Елена Претцер
Картотека опытов раздела «Познай себя» для детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цель (и) :
1. Формировать у детей естественно – научные представления о строении организма человека, факторах, влияющих на его состояние.
2. Сформировать у детей практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
3. Развивать мелкую моторику и тактильно-чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Публикация «Картотека опытов раздела „Познай себя“ для детского сада» размещена в разделах
Опыт 1. Уши. Плотно закройте себе уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (Педагог произносит 2—4 слова достаточно тихо, чтобы дети их не расслышали.) Откройте уши. Что я только что делала? Что я сказала? (Не слышали.)
Опыт 2. Уши. ( Педагог производит за ширмой несколько действий: переливает воду из полного стакана в пустой, мешает ложкой в стакане, шуршит бумагой.) Что я делаю? (Дети легко определяют.) Так зачем нам уши? (Чтобы слышать.)
Опыт 3. Рот. Те, кто сидят слева, высуньте язычки. Те, кто сидят справа, возьмите спичку, обмакните вату в один из прозрачных растворов и прикоснитесь к кончику языка товарища. Что почувствовали? Использованную спичку положите на блюдце и поменяйтесь ролями. (Дети выполняют.) Что почувствовали? Так зачем нам рот? (Чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус.)
Опыт 4. Самообследование руки. Откройте глазки и ощупайте свой пальчик. ( Педагог демонстрирует нужный прием: двумя пальцами зажимает среднюю фалангу среднего пальца с боков.) Какую форму имеет косточка, которая находится внутри? ( Ответ: внутри она потоньше.) Проверьте, есть ли кости в других частях пальца? ( Дети убеждаются: есть.)
Согните пальчик другой рукой. Посчитайте, сколько косточек есть в пальце? (Три.) А сколько в другом? (Тоже три.) А в мизинце? (Три.) А в большом? ( Дети убеждаются сами: только две. Педагог дает им некоторое время для установления данного факта.)
Ощупайте кисть. Есть там кости? ( Дети выполняют и убеждаются: есть.) Какую форму имеют эти кости? (Они длинные, как палочки.) Попробуйте сосчитать, сколько здесь костей. (Если дети насчитают всего четыре, педагог подсказывает, где находится пятая кость, связанная с большим пальцем.)
Перейдем на предплечье. Попробуйте определить, сколько здесь костей. (У детей мягкие ткани развиты слабее, чем у взрослых, поэтому они легко прощупают две кости.) Эти кости длинные или короткие? (Длинные.)
Найдите кость на плече. Сколько здесь костей? Какая форма? ( Указание педагогу: не путать плечо с надплечьем, которое называют «плечом» в быту и в швейном деле.)
Опыт 5. Самообследование черепа. Ощупаем голову. Кости внутри нее называются «череп». Давайте повторим хором это название. Положите руки на виски. Ощупайте затылок. Перейдите на темя. На лоб. Сколько костей вы насчитали? ( Ответы: одну единую.) Есть ли здесь какие-то ямы? (Ответы.) Можно ли согнуть кости черепа? (Ответы.)
Почему череп такой прочный? Зачем он нужен? ( Ответ: чтобы защищать мозг.)
А теперь ощупайте то место, где лежит глаз. Работайте осторожно, чтобы не надавить на глаза и не повредить их. Убедитесь, что здесь в черепе есть ямка, в которой лежит глаз. Найдите край этой ямки, обойдя пальчиками вокруг глаза. (Дети выполняют.)
Найдите маленькие косточки, которые образуют нос. (Дети выполняют.) Они очень тонкие, особенно у детей, поэтому в драках, при падении легко ломаются. Будьте к ним особенно внимательны, не повредите.
Перейдите на то место, где находятся зубы. Эта кость называется челюстью. Верхняя челюсть. Подвигайте руку влево-вправо. Что чувствуете? Ровная ли эта кость? (Дети ощущают бугорки и впадинки.) Кто догадается, почему они тут образовались? (В них лежат корни зубов.)
Обследуем нижнюю челюсть. Ощупайте ее. Сколько здесь костей? (Одна.) Есть места для зубов? (Да.) Эта кость может двигаться? Попробуйте ее передвинуть. (Дети двигают челюсть вверх-вниз, влево-вправо.) Для чего это надо? (Чтобы жевать и разговаривать.)
Опыт 6. Обследование грудной клетки.
Встаньте. Положите руки на ее боковую поверхность. Ощупайте пальчиками. Сколько здесь костей: одна,
как в черепе, или много? (Дети нащупывают много ребер.) Посмотрим, что делается на спине. Те, кто сидят слева, будут пациентами. Повернитесь спиной к своим товарищам, которые будут врачами. Они сейчас проверят, все ли в порядке у человека, который пришел на прием. Ощупайте верхнюю часть спины. Там слева и справа есть кость, которая называется лопаткой. Найдите ее. Ощупайте ее края. Какую форму имеет данная кость? Сколько у нее углов? (Три.)
Поменяйтесь ролями. Кто был врачом — стал пациентом, и наоборот. (Дети выполняют то же задание повторно.)
Поставьте пальчик около затылка и медленно спускайтесь вниз по середине спины. Чувствуете бугорки? Это позвонки, из которых образуется позвоночник. Позвоночник — очень важная часть скелета. К нему прикрепляются все остальные кости. Что прикрепляется сверху? (Педагог кладет руку на голову ребенка, сидящего рядом.) Череп. Что — с боков? (Грудная клетка и лопатка.) А теперь садитесь прямо, будем обследовать уже не товарища, а себя.
Опыт 7. Самообследование ног.
Проверьте, сколько костей в бедре, сколько—в голени, сколько — в каждом пальчике. Какой размер у косточек мизинчика? (Очень маленький.) Указание педагогу: обследование проводить очень быстро, так как дети устали.
Опыт 8. Рассматривание кожи.
Какого цвета наша кожа? Можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем рубашку? Потяните кожу, подергайте ее. (Нет, кожа прирастает к глубоким слоям тела.)
Одинакова ли толщина кожи на разных местах? Обследуйте кожу на ладони (дети выполняют) и на тыльной поверхности кисти. Потрогайте кожу на щеках, на шее, под глазами, на локте (на каждое обследование дается несколько секунд). Где она тоньше? Вывод: по толщине кожа разная.
Опыт 9. Как кожа прикреплена к тканям, лежащим под ней.
Теперь проверим, где она прочнее прирастает к телу. Оттяните кожу на тыльной поверхности кисти и на ладони. Где сильнее оттягивается? (На тыльной поверхности.) Обследуйте кожу на локтях, когда рука вытянута и согнута. (Дети выполняют.) То же сделайте на бровях, щеках, шее спереди и затылке. Где оттягивается лучше всего? (На шее, тыльной поверхности кисти, локте.) Где прирастает плотно? (На ладони, пальцах, лбу.)
Вывод: в разных местах тела кожа прикрепляется по-разному.
Опыт 10. Рассматривание кожи в лупу, изучение пальцевых рисунков.
Ваша кожа кажется вам ровной и гладкой. Рассмотрите ее в лупу. ( Слушаем описание детей: на коже есть мелкая сеточка, волоски, бугорки, складочки, впадинки.) Посмотрите на кончики пальцев. На них из складочек образовался рисунок. Сравните свои пальцы и пальцы соседа. Одинаковый ли на них рисунок? (Дети выполняют.)
Давайте сделаем отпечатки ваших пальчиков на бумаге. Обмакните пальчик в краску. Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите его поплотнее. Осторожно поднимите палец вверх, чтобы не размазать краску. Следите, чтобы не испачкалась одежда; вытрите палец о салфетку. (Дети последовательно выполняют все указания.) Рядом с вашим пальцем пусть оставит отпечаток сосед. (Дети выполняют указание, меняясь листами бумаги.) Сравните рисунок обоих пальчиков. Одинаковы они или различаются? (Отпечатки можно рассмотреть в лупу. При желании педагог может предложить детям сделать отпечатки ладошек. Они тоже бывают интересными.)
Опыт 11. Всюду ли кожа имеет одинаковую чувствительность?
Все ли участки кожи чувствуют одинаково? Сейчас проверим. Дети, сидящие слева, будут испытуемыми, а сидящие справа — учеными. Ученые, поднимите руки. Правильно. Сейчас испытуемые сложат руки вот так. (Педагог показывает, что кисти рук накладываются друг на друга тыльными поверхностями). Ученые проверят свойства кожи на разных участках тела. Завяжите глаза испытуемым. (Дети выполняют.) Положите им между кистями любой предмет и предложите его определить. (Как правило, дети затрудняются с ответом.) Теперь приложите его к щеке. Удалось определить? Затем к шее. К ноге. А сейчас, не развязывая глаз, потрогайте этот предмет пальцами. Что говорят вам ваши пальцы? (Ответ бывает точным.)
Испытуемые и ученые меняются ролями, опыт повторяется еще раз.
Вывод: на кончиках пальцев кожа самая чувствительная.
Опыт 12. Типы зубов.
Теперь рассмотрим, одинаковы ли у нас все зубы. Вначале посмотрите на передние зубы. Запомните, как они устроены. (Дети выполняют.) А теперь пальчиком отодвиньте губу и рассмотрите зубы, которые спрятались за щекой. Чем они отличаются от передних? ( Ответ: передние заостренные, а задние плоские.)
Проведите пальчиком по поверхности зубов. Где она гладкая, а где — с бугорками? (Ответы.) Как вы думаете, зачем нужны эти бугорки? (Предположения детей.)
Возьмите морковь и откусите от нее небольшой кусочек. (Дети выполняют.) Какими зубами вы откусывали? (Ответы.) А теперь откусите еще раз, удержите кусочек и попробуйте пожевать его передними зубами, не перекладывая на задние. (Дети выполняют.) Удобно? Отправьте его за щеку и пережуйте морковь. Какими зубами удобнее откусывать? Какими удобнее жевать? (Ответы.) Теперь вы и сами догадаетесь, какие зубы называются жевательными? (Ответы.) А какие называются резцами? Какими зубами мы «резали» морковь? (Ответы.) Молодцы.
Опыт 13. Зажми горошину между двумя голышами. Сильно зажми. (Горошина выскакивает.) А теперь зажми между двумя зубами коровы. Почему горошина не выскакивает? ( Ответ: ее задерживают бугорки.) Теперь понятно, зачем нужны бугорки?
Опыт 14. Количество зубов.
Посчитаем, сколько у нас зубов. Сначала считаем на верхней челюсти, глядя в зеркало или проводя пальчиком по зубам. (Дети выполняют. Дождавшись выполнения задания, педагог опрашивает каждого ребенка и полученные числа записывает на доске. В конце пишет свое число — 32.) Почему у всех получилось разное количество? Кто догадается? (У кого-то зубы выпали
и не успели вырасти.) А у взрослых зубов гораздо больше, чем у детей, — 32. Вырастите, и у вас тоже будет 32 зуба.
Опыт 15. Язык воспринимает вкус пищи.
Испытуемый ничего не делает; он просто высовывает язык. Ученый проводит опыт. Перед вами стоят три раствора. Они имеют разный вкус. Ученый берет спичку, опускает конец, обмотанный ватой, в раствор и прикладывает его к кончику языка испытуемого. Испытуемый должен узнать, какой вкус имеет раствор. Кто захочет, может попробовать приложить раствор и к другим частям языка: к спинке, к боковой поверхности. Потом спичку кладете на тарелку, и для другого раствора берете новую спичку. Надо проверить все три раствора. Итак, ученые, работайте: берите спичку, опускайте ее в раствор, прикасайтесь к языку испытуемого. Не забудьте: одну и ту же спичку нельзя использовать два раза. (Дети приступают к опыту. Работа идет медленно. Педагог не мешает самостоятельности детей, не отвлекает их разговорами, но реагирует на отдельные высказывания и помогает тем, кто испытывает затруднения. В группе с низким уровнем самостоятельности можно все действия выполнять по одной команде.)
Поменяемся ролями. Испытуемые станут учеными, а ученые — испытуемыми. (Опыт повторяется.)
Итак, какой вкус имели растворы?
Какая часть языка лучше ощущает вкус, для чего нужен язык? (Ответы.).
Опыт 16. Язык участвует в жевании.
Каждый возьмите по кусочку хлеба, жуйте его и следите, что делает язык. (Дети выполняют задание.) Что он делает? (Перемешивает пищу, подкладывает ее на зубы, помогает глотанию.) Вот еще что-то новое вы узнали о языке: он помогает жеванию.
Опыт 17. Внешний вид крови.
Кровь, которая вытекает из ранки, немного другого цвета, чем та, которая находится внутри организма. Чтобы узнать ее цвет, повернитесь лицом к окну (электрической лампе, сложите ладошки вместе и накройте ими глаза. Прикрывайте плотнее, чтобы свет не пробивался между пальчиками. Глаза не закрывайте. Посидите спокойно, пусть глаза привыкнут к темноте. Через ладошки просвечивает кровь. Какого она цвета? (Ответы.) Отличается она от той крови, которую вы видели? (Детские ладони прозрачны, на розовом фоне хорошо видны темные контуры костей. У взрослых видно то же, только ладони менее прозрачны.)
Опыт 18. Невидимые сосуды.
Как доказать, что есть и тонкие, невидимые сосуды? Гложите руку на стол ладонью вниз. Посмотрите на кожу и ног. Какого они цвета? (Розового.) А теперь возьмите спичку и надавите на ноготь. Снимите спичку. Опять надавите. Как меняется цвет ногтя? ( Ответ: ноготь то бледнеет, то снова розовеет.) М жете объяснить, почему так происходит?
Опыт 19. Влияние физической нагрузки на частоту сердцебиений.
Сердце стучит ровно и спокойно всю жизнь. Вы еще не родились, а сердце уже работало. Оно никогда не устает, никогда не останавливается. Отдыхает оно в перерывах между ударами.
А сейчас мы узнаем, что будет с сердцем, когда мы бегаем. Начинаем бег на месте! Веселее, дружно, вместе.
2 — 3 — 4 — 5 — никому нас не догнать.
1 — 2 — 3 — 4 — бегаем по всей квартире.
1—2 — 3 — 4 — 5и 6— надо всем на место сесть.
Послушайте сердце ушком друг у друга. (Педагог молчит, не мешает слушать.) Как же оно стучит? (Ответы детей. У детей не всегда наблюдается увеличение силы и частоты при физической нагрузке, поэтому изменений можно и не получить.)
Если человек занимается физкультурой, его сердце работает быстрее. Оно становится все более сильным. Покажите кулачком, как работает сердце после физкультуры? (Дети сжимают кулачок быстрее и чаще.)
Опыт 20. Прослушивание сердца в фонендоскоп.
У врачей есть специальные приборы, чтобы слушать сердце. Через него удары слышны лучше. Я вам принесла такие приборы. Их концы надо вставить в уши, а расширенную часть приложить к груди. Кладите ее на разные места и определите, где сердце слышно лучше всего. Только нельзя передвигать прибор прямо по коже. Надо его аккуратно ставить и аккуратно снимать. (Педагог корректирует действия детей, говорит очень тихо, чтобы не мешать прослушиванию тонов сердца.)
Опыт 21. Нахождение пульса.
Но толчки крови можно прочувствовать и на крупных сосудах. Это называется «пульс». Повторим это слово. (Дети повторяют хором.) Сначала найдем пульс на шее. Приложите к ней кончики пальцев вот здесь. (Пульс прослушивается кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти.) Сильно не сдавливайте сосуды, иначе пульс не будет слышен. Теперь поищите пульс на висках. (Пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины.)
Опыт 22. Характеристика грудной клетки.
Куда воздух бежит из дыхательной трубки? Вначале прощупайте пальчиками, как устроена грудная клетка. Удобнее щупать большими пальцами. (Дети обследуют свою грудную клетку. Убеждаются, что она тоже ребристая.) Вы чувствуете под руками ребра. Это такие косточки, которые защищают легкие. Их много.
Положите себе ладошки на грудную клетку так, чтобы они находились на боках как можно выше и ближе к спине. Вот так. (Педагог показывает, как положить руки. Большие пальцы направлены либо вперед, либо назад, кому как удобнее.) Сделайте глубокий-глубокий вдох и прочувствуйте, что делается с ребрами. (Ответы.) А теперь сдавите ребра сильно-сильно, но так, чтобы их не сломать. Делайте вдох. Легко ли теперь дышать? (Ответы.)
Внутри грудной клетки есть особые органы, которые называются легкими. Нос, рот, дыхательную трубку, ребра мы можем увидеть или прочувствовать. А легкие не можем, они находятся внутри. Давайте рассмотрим их на рисунке (макете). Их два. Вот какие большие. В них воздух то заходит, то выходит. Сделайте из ладошки колпачок. Подставьте ладошку к носу, поближе к ноздрям. Вдохните и выдохните. Когда воздух заходит? Когда выходит? (Ответы.) Слышите, как он щекочет ладошку? Сделайте из ладошки чашечку (педагог показывает) и прикройте ею носик. Прижмите ладошку к лицу, накройте ноздри. Попробуйте делать глубокие вдохи и выдохи. Что чувствуете? ( Ответ: дышать стало труднее.) Слышите, как ходит воздух?
Опыт 23. Определение частоты дыхания.
Сейчас я засеку время, а вы будете считать, сколько вдохов сделаете за 1 мин. Приготовились. Считайте. (Дети считают.) Хватит. Кто сколько насчитал? (Дети сообщают полученные цифры педагогу. У всех результаты будут разными. Чтобы детям не надоело считать целую минуту, подсчет ведется за 15 с и полученная цифра умножается на 4. Вот сколько раз вы вдыхаете за 1 мин. А теперь подышим часто. (Методика подсчета та же.) Сколько получилось? При каком дыхании вы сделали больше вдохов?
Опыт 24. Определение силы дыхательных мышц.
Будем проверять силу вашего дыхания. Постройтесь на одной линии. Подставьте ладошки. Я каждому положу легкое перышко (скомканный в шарик небольшой листик бумаги). Поднесите ладошку ко рту и изо всей силы подуйте на перышко. Чье перышко улетит дальше всех? (Опыт повторяется несколько раз. Если детей много, можно организовать из них несколько звеньев, чтобы была хорошо видна разница в силе дыхательных мышц.) Если перышко летит далеко, значит, дыхание сильное.
Опыт 25. Сколько времени человек может прожить без дыхания?
Может ли человек прожить без дыхания? Витя, подойди ко мне. Закрой рот, зажми нос пальцами и не дыши столько, сколько можешь. Мы будем считать хором. (Первым вызывается мальчик со слабой физической подготовкой. Чтобы не потерять время, начинать считать надо сразу же, как он закрывает нос. Лучше завысить время задержки дыхания, чем занизить его. Обычно удается досчитать до 15—17.)
Последними приглашаются ребята, хорошо развитые физически. Они могут задержать дыхание в 1,5—2 раза дольше, чем первые испытуемые. Интересно наблюдать, как они стремятся побить рекорд, как прилагают усилия, чтобы не вдохнуть. При желании в обследование могут включиться и девочки.) Может человек прожить без дыхания? (Ответы.)
Опыт 26. Значение ушной раковины и барабанной перепонки.
Чтобы понять, как мы слышим, проделаем опыт. (Его демонстрирует педагог.) Представьте себе, что воронка — это ухо. Широкая часть воронки — ушная раковина, узкая — наружный слуховой проход. Вода — это звук, который проходит в ухо. Картон — барабанная перепонка. Теперь смотрите и слушайте. Воздух через ушную раковину идет к барабанной перепонке и ударяется о нее. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит перепонка. (Педагог сопровождает объяснения экспериментом — льет воду на картон через воронку. Дети слышат звук, возникающий от удара воды о картон. Вначале вода льется отдельными каплями; при повторении педагог льет воду струей. Эти опыты имитируют слабый и сильный звуки.)
Опыт 27. Проверим, как помогает ушная раковина слышать звуки. Возьмите бумажную воронку и приставьте ее к уху, узким концом к слуховому проходу. Потом уберите. Как будет лучше слышна музыка? (Педагог включает магнитофон так, чтобы сила звука была слабой. Дети проверяют качество восприятия звуков и делают вывод: при использовании воронки слабые звуки слышны лучше.)
Опыт 28. Определение расстояния до источника звука и направления его расположения с помощью слухового анализатора.
Сейчас выясним, могут ли уши выполнять какие-нибудь другие обязанности, кроме слушания звуков. Петя, подойди ко мне. Мы завяжем тебе глаза, будем бросать камешек, а ты говори, где он упал, далеко или близко. (Педагог указывает, кто из детей бросает камешек. Петя определяет расстояние, а остальные наблюдают за ним и делают выводы. Опыт повторяют с другими испытуемыми.) Что скажете, можно ли определить с помощью ушей расстояние? (Ответы.)
Опыт 29. Можно ли определить с помощью ушей направление, откуда раздался звук?
Станем в крут, завяжем ребёнку глаза, поставим его в центр круга. Тот, на кого я покажу, издаст какой-нибудь звук: пискнет, продудит, закашляет, позовет его по имени. Испытуемый покажет рукой, в каком направлении раздался звук. (Испытуемыми служат 2—3 ребенка.) Ну что? Можем мы с помощью ушей определить направление, откуда раздался звук? (Ответы.)
Опыт 30. Перед каждым из вас лежит лист бумаги, на котором нарисованы круги. Возьмите карандаш и поставьте точку в центре круга. (Дети выполняют.) А теперь закройте себе один глаз рукой и поставьте точку в центре второго круга. Посмотрите, когда центр определен более точно.
Опыт 31. Обведите карандашом контуры сложной фигуры. (Дети выполняют.) Теперь закройте глаз рукой, придерживайте бумагу локтем и обведите контуры второй фигуры. Когда вам было удобнее выполнять задание?
Опыт 32. Закройте один глаз рукой, посмотрите вокруг, не поворачивая головы, и запомните, что увидите. Теперь откройте этот глаз и закройте другой. Вы видите то же самое или другое?
Почему двумя глазами смотреть лучше?
Опыт 33. Наблюдение за движением глаз.
Повернитесь друг к другу лицом. Сидящие справа выполняют задания, которые я буду давать; сидящие слева будут наблюдателями. Они следят за глазами своих товарищей. Задания такие: посмотрите вверх (дети выполняют, вниз., на окно., на дверь. Наблюдатели, что вы заметили? ( Ответ: глаза двигаются.) Поменяемся ролями. (Те же задания.) Что можете сказать о свойствах глаз? (Ответы.) А теперь очень трудное задание: попробуйте сделать так, чтобы один глаз повернулся влево, а второй — вправо. Наблюдатели, следите за своими подопытными. (Дети пробуют, у них не получается.) Что можете сказать о движении обоих глаз?
Ребята, дома проведите этот опыт с кошками и собаками. Проверьте, могут ли они двигать глазами. Завтра расскажете нам, что получилось. ( Справка: у собак глаза немного движутся, у кошек почти не движутся.)
Опыт 34. Глаза умеют различать размер, цвет, форму, расстояние до предмета (проходит в очень высоком темпе).
Проверим, могут ли ваши глаза определять форму. Как называется эта фигура? (Круг). А эта? (Квадрат.) Ну как, могут? (Ответы.)
Какого цвета круг? (Ответы.) А квадрат? (Ответы.) Так что еще могут определять глаза? ( Ответ: цвет.)
Скажите, какая палочка находится дальше от вас: та, что у меня в руке, или та, что прикреплена к доске? (Ответы.) Значит, глаза умеют определять расстояние до предмета? (Ответы.)
Какая из этих палочек длиннее? (Ответы.) Кто вам об этом сказал? Так что еще могут определять глаза? (Размер).
Подведем итог: что могут определять глаза? ( Ответы: цвет, размер, форму, расстояние до предметов.)
Опыт 35. Вместо глаз могут работать уши и руки.
А если один орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы? Например, совсем темно, ничего не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить глаза? (Ответы детей. Желательно, чтобы это был ответ «Нет».)
Вот это мы сейчас и проверим. Давайте перейдем на коврик. (Начиная с этого момента, до середины занятия дети сидят на коврике.)
Разделим группу пополам. Дети 1-й команды, завяжите себе глаза шарфиками. Постарайтесь, чтобы ни один лучик света не проникал под шарфик. Ребята из 2-й команды, помогите тем, кому трудно завязать глаза самому. (Дети выполняют. Педагог, по необходимости, им помогает.)
Сейчас я что-то принесу и поставлю среди вас. Вы должны нащупать этот предмет, а затем определить, что лежит внутри. Каждый определенный предмет кладите рядом с собой. (Педагог вносит таз с предметами и ставит его достаточно резко на пол — так, чтобы раздался стук. Ориентируясь на звук, дети передвигаются к тазу, находят предметы и определяют их на ощупь. Поскольку предметов много, каждый успевает вынуть и определить
2—3 из них. Дети 2-й команды наблюдают за работой 1-й, анализируют ситуацию, следят, как можно определить предмет без помощи глаз.)
Все сделали. Развяжите глаза и посмотрите, правильно ли вы определили предметы. Правильно?
Теперь завязывают глаза представители 2-й команды. (Педагог вносит второй таз, и работа повторяется в полном объеме. Теперь за ходом эксперимента наблюдает 2-я команда.)
Ничего не поняла. Вы сказали, что никакой орган не может заменить глаз, а сами правильно называли предметы, хоть не видели их. Как же так? Может быть, какой-то орган работал вместо глаз? ( Ответы: пальцы, руки, кожа — кто как скажет.)
—Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики.
Опыт 36. Вместо глаз могут работать уши.
Сейчас поставим еще один опыт. Я зайду за ширму и буду там что-то делать. Ваша задача — узнать, что я делаю. ( Педагог последовательно совершает ряд действий: мнет бумагу, переливает воду из одной чашки в другую, размешивает ложкой «чай», звонит в колокольчик, разрывает кусочек ткани, кашляет. Дети каждый раз называют действия. Если дети не поняли, можно повторить действие еще раз. Эксперимент проводится быстро, без задержек.)
Я опять ничего не поняла. Вы же не видели, что я делала. Кто же заменил вам глазки? (Ответы.)