Крайнова Алина
Картотека музыкальных дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для средней - старшей группы
Использование дидактических игр в пении
1. Где мои детки?
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Оборудование и материалы: Карточки с изображением утят, цыплят
Ход игры:
Публикация «Картотека музыкальных дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звукеля второй октавы).Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
2. Птицы и птенчики
Цель: упражнять детей действовать по сигналу педагога, выполнять бег и ходьбу врассыпную, ориентироваться в пространстве, использовать всю площадь зала, развитие звуковысотного слуха.
Оборудование и материалы: Маленькие и большие игрушки
Ход игры:
Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат маленькие игрушки, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят большие игрушки на нижнюю ступеньку.
3. Курица и цыплята
Цель: Формировать умение эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.
Оборудование и материалы: Карточка с уткой и утятами, курицой и цыплятами
Ход игры:
Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).
Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звукеля второй октавы).
Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.
4. Громко-тихо запоем
Цель: Формировать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Закреплять правильное произношение звуков.
Оборудование и материалы: Любая игрушка
Ход игры.
Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
Использование дидактических игр с музыкальными инструментами
1. Колпачки
Цель: Развитие интереса к самостоятельным действиям в процессе творчества, развитие слухового восприятия.
Оборудование и материалы: колпаки
Ход игры:
Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.
2. Наш оркестр
Цель: Закрепление знаний детей об инструментах симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.
Оборудование и материалы: посылка с муз. инструментами
Ход игры:
Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется. Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы.
3. Музыкальное лото
Цель: Обогащение представления детей о музыкальных инструментах, их звучании, предметах, формировать умение узнавать и называть музыкальные инструменты.
Оборудование и материалы: любой муз. инструмент, ноты-кружочки
Ход игры:
Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
4. Ступеньки
Цель: Развитие звуковысотного слуха детей.
Оборудование и материалы: любой муз. инструмент, игрушка.
Ход игры:
Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
5. Наше путешествие
Цель: Всестороннее развитие личности средствами движения под музыку.
Оборудование и материалы: металлофон, барабан.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель. — Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).Мой рассказ вы можете продолжить или придумать, свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.
Использование дидактических игр с музыкально ритмическими движениями
1. Музыкальные прятки
Цель: Формировать умение различать тембр музыкальных инструментов.
Оборудование и материалы: игрушка-медвежонок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.
Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет. Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальный руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грубой или грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию. Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент.
2. Ритмическое эхо
Цель: Обучение воспитанников слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм
Оборудование и материалы: -
Ход игры:
Педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно:
- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);
- эхо окрашено тихой динамикой.
Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.
3. Узнай свой инструмент
Цель: Развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных детских музыкальных инструментов.
Оборудование и материалы: Разрезанные части цветных карточек, муз. инструменты,
Ход игры:
Разрезанные части цветных карточек вместе с муз. инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводится игра. На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой не цветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой не цветной карты.
Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончится, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.
4. Чудесный мешочек
Цель: Развитие звуковысотного слуха, при узнавании знакомого музыкального произведения.
Оборудование и материалы: мешочек с игрушками.
Ход игры:
Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».
Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Заинька», музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой, «Кукла» музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской, «Медведь», музыка В. Ребикова, «Петушок» музыка В. Витлина, слова А. Пассовой и др. дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
5. Снеговики
Цель: Развивитие эмоциональности, фантазии детей старшего дошкольного возраста, координацию движений, ориентировки в пространстве.
Ход игры: снеговик с красными и синими элементами одежды, муз. интрсумент
Взрослый знакомит детей с двумя снеговиками – веселым (с красными элементами одежды) и грустным (с синими элементами одежды, демонстрируя динамическую модель, в которой снеговики сменяют друг друга. Далее взрослый предлагает определить, какой из снеговиков появится «во дворе», при этом исполняет на инструменте короткую музыкальную фразу в мажоре либо миноре. Ребенок, первым определивший лад, получает возможность «поставить снеговика во дворе», используя динамическую модель. Игровое задание выполняется до тех пор, пока ребенок не выполнит все игровые действия.