Татьяна Жмака
Картотека опытов и экспериментов с растениями в рамках проекта «Огород на окошке» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках проведения конкурса "Огород на окошке" нами был оформлен проект "Фиксики в "Лаборатории природы"" .Имея такое название, "Лаборатория природы", мы были просто обязаны, разработать и апробировать "Картотеку опытов и экспериментов". Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста и может быть использован педагогами при планировании
совместной деятельности педагога с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей в различных режимных моментах.
Публикация «Картотека опытов и экспериментов с растениями в рамках проекта „Огород на окошке“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Картотека опытов и экспериментов с растениями в рамках проекта «Огороде на окошке» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: формировать и расширять представления детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление о растениях, их свойствах и качествах.
• Формировать способности определять взаимосвязи между объектами живой природы и явлениями.
• Формировать умения делать выводы, открытия.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность, любознательность.
• Развивать мыслительные способности: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
• Развивать мелкую моторику и координацию движений.
• Развивать визуальное, слуховое, сенсорное восприятия.
• Развивать внимание и память.
• Развивать речевые способности.
Воспитательные задачи:
• Создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию.
• Создать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований.
• Воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи.
• Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Опыт № 1. «Танец горошин».
Цель: Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
Материалы и оборудование: баночка с водой, горошины, трубочка, салфетка, лист бумаги.
Ход:
Воспитатель: Давайте научим горох плавать и танцевать.
Дети в баночку с водой опускают 4 горошины и трубочку, дуют в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.
Вывод: Когда воздух через трубочку шёл медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличилась, и скорость движения горошин возросла. Значит, сила движения предметов зависит от силы воздействия на них.
Опыт № 2. «Что выделяет растение?»
Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы и оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход:
Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.
Вывод: Растения выделяют кислород.
Опыт № 3. «Вода нужна всем».
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
Материалы и оборудование: 2 блюдца, 2 горошины, вата.
Ход:
Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой, появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.
Вывод: вода необходима для роста и развития растений.
Опыт № 4. «Животворное свойство воды».
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Материалы и оборудование: срезанные веточки дерева (ива,2 блюдца, 2 семечки,2 банки,2 луковицы.
Ход:
Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: вода даёт жизнь живому.
Опыт № 5. «Сухая и влажная почва».
Цель: Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.
Материалы и оборудование: две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой, пластинка из оргстекла, лопаточка.
Ход:
Как узнать в какой баночке почва сухая, а в какой влажная? (обследовать пальцами, сравнить цвет, запах)
Вывод: Сухая почва рассыпчатая, её комочки жёсткие. Влажная почва мягкая, липкая.
Что произойдёт со стеклом, если им накрыть баночки с сухой и влажной почвой? Баночки закрывают пластинками из оргстекла на 1-2 минуты; на пластине, которой закрыта баночка с влажной почвой, появились следы испарения влаги, а на пластине, где закрыта баночка с сухой почвой – нет.
Вывод: Сухая почва не содержит влагу; из влажной почвы испарение происходит в окружающую среду.
Опыт № 6. «Куда растут корни?».
Цель: установить зависимость роста корней от способа полива растения.
Материалы и оборудование: растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.
Ход:
Воспитатель предлагает детям полить 2 растения по-разному: огурцы - в поддон, горох - под корень. Через некоторое время дети обращают внимание, в поддоне появились корни огурца. Затем рассматривают горох и выясняют, почему в поддоне у гороха не появились корни.
Вывод: корни не появились, так как они тянутся за водой, а у гороха влага в горшке, а не в поддоне.
Опыт № 7. «Разноцветные растения».
Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.
Материалы и оборудование: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (листочки пекинской капусты, веточки сельдерея, петрушки).
Ход:
Налить чернила (пищевые красители) в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Стебель цветка содержит множество волокон, наполненных соком. Как пьёт растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду (предварительно отметив объем воды в банке до начала эксперимента) и оставляют на некоторое время. Потом возвращаются и наблюдают за ним.
Вывод: воды в банке стало меньше – это видно на отметке; стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него.
Опыт № 8. «Хитрые семена».
Цель: Познакомить со способами проращивания семян.
Материалы и оборудование: семена бобов (гороха, фасоли, 2 баночки с землёй, палочка, лейка, салфетка из марли, розетка, семена кабачков.
Ход:
Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю; не все из них прорастают и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, какие медленно.
Один боб и одно семечко кабачка дети закапывают в землю, поливают; другой боб, и семечко кабачка заворачивают в салфетку, кладут в розетку, смачивают водой.
На другой день дети высаживают семена, пролежавшие в салфетке, в землю.
Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те, которые замачивали.
Вывод: проросло в земле быстрее то семечко, которое было предварительно замочено в воде.
Опыт № 9. «Как влияет солнце на растение»
Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
Материалы и оборудование: баночка, луковица, колпак для затенения растения.
Ход:
Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?
Убрать колпак с растения. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет. Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?
Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.
Опыт № 10. «Как солнце помогает растениям»
Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природы; подвести детей к выводу о необходимости света для растений; развивать понятия об изменении объектов природы, веществ и др.
Материалы и оборудование: два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, тёмный шкаф, дневник наблюдений.
Ход:
1. Поместите одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.
2. Оставьте растения на неделю.
3. Сравните затем их цвет.
4. Поменяйте растения местами.
5. Оставьте растения также на неделю.
6. Сравните опять растения.
7. Зарисуйте ход наблюдения в дневник.
Вывод: растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зелёным, как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло. Солнце оказывает на растения огромное влияние. От солнца зависит благополучный рост и развитие всех растений.
Опыт № 11 «Проращивание семян овощных культур. Проращивание семян в тёмном, холодной месте».
Цель: закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения.
Материалы и оборудование: две банки, семена гороха, почва, тёмный шкаф, лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.
Опыт №1 «Определение возможности прорастания семени гороха без тепла».
Ход:
Необходимо выяснить, смогут ли прорасти семена гороха без тепла. В первой баночке семя находится в условии почвы, влаги, света и тепла. Вторую банку с семенем нужно поставить в светлое, но не отапливаемое помещение.
Гипотеза: семена гороха не прорастут без тепла.
Вывод: гипотеза, что семена гороха не прорастут без тепла, подтвердилась.
Опыт №2 «Определение возможности прорастания семени гороха в условиях темноты».
Ход: Чтобы узнать, смогут ли семена прорасти без света, нужно поместить их в две баночки с одинаковыми условиями почвы, тепла и влаги, но в первой банке семена без света (в тёмном шкафу). Результаты запишите в таблицу.
Гипотеза: семена гороха не прорастут без света.
Вывод: гипотеза, что семена гороха не прорастут без света, не подтвердилась.
Опыт № 12. «Может ли растение дышать?»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Материал и оборудование: растение огорода на окошке (перец болгарский или помидор, трубочки для коктейля, вазелин.
Ход:
Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух.
Гипотеза: у растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через семь дней листок пожелтел.
Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.
Опыт № 13. «Испарение воды растениями».
Цель: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение. Материалы и оборудование: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
Ход:
Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клейкой лентой. Поставить растение на 3-4 часа на солнце. Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.
Итоги: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом. ПОЧЕМУ? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через маленькие отверстия в листочках (устьица).
Опыт № 14 «В погоне за светом»
Цель: Создать условия для того, чтобы установить движение растения в направлении источника света.
Материалы и оборудование: два одинаковых растения (огурцы, помидоры и др.).
Ход:
За три дня до эксперимента ставим горшки с цветами на подоконник. Рассмотрев растения, делается предположение, что листва растений поворачивается к источнику света.
Гипотеза: листья растений поворачиваются к свету.
Отмечаем сторону горшка символом, обращенную к источнику света. Один из горшков разворачиваем на 180 градусов, так чтобы метка на горшке оказалась в противоположной стороне от источника света.
Через три дня дети наблюдают, что листья опять повернулись к свету.
Вывод: листья растений поворачиваются к свету.
Опыт №15 «Можно ли из одного семени вырастить растение с двумя стеблями?»
Цель: создать условия для знакомства детей с искусственным получением двух стебельного растения.
Материалы и оборудование: цветочный горшок, семена гороха, ножницы.
Гипотеза: если срезать макушку растения, то из него появятся два новых стебелька.
Ход:
Взять несколько горошин и посеять их в ящик с землей или в небольшой цветочный горшок. Когда появятся проростки, острой бритвой или ножницами срезать стебельки их у самой поверхности почвы.
Через несколько дней появились два новых стебелька гороха. Новые побеги появляются из пазух семядолей. Это можно проверить, вынув аккуратно проростки из почвы.
Вывод: у некоторых видов растений можно таким способом вырастить растение с двумя стеблями.
Опыт №16 «Кому лучше?»
Цель: создать условия для выделения благоприятных условий для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Материалы и оборудование: семена гороха (фасоли, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
Гипотеза: растения не могут долго жить без почвы
Ход:
Поместите семена гороха (фасоли) в разные емкости — с водой, землей. Наблюдайте за ними до появления первого нового листочка;
Вывод: у растения в почве первый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
Опыт № 17 «Для чего нужны корни?»
Цель: создать условия для доказательства того, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.
Материалы и оборудование: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.
Ход:
Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, предполагают, что корни не только закрепляют растение в земле, но и проводят воду к стеблям и листве. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что через 7—8 дней воды стало меньше.
Вывод: корни растения всасывают воду.
Опыт №18 «Нужен ли корням воздух»
Цель: создать условия для выявления причины потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми органами.
Материалы и оборудование: емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
Ход:
Дети рассматривают растения и определяют, что в одном горшке почва плотная, в другом — рыхлая. Делают предположение, плотная почва — хуже. Докажем. Погрузите одинаковые комочки в воду (хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха). Уточните, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли поместите в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетайте воздух к корешкам, вторую оставьте без изменения, в третью — на поверхность воды налейте тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдайте за изменением проростков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей — растение гибнет)
Вывод: для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
Опыт №19 «Вершки—корешки»
Цель: создать условия для выяснения того, какой орган раньше появляется из семени.
Материалы и оборудование: бобы (горох, фасоль, влажная ткань (бумажные салфетки, прозрачная ёмкость.
Гипотеза: для того чтобы растению полноценно развиваться нужно, чтобы сначала появился корешок, а затем стебелек.
Ход: Дети выбирают любые из предложенных семян, создают условия для прорастания (теплое место). В прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещают замоченные бобы (горох, фасоль); салфетку постоянно увлажняют. Ежедневно наблюдают в течение 10—12 дней за происходящими изменениями: из боба сначала появится корешок, затем стебельки; корешки будут разрастаться, верхний побег — увеличиваться.
Вывод: сначала появляется корешок растения, а затем стебелек.
Опыт №20 «На свету и в темноте»
Цель: создать условия для определения факторов внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материалы и оборудование: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Гипотеза: свет нужен для жизни растений.
Ход:
Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание).
Вывод: без света растение плохо растет и развивается, и может погибнуть.
Опыт № 21 «Что потом?»
Цель: создать условия для систематизирования знаний о циклах развития всех растений.
Материалы и оборудование: семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.
Ход:
Воспитатель с детьми предполагают, чтобы из семян получить плоды: их нудно посадить в землю, вырастить растения, которые в свое время будут цвести и в итоге, дадут плоды (при правильном уходе). В течение лета выращивайте растения, фиксируя все изменения по мере их развития.
Сравните свои зарисовки, составьте общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения: семечко - росток — взрослое растение — цветок — плод.
Опыт № 22 «Где дольше?»
Цель: создать условия для выяснения причины сохранения влаги в почве.
Материалы и оборудование: горшки с растениями, лейка с водой.
Гипотеза: в тени влага испаряется медленнее, а на солнце – быстрее.
Ход:
Педагог предлагает полить почву в двух одинаковых по размеру горшках равным количеством воды, поставить один горшок на солнце, другой — в тень.
Вывод: на солнце вода испарилась, а в тени — нет.
Опыт №23 «Выращивание гороха в разных почвах»
Цель: создать условия для выяснения, какие факторы необходимы для выращивания гороха.
Материалы и оборудование: семена гороха, влажная ткань, небольшая ёмкость (для проращивания гороха, ящик с черноземом, ящик с песком, лейка с водой, солнечный свет.
Гипотеза: для выращивания гороха нужны не только вода, свет, тепло. Также необходима почва, богатая питательными веществами.
Ход:
Дети насыпали семена гороха в ёмкость и накрывали влажной салфеткой. Через несколько дней (3-4) появились проростки. Воспитатель помогла ребятам посадить проросший горох в ящики, полили и оставили на подоконнике. Ребята наблюдали, ухаживали за всходами. Когда растения подросли, обвили их вокруг палочек.
Вывод: чтобы получить хороший урожай, необходимы такие факторы как: вода, солнечный свет, тепло, почва, богатая необходимыми веществами.
Опыт №24 «Огород на подоконнике»
Цель: создать условия для выращивания лука.
Материалы и оборудование: несколько небольших луковиц, ящик с землей, инструменты для ухода.
Гипотеза: для выращивания лука необходимы: почва, богатая питательными веществами, вода и солнечный свет.
Ход:
Готовим грунт (рыхлим, поливаем). Высаживаем луковицы на глубину 1-2 см., горшок ставим на подоконник. Осуществляем увлажнение почвы по мере необходимости. Через 13-14дней появляется первая зелень. Спустя неделю собираем урожай. Эта работа дала много знаний о репчатом луке, его выращивании и значении для здоровья человека.
Вывод: лук хорошо растет, если у него есть: солнечный свет, вода, почва, богатая питательными веществами.