Ольга Бондарева
Картотека «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека
«Нетрадиционные техники рисования»!
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Бондарева Ольга Николаевна
Нетрадиционные техники рисования
Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т. д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.
Публикация «Картотека „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники :
- рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж
- фроттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Рисование на фольге
Материалы: плотная фольга, ручка с тупым округлым стержнем или колпачком, перманентные маркеры.
Работа: нарежьте фольгу на квадраты и пусть дети выдавливают на ней рисунки округлым стержнем (предварительно подложив под фольгу пару слоёв газет для мягкости).
Можно выдавить рисунок сначала на одной стороне, а потом перевернуть и кое-какие детали выдавить с другой стороны: что-то получится вдавленным, а что-то выпуклым.
И теперь осталось только раскрасить маркерами картинку из фольги.
Рисование древесным углем
Материалы: акварельная бумага формата А-4, древесный уголь салфетки влажные, салфетки сухие или ткань.
Работа: Рисование углём очень привлекает детей своей необычностью. В процессе рисования ребёнок чувствует силу нажима, учиться передавать объём предмета, тени.
Пластилиновая живопись
Материалы: пластилин, который хорошо разминается и смешивается между собой, основа для картины (картон, фанера, оргстекло).
Работа: вместе с ребёнком отщипывайте небольшие кусочки пластилина, надавливайте и размазывайте по поверхности основы.
Потом в получившейся картине можно искать новые предметы и образы. Или же можно заранее нарисовать какой-нибудь рисунок и раскрашивать его.
Скатывание бумаги
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Работа: ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика).
После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск пенопластом
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Работа: ребёнок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Работа: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Раскрашивание и отпечатывание листьев и других предметов
Материалы: листья деревьев, растений, гуашь, листы бумаги.
Работа: оказывается, обычный лист может превратиться в инструмент для художественного творчества не хуже, чем кисточка.
Намажьте листочек со стороны прожилок гуашью. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги и аккуратно снимите его. Отпечаток готов.
С помощью штампов из листьев можно рисовать не только листья, но и деревья, и многое другое.
Тычок жёсткой полусухой кистью
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата.
Работа: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Отпечатки картошкой, лимоном, свеклой и штампиками
Материалы: различные овощи и фрукты, гуашь, ёмкости для красок, листы бумаги.
Работа: рисование штампами очень нравится и взрослым, и детям.
Штампы из картофеля : разрезаем картофелину пополам, наносим на сторону разреза рисунок и аккуратно по контуру убираем лишнее. Также можно сделать штампы из моркови или яблока.
Прижимаем получившийся штампик к мисочке с густой краской и наносим оттиск на бумагу.
Рисовать штампиками можно что угодно и на чём угодно. Ими можно украшать открытки, альбомы, обложки книг, а также делать подарки и украшать упаковочную бумагу для них.
Монотипия предметная
Материалы: бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Работа: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.
Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Черно-белый граттаж
Материалы: полукартон или плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши, мисочки для туши, палочка с заточенным концом.
Работа:ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Тычкование
Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги одинаковым размером (2*2 см., журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Работа: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.
Набрызг
Материал: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Работа: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Рисование нитками
Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага.
Работа: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.
Монотипия пейзажная
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.
Работа: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, в реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Рисование ладошкой
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Работа: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.
Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование восковыми мелками и гуашью
Материалы: восковые мелки, гуашь, листы бумаги.
Работа: этот необычные метод рисования, в результате которого получаются удивительные, волшебные, сказочные картины.
Рисуем восковыми мелками на бумаге любые рисунки, насколько фантазии хватит. А потом начинаем закрашивать лист и происходит волшебство! Проявляется рисунок, нарисованный восковыми мелками.
Рисование ватными палочками -Пуантилизм
Материалы: ватные палочки, гуашь, бумага, палитра.
Работа: на палитру для красок нанести несколько цветов краски, к каждой из которых положить ватную палочку. Получится, что палочку мыть не надо, так как у каждого цвета будет своя палочка. Чтобы отпечатки получались чёткими и ровными, покажите ребёнку, что палочку нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги.
Вариантов рисования ватными палочками несколько: можно ставить точки, а можно рисовать линии; можно заполнять контур рисунка внутри, а можно рисовать только по контуру.
Рисование губками
Материалы: поролоновые губки, гуашь, плотные листы бумаги, ёмкости для краски.
Работа: рисование губками является интересным и простым занятием для детей. Этот вид рисования доступен даже малышам, так как позволяет получать изображение быстро, большими мазками.
Из поролона можно вырезать фигуры (звёзды, круги, ромбы, лепестки).
Разводим гуашь водой до густоты сметаны и наливаем в приготовленные ёмкости. Окунаем губку в краску и наносим оттиск на бумагу.
Рисование пальчиками
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. (с элементами древесного угля)
Работа: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу.
На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Растирание мелков и карандашей
Материалы: лист бумаги, цветные карандаши, салфетка, наждачная бумага.
Работа: на лист бумаги натрите на наждачной бумаге стержень цветного карандаша нужного цвета. Оторвите от салфетки кусочек и скатайте шарик (для каждого цвета берите чистый шарик). Разотрите цветную пыль по листу.
«Цветную пыль» можно использовать для раскраски фона рисунка. Используя голубой, синий цвет можно нарисовать небо. Жёлтый и оранжевый – закат солнца, зелёный – траву.
Кляксография с трубочкой
Материалы: альбомные листы, гуашь или акварель, трубочка для напитков.
Работа: кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, создать необычные образы, поэкспериментировать с красками. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они раздуются, перельются друг в друга, и каков будет конечный результат.
Краску развести водой и накапать её на лист в одну точку. Взять трубочку и подуть на неё в центр кляксы, раздувая в разные стороны.
Рисование солью и крупой.
Материалы: альбомные листы, гуашь, клей, соль, крупа.
Работа: Рисовать солью можно двумя способами. Первый - контур рисуется клеем, сверху посыпается мелкой солью, крупой, а излишки стряхиваются. О втором способе мы сейчас расскажем. Рисуем нужный нам фон, скажем зимнее небо акварелью и, пока краска еще не высохла, посыпаем рисунок крупой или мелкой солью. Чем мокрее рисунок, тем ярче он получится. Правда, эффект проявится не сразу, а лишь по мере высыхания рисунка. Аналогично рисуем крупой.
Рисование вилкой
Материалы: альбомные листы А4, гуашь, одноразовые пластиковые вилки, салфетки, одноразовая тарелочка.
Работа: принцип рисования вилкой очень простой, опускаете вилку обратной стороной в краску, после делаете отпечаток на листе бумаге.
Рисуем пеной для бритья
Материалы: альбомные листы А4, пена для бритья, гуашь.
Работа: Способ получения изображения: взбейте пену и соберите её губкой. Теперь отожмите губку так, чтобы пена оказалась в ёмкости с краской. Перемешайте и кисточкой нанесите пену с краской на бумагу. Когда рисунок высохнет, лишнюю пену можно будет сдуть. Для создания эффекта использования разных оттенков цвета возьмите пенку для бритья и гуашь нужного вам цвета. Перемешайте в пиале пену для бритья и краску и нанесите кисточкой на рисунок.
Рисование по кругу
Материалы: альбомные листы А4, цветные карандаши, восковые мелки,
Работа: В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, покакаждый ребенок не получит свой рисунок обратно
Рисование с помощью открыток
Материал: открытки разной тематики, кисти клеевые, клей, гуашь, кисти для рисования, вода, салфетка.
Работа: Необходимо выбрать открытку, вырезать элементы и наклеить на основу.