Татьяна Горбатовская
Картотека народных игр Белгородской области с пением и танцами
▼ Скачать + Заказать документы
"Картотека народных игр Белгородской области с пением и танцами"
Дедушка Мазай
Участники игры, выбрав дедушку Мазая, договаривались между собой, какие движения, обозначающие работу (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т. д., будут ему показывать. Двигаясь к дедушке Мазаю, пели:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были, мы не скажем,
А что делали – покажем!
Публикация «Картотека народных игр Белгородской области с пением и танцами» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Республика, область, край. Список городов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
После все изображали движениями работу, о которой договаривались. Если дедушка Мазай отгадывал – дети разбегались, а он должен был их ловить. Первый пойманный становился дедушкой Мазаем. Игра повторялась. Если дедушка не отгадывал – ему показывали другую работу.
В козла
Девочки становятся в круг. В центре него стоит мальчик. Девочки поют песню и водят вокруг него хоровод:
Шел козел дорогою,
Дорогою, дорогою,
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
С этими словами мальчик-«козел» выбирает девочку и выводит в круг, они толкуют:
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
И горюшко размыкаем,
Размыкаем, коза.
Потом девочка становится обратно в хоровод, а мальчик выбирает другую девочку. И так игра идет, пока все девочки не станцуют с мальчиком.
Царь-государь
Дети становились в круг. Царь-государь стоял за кругом. Дети шли по кругу и приговаривали:
Ой, ты, царь-государь,
Варена картошка!
Не догонишь, не поймаешь,
Мы тебе не кошка!
На последних словах «царь-государь» дотрагивался до любого из участников. Они должны были разбежаться в разные стороны и быстро занять освободившееся место в кругу. Участник, который не успел – выбывает из игры. Победитель становился ведущим. Игра повторялась, пока не останется три участника.
Белочки и охотник
Количество участников не ограничено. Из участников выбирается «охотник», остальные участники – «белочки». «Белочки» должны сидеть на деревьях, а значит, на любой деревянной поверхности (лавочка, бревно, заборчик, которая служила защитой от «охотника» : он не имел права трогать игрока («белочку», который не касался ногами земли. Если обе ноги не касаются земли, значит, игрок вне досягаемости «охотника».
Если «охотник» поймал «белочку», то игроки менялись местами («охотник» становился «белочкой», «белочка» – «охотником»).
Чехарда
Играющие (в основном – дети, подростки) делились на две команды. Одна команда изображала «коня». Участники выстраивались друг за другом, каждый крепко обнимал за пояс впереди стоящего, и вся команда наклонялась вперед, подставляя свои спины другой команде.
Участники другой команды по очереди заскакивали на «коня» (задача была не перепрыгнуть, а запрыгнуть). Когда на «коне» сидели все игроки команды, то «конь» должен был их везти. При этом участники, изображающие «коня», раскачивались, подпрыгивали (но ни в коем случае не расцепляясь – иначе команда считалась проигравшей, стараясь свалить седоков на землю. Задача седоков была удержаться на «коне».
Веревочка
Для игры брали веревку, завязывали ее концы узлом, чтобы веревка образовала круг. Потом все играющие хватались за веревку двумя руками. В центре этого круга стоял водящий. Водящий должен был ударить игрока по одной руке, игрок убирает эту руку за спину, если водящий осалит и вторую руку игрока, игрок этот выходит из игры. Так продолжается до тех пор, пока водящий останется один на один с последним игроком.
Чижик
Для этой игры нужно выстругать из дерева две круглые палочки: первая – «чижик» длиной 15 см, вторая – длиной 50 см. В земле делают лунку, на нее кладут палочку-«чижик». Игрок второй палкой бьет по кончику «чижика», который подлетает и в это время игрок как можно сильнее бьет второй палкой по «чижику». Затем шагами измеряется расстояние от лунки до «чижика». У кого расстояние больше, тот и победил.
Флажок
Флаг в виде палки с красной тряпочкой устанавливают на поляне. Участники разбиваются на две команды. Флаг находится на расстоянии 20–30 м от команд, и по сигналу участники игры должны добежать до флага. Побеждает та команда, которая первой сорвет флаг.
Перетягивание
Игра бытовала давно, играли в нее в основном ребята от 6 до 20 человек. Приглашаются две команды по равному количеству человек. В каждой команде выбирают вожака. Чертится небольшой круг, берется палка, на ней отмечается середина. В круг выходят вожаки команд, они берутся за палку с двух сторон на одинаковом расстоянии от середины. Остальные участники команд берутся за пояс вожака цепочкой.
По сигналу: «Игра началась» – обе команды начинают тянуть палку в свою сторону. Побеждает та команда, которая сумела перетянуть всю палку за круг своей стороны и без отрыва.
Заря
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – «заря» ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они быстро бегут в разные стороны по кругу. Главная задача бегущих – добежать первым и занять место. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется.
Правила игры:
1. Бегущие не должны пересекать круг.
2. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
В козла (или «Чехарда»)
Играли весной и летом на траве, на ровной площадке. С помощью считалочки выбирается «козел» :
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.
«Козел» садится на корточки, несколько человек становятся сзади и начинают прыгать через него.
Затем задача усложняется. На голову «козлу» кладут сначала одну шапку, потом все больше и больше. Кладут все шапки и картузы. Иногда «козел» немного приподнимается, чтобы тяжелее было перепрыгнуть. Кто сбивает шапку, тот становится «козлом».