко с апрельской горки в лето катится»; «Весна красна цветами, а осень – снопами».
Стихотворения:
МАЙСКИЙ ЖУК
Всем мальчишкам и девчонкам
Этот жук давно знаком –
В мае нравится детишкам
Догонять его с сачком.
Очень любит он кормиться
Первой майскою листвой,
Жук откладывает яйца
В теплой норке под землей.
Он коричневого цвета
И крупней других жуков.
Так о ком загадка эта,
Догадайся, кто таков?
Загадки:
Летает, жужжит, летом ест, зимой спит.
(Жук.)
Дидактическая игра «Сколько предметов?».
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Подвижная игра «Жмурки».
Прогулка 15
Наблюдение за ветром
Цель: уточнить и расширить знания о разнообразии неживой природы о (воздухе, природном явлении ветре, причинах его возникновения, влиянии на жизнь растительных организмов и человека.
Выяснить с детьми, есть ли ветер. Как это можно определить? Как узнать силу ветра? Что такое ветер?
Ветер играет большую роль в жизни растений (переносит пыльцу, семена). Попросить назвать примеры (одуванчик, клен, тополь). Рассказать дошкольникам о значении ветра в жизни человека, о приспособлениях, которые помогают человеку использовать ветер для своих целей.
Опыт «Как легче бегать – против ветра или по ветру?».
Поговорки и пословицы: «Весной оглобля за одну ночь травой обрастает»; «На весну надейся, а дрова запасай».
Стихотворение «Ветер, ветер! Ты могуч…» (отрывок из «Сказки о мертвой царевне…» А. С. Пушкина).
Загадки:
Невидимка озорной, все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит и куда-то он спешит.
(Ветер.)
Дидактическая ига «Вчера, сегодня, завтра».
Подвижная игра «Казаки-разбойники».
Игры с вертушками и султанчиками.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Труд на участке. После дождя убрать сломанные веточки, привести в порядок участок группы.
Прогулка 16
Наблюдение за ласточками
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на полет ласточек. В ясную погоду ласточки с шумом носятся в высоте. У них своеобразный полет, не такой, как у других птиц, и особое строение тела, по которому ласточку легко отличить от других птиц. Спинка темная, а горлышко и грудка белые. У нее хвост разделен на две половинки, он помогает ей при полете и служит своеобразным рулем при ловле насекомых. Она очень подвижна и грациозна. С ласточкой связаны многие народные приметы.
Приметы: ласточки высоко летают – к хорошей погоде; ласточки шумно, низко летают – к дождю.
Стихотворения:
СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ
Травка зеленеет, С нею солнце краше
Солнышко блестит, И весна милей…
Ласточка с весною Прощебечь с дороги
В сени к нам летит. Нам привет скорей.
А. Плещеев
Загадки:
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста?
(Ласточка.)
Спереди – шильце, сзади – вильце,
На груди – белое полотенце.
(Ласточка.)
Дидактическая игра «Сколько предметов?».
Подвижная игра «Картошка».
Прогулка 17
Наблюдение за весенними изменениями в природе
Цели: уточнить знания о последовательности весенних изменений в природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны; формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимодействиях и взаимосвязях в природе.
Воспитатель обращает внимание детей на красоту весенней природы, спрашивает, какие изменения произошли (увеличилась продолжительность дня, повысилась температура окружающего воздуха, появились насекомые, прилетают птицы, распускается листва и т. д.).
Поговорки и пословицы: «Апрель с водой – май с травой»; «Весенняя пора – поел да со двора».
Стихотворения:
Возвращаются скворцы –
Наши новые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Загадки про весну.
Дидактическая игра «Ищи».
Дидактическая игра «Лесник».
Подвижная игра «Волк во рву».
Опыт «Радуга».
Цель: познакомить с таким явлением, как радуга.
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход опыта. Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они когда-нибудь радугу после дождя? Он ставит зеркало в воду под небольшим углом, ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей его на составляющие. В конце опыта спрашивает у детей, на что похоже слово «ра-дуга». Что такое «дуга»? Какая она? С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
Прогулка 18
Наблюдение за многообразием насекомых
Цели: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых; формировать эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.
Воспитатель предлагает детям найти насекомых. Устанавливает связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подводит детей к выводу, что апрель – это месяц, когда просыпается все в живой природе. Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Учит различать насекомых по внешнему виду
Опыт «Следы насекомых».
Поговорки и пословицы: «Весна водой богата»; «Хороший год по весне видно».
Стихотворение «Майский жук».
Загадки:
Два рога, а не бык, шесть ног без копыт.
Летит – воет, сядет – землю роет.
(Жук.)
Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Подвижная игра «Садовник».
Дидактическая игра «Отгадайте загадки».
Подвижная игра «Волк во рву».
Труд на участке. Вместе с воспитателем вскопать лунки вокруг деревьев и кустарников на участке группы и возле него.
Прогулка 19
Рассматривание цветущей березы
Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Понюхать. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца. Сережки – это цветы березки.
Приметы: соловей защелкал, значит, береза лист пустила; соловей запевает, когда может росы напиться с березового листа.
Стихотворения:
БЕРЕЗА
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей,
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Р. Рождественский
Загадки:
Стоят в поле сестрицы:
Платья белены, шапочки зелены.
(Березы.)
Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
Подвижная игра «Космонавты».
Дидактическая игра «Найди пару».
Прогулка 20
Рассматривание сирени
Воспитатель вспоминает с детьми разнообразие растительных форм (деревья, кустарники, травянистые растения). Находит их на участке детского сада, отмечает отличия и сходство. На примере сирени рассматривает признаки кустарника (много стволов, они относительно тонкие, кустарник невысокий). Обращает внимание на большие ланцетовидные листья (вспомнить, какие были крупные почки на кустарнике).
Приметы: сирень пахнет сильнее обычного – к дождю; днем жарко, а ночью прохладно – к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: «Апрельские лучи будят землю»; «В апреле мокро – к грибному лету».
Стихотворения:
Набухают быстро почки,
Появляются листочки,
Всюду гомон, птичья трель –
Это в лес пришел апрель.
Загадки:
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья.)
Малоподвижная игра «Волшебное зеркало».
Цель: развивать ритмичность, выразительность речи и координацию движений.
Ну-ка, зеркальце, смотри!
Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением. Тот, к кому он обращается, должен точно повторить и фразу, и движение. Если он допустил ошибки, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнил все без единой ошибки.
Дидактическая игра «Кто больше слов придумает».
Подвижная игра «Мяч передавай – слово называй».
Цель: развивать фонематические представления, быстроту реакции.
Опыт «Песчаный конус».
Цель: показать свойство песка (он может двигаться).
Вывод. Песок может двигаться.
Подвижная игра «Космонавты».