татьяна дубовскова
Картотека настольных игр для детей подготовительной группы по образовательным областям ФГОС
▼ Скачать
Правила к игре «Профессии»
Игра «Профессии» познакомит детей с такими профессиями, как учитель, повар, врач, пожарный, полицейский, строитель, швея, почтальон. Ребёнок узнает, какими орудиями труда пользуются люди этих профессий, научится обобщать картинки и распределять их по группам.
Речевое развитие
«Что кому необходимо»
Цель: активизировать внимание; развивать мышление, речь
Публикация «Картотека настольных игр для детей подготовительной группы по образовательным областям ФГОС» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Настольные игры своими руками
- Подготовительная группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ход игры: раздается по 2 карточки от двух разных блоков, с изображенными на них людьми любой профессии. На столах перед ними лежат карточки с предметами. Участникам предлагается подобрать каждой картинке с людьми карточки с предметами и назвать профессию.
Задача: назвать профессию, атрибуты, изображенные на боковых элементах; рассказать как используется каждый из этих предметов в той или иной профессии.
"Профессии"
Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.
Содержание: Ведущий показывает карточку - профессию, дети должны описать различные профессии
Ход игры:
Повар! (Носит белый колпак, готовит вкусную еду).
Учитель! (Ходит на работу в школу, обучает детей)
Познавательное развитие
«Загадалка». Цель: Описать любую картинку (орудие труда, не показывая её.
Ход игры: На столе раскладываются несколько боковых картинок. Выбирается ведущий. Он начинает описывать выбранную им картинку (не показывая её,придерживаясь примерного плана - рассказа:
• цвет
• форма
• из чего сделан
• как его использует человек
«Что лишнее?» Цель: поиск лишней картинки.
Ход игры: Боковые карточки выкладываются в ряд по 3-4 штуки так, чтобы все картинки кроме одной имели общий признак. Компоновать можно по цвету, форме, отношению к той или иной группе (посуда, из чего сделано, к какой профессии относится).
Например:
1. Тёрка, книга, пистолет.
(Книга лишняя, потому что сделана из бумаги (дерева, а тёрка и пистолет – из металла)
2. Глобус, открытка, школьная доска.
(Доска, потому что она чёрного цвета, а открытка и глобус голубого. Открытка, потому что она относится по смыслу к профессии почтальона, а глобус и доска – к учителю. Глобус, потому что он имеет круглую форму, а доска и открытка прямоугольной формы)
«Цепочка» Цель: упражнять детей в умении находить между любыми, даже совершенно неподходящими объектами общий признак, который хотя бы абстрактно может их объединить (для начала можно сравнивать по цвету, форме, назначению)
Ход игры: Всем игрокам раздается одинаковое количество карточек. Считалкой выбирается тот, кто начнёт игру. Он выкладывает одну любую картинку. Следующий игрок кладёт рядом свою карточку, объясняя, что общего между этими двумя картинками.
Например, к тёрке можно положить картинку с кирпичами, потому что у них обоих есть отверстия (дырочки).
Побеждает тот, кто первым освободится от всех имеющихся у него карточек.
«Парочки» Цель игры: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.
Ход игры: Отобрать по две боковые карточки из каждого блока. Перемешать их картинками вниз и разложить ровными рядами по несколько карточек в каждом ряду. По очереди, установленной по договорённости, первый игрок переворачивает две любые карточки изображением вверх. Если на обеих карточках изображены атрибуты одной профессии, то игрок забирает эту пару себе. Если рисунки на карточках относятся к разным профессиям, то они опять переворачиваются изображением вниз, и ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество пар карт.
Социально-коммуникативное развитие
«Актёры» Ход игры: Приглашаются по два ребенка, показывают пантомиму. Необходимо название показываемой профессии сказать тихонько педагогу, и так её изобразить, чтобы другие дети отгадали. Если зрители сразу отгадали задуманную профессию, то "актёр" получает медаль.
Физическое развитие
«Будь внимателен!» Ход игры:
Дети стоят возле стульчиков. Ведущий называет слова, где они услышат профессию, то должны прыгнуть, а где не профессию хлопнут в ладоши.
Набор слов: дом, продавец, магазин, столяр, мука, повар, самолет, яблоко, воспитатель, карандаш, мельница, строитель, пекарь, прохожий, врач, ножницы, ручка, швея.
Художественно-эстетическое развитие
«Прятки» или «Чего не стало?» Цель. Развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: Выкладываются карточки. Просим внимательно посмотреть на них и запомнить. Ребёнок закрывает глаза, взрослый убирает («прячет») одну картинку, а оставшиеся переставляет местами – «запутывает» (на ознакомительном этапе игры карточки можно не запутывать).Ребёнок открывает глаза, ведущий просит его угадать, какая картинка спряталась. Когда ребенок освоится с правилами игры, предложите ему побыть ведущим. Это поможет малышу проявить самостоятельность, самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе.
Правила к игре «Мой дом»
Игра «Мой дом» познакомит детей с видами помещений в квартире, доме и их обстановкой. Ребёнок научит обобщать картинки с предметами быта и распределять их по группам.
Речевое развитие
«Мой дом»
Цель: способствовать формированию развёрнутого связного высказывания; развивать мышление, речь
Ход игры: раздается по 2 карточки от двух разных блоков, с изображенными на них комнатами. На столах перед ними лежат карточки с предметами. Участникам предлагается подобрать каждой картинке с комнатами картинки с предметами из этой комнаты.
Задача: назвать комнату, атрибуты, изображенные на боковых элементах.
"Скажи наоборот" (с мячом)
Цель: обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие навыков словообразования.
Мой дом высокий, а мой дом (низкий).
Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).
Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).
Мой дом большой, а мой дом (маленький).
Мой дом старый, а мой дом (новый).
Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.
Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.
Познавательное развитие
«Загадалка». Цель: Описать любую картинку, не показывая её.
Ход игры: На столе раскладываются несколько боковых картинок. Выбирается ведущий. Он начинает описывать выбранную им картинку (не показывая её, придерживаясь примерного плана - рассказа:
• цвет
• форма
• из чего сделан
• как его использует человек
«Что лишнее?» Цель: поиск лишней картинки.
Ход игры: Боковые карточки выкладываются в ряд по 3-4 штуки так, чтобы все картинки кроме одной имели общий признак. Компоновать можно по цвету, форме, отношению к той или иной группе (игрушки, мебель, из чего сделано)
Например:
1. Мишка, пирамидка, полотенце.
(Мишка лишний, потому что он коричневого цвета, а полотенце и два кольца пирамидки - красного)
(Пирамидка, потому что она твердая, а мишка и полотенце – мягкие). (Полотенце, потому что оно относится к ванным принадлежностям, а мишка и пирамидка – к игрушкам).
«Цепочка» Цель: упражнять детей в умении находить между любыми, даже совершенно неподходящими объектами общий признак, который хотя бы абстрактно может их объединить (для начала можно сравнивать по цвету, форме, назначению)
Ход игры: Всем игрокам раздается одинаковое количество карточек. Считалкой выбирается тот, кто начнёт игру. Он выкладывает одну любую картинку. Следующий игрок кладёт рядом свою карточку, объясняя, что общего между этими двумя картинками.
Например, к калькулятору можно положить картинку с будильником, потому что у них обоих есть цифры.
Побеждает тот, кто первым освободится от всех имеющихся у него карточек.
«Парочки» Цель игры: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.
Ход игры: Отобрать по две боковые карточки из каждого блока. Перемешать их картинками вниз и разложить ровными рядами по несколько карточек в каждом ряду. По очереди, установленной по договорённости, первый игрок переворачивает две любые карточки изображением вверх. Если на обеих карточках изображены предметы из одного помещения, то игрок забирает эту пару себе. Если рисунки на карточках относятся к разным комнатам, то они опять переворачиваются изображением вниз, и ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто наберёт максимальное количество пар карт.
Социально-коммуникативное развитие
«Мячик» Цель: развитие координации движений, ловкости, чувство ритма и темпа, согласованности.
Ход игры: Для этой игры потребуются 4-5
мягких мячей. По количеству мячей образуются пары. Дети встают друг против друга, взявшись за руки и разведя их в стороны, между лбами зажимают мяч. По сигналу начинают двигаться в определённом направлении, например, по кругу. В это время
остальные дети хлопают в ладоши и произносят слова:
Мы с тобой идём вдвоём,
Мячик мы с тобой несём.
Мячик крепко мы прижмём.
Не уроним, донесём.
После пройденного этапа пары меняются.
Физическое развитие
«Будь внимателен!» Ход игры:
Дети стоят возле стульчиков. Ведущий называет слова, где они услышат профессию, то должны прыгнуть, а где не профессию хлопнут в ладоши.
Набор слов: дом, продавец, магазин, столяр, мука, повар, самолет, яблоко, воспитатель, карандаш, мельница, строитель, пекарь, прохожий, врач, ножницы, ручка, швея
Художественно-эстетическое развитие
«Прятки» или «Чего не стало?» Цель. Развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: Выкладываются карточки. Просим внимательно посмотреть на них и запомнить. Ребёнок закрывает глаза, взрослый убирает («прячет») одну картинку, а оставшиеся переставляет местами – «запутывает» (на ознакомительном этапе игры карточки можно не запутывать).Ребёнок открывает глаза, ведущий просит его угадать, какая картинка спряталась. Когда ребенок освоится с правилами игры, предложите ему побыть ведущим. Это поможет малышу проявить самостоятельность, самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе.
Правила к игре «Чей малыш?»
Игра «Чей малыш?» познакомит детей с домашними и дикими животными и их детенышами, поможет запомнить их названия. Ребёнок научится выделять один объект из множества, находить нужные картинки и распределять их по группам.
Речевое развитие
«Чей малыш?»
Цель: способствовать формированию развёрнутого связного высказывания; развивать мышление, речь
Ход игры: раздается по боковые карточки от двух разных блоков, с изображенными на них животными. На столах перед ними лежат карточки с предметами. Участникам предлагается подобрать каждой картинке с животными соответствующих детенышей.
"Кто что ест?»
Цель: обогащение и пополнение словарного запаса слов.
Ход игры: Собрав один блок, например, «Домашние животные», детям необходимо рассказать, чем питаются животные: корова, лошадь, коза и овца едят траву и сено; кошка и собака едят мясо, суп, кашу и еще любят полакать молоко; свинья ест любую пищу — овощи, фрукты, траву, желуди, корни растений, зерно не откажется и от мясной пищи.
«Собери и назови семью» Цель: Формировать представление детей о семье и её членах.
Ход игры: Знают взрослые и дети - мамы есть у всех на свете, и не только у детей, есть у маленьких зверей. Животные пришли не одни, а всей семьей, давайте поможем им собраться вместе и назовём всех (папа – мама – ребёнок)
“Мы волшебники немного был один, а станет много ” с мячом
Цель: Закреплять практическое использование родительного падежа существительных единственного и множественного числа
Ход игры: Воспитатель бросает ребенку мяч и называет животное “например, одна кошка”, ребенок возвращает мяч - “много кошек”.
Познавательное развитие
«Загадалка». Цель: Описать любую картинку, не показывая её.
Ход игры: На столе раскладываются несколько боковых картинок. Выбирается ведущий. Он начинает описывать выбранную им картинку (не показывая её, придерживаясь примерного плана - рассказа:
• место обитания
• внешний вид
• чем питается
• какой звук издаёт
• какие действия, движения ему свойственны
«Кто лишний?» Цель: поиск лишней картинки.
Ход игры: Боковые карточки выкладываются в ряд по 3-4 штуки так, чтобы все картинки кроме одной имели общий признак. Компоновать животных можно по цвету, отношению к той или иной группе
Например:
1. Поросёнок, цыплёнок, пингвинёнок
(Поросенок лишний, потому что он относится к млекопитающим, а цыплёнок и пингвинёнок - птицы)
2. Котёнок, цыплёнок, пингвинёнок.
(Котёнок лишний, потому что он относится к млекопитающим, а цыплёнок и пингвинёнок - птицы). (Цыплёнок, потому что он жёлтый, а котёнок и пингвинёнок чёрные).(Пингвинёнок, потому что он гладкий, а котёнок и цыплёнок пушистые)
Социально-коммуникативное развитие
«Зоопарк» Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Количество играющих: две команды.
Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Физическое развитие
«Рыбаки и рыбки» Цель: Развитие согласованности движений, быстроты реакции, активизации внимания.
Ход игры: 5-6 детей встают в круг и поднимают руки вверх, образуя «сеть». Остальные ребята – «рыбки». Они пробегают под руками ребят, соединив ладошки и покачивая ими вправо-влево, как рыбки шевелят хвостиками. Все поют песенку:
Рыбки, рыбки, приплывайте,
В наши сети попадайте.
Плавайте туда-сюда,
Не уйти вам никуда.
С окончанием пения дети опускают руки, «рыбки», оказавшиеся в сети, встают в круг.
При повторении игры сеть увеличивается. Оставшиеся 2 – 3 ребёнка становятся победителями.
Художественно-эстетическое развитие
«Что изменилось?» Цель. Развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: Выкладываются карточки. Просим внимательно посмотреть на них и запомнить. Ребёнок закрывает глаза, взрослый убирает («прячет») одну картинку, а оставшиеся переставляет местами – «запутывает» (на ознакомительном этапе игры карточки можно не запутывать). Ребёнок открывает глаза, ведущий просит его угадать, какая картинка спряталась. Когда ребенок освоится с правилами игры, предложите ему побыть ведущим. Это поможет малышу проявить самостоятельность, самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе.
Правила к игре «Наша Родина»
Игра «Наша Родина» познакомит детей с государственными символами России, достопримечательностями Московского Кремля, культурой русского народа. Ребёнок узнает, насколько многонациональна наша страна и как она огромна. Он научится обобщать картинки и распределять их по группам.
Речевое развитие
«Подбери родственные слова»
Цель: Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, подбор слов признаков).
Ход игры: Воспитатель называет слово, дети, подбирают однокоренные слова, объясняя смысл слова.
Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.
Отец — Отчизна, отчество, отчий дом.
"Российские промыслы»
Цель: автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.
Ход игры: Ребята, мы с вами много знаем о российских промыслах, которые тоже прославляют нашу Россию. -Посуда из Гжели (Какая) гжельская,
-Игрушки из Дымково дымковские,
-Самовар из Тулы тульский,
-Подносы из Жостово жостовские,
-Платок из Оренбурга оренбургский,
-Матрёшка из Семёнова семёновская,
-Ложки из Хохломы хохломские,
-Платки из Сергиева Посада сергиевопосадские.
Познавательное развитие
«Что лишнее?» Цель: поиск лишней картинки.
Ход игры: Боковые карточки выкладываются в ряд по 3-4 штуки так, чтобы все картинки кроме одной имели общий признак. Компоновать рисунки можно, например, по отношению к той или иной группе (государственные символы, народный костюм, музыкальные инструменты, игрушки).
Например:
1. Флаг, герб, Царь - пушка
(Царь - пушка лишняя, потому что она является памятником, а флаг, герб Государственные символы РФ)
2. Царь- колокол, хохломская доска, монетный рубль.
(Доска, потому что она сделана из дерева, а Царь – колокол и рубль – из металла.)
«Цепочка» Цель: упражнять детей в умении находить между любыми, даже совершенно неподходящими объектами общий признак, который хотя бы абстрактно может их объединить (по материалу, по отношению к той или иной группе (народность, народный костюм, народное творчество, памятники)
Ход игры: Всем игрокам раздается одинаковое количество карточек. Считалкой выбирается тот, кто начнёт игру. Он выкладывает одну любую картинку. Следующий игрок кладёт рядом свою карточку, объясняя, что общего между этими двумя картинками.
Например, к флагу можно положить картинку с рубахой, потому что и флаг, и рубаха сделаны из ткани.
Побеждает тот, кто первым освободится от всех имеющихся у него карточек.
«Парочки» Цель игры: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.
Ход игры: Отобрать по две боковые карточки из каждого блока. Перемешать их картинками вниз и разложить ровными рядами по несколько карточек в каждом ряду. По очереди, установленной по договорённости, первый игрок переворачивает две любые карточки изображением вверх. Если на обеих карточках изображены атрибуты одной профессии, то игрок забирает эту пару себе. Если рисунки на карточках относятся к разным профессиям, то они опять переворачиваются изображением вниз, и ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество пар карт.
Социально-коммуникативное развитие
«Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Количество играющих: 2 или больше человек.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.
Физическое развитие
«Разведчики, парад, ПОБЕДА!» Цель: Воспитание духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.
Ход игры: Когда ваши папы служили в армии, они были в засаде, ходили в разведку, участвовали в парадах. Сейчас и мы поиграем в военных.
-По команде «Разведка» - пойдём на цыпочках;
- По команде «Засада» - нужно присесть, притаиться;
- По команде «Парад» - маршируем, высоко поднимая колени.
Художественно-эстетическое развитие
«Прятки» или «Чего не стало?» Цель. Развивать наблюдательность, внимание.
Ход игры: Выкладываются карточки. Просим внимательно посмотреть на них и запомнить. Ребёнок закрывает глаза, взрослый убирает («прячет») одну картинку, а оставшиеся переставляет местами – «запутывает» (на ознакомительном этапе игры карточки можно не запутывать).Ребёнок открывает глаза, ведущий просит его угадать, какая картинка спряталась. Когда ребенок освоится с правилами игры, предложите ему побыть ведущим. Это поможет малышу проявить самостоятельность, самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе.