Ирина Сафронова
Картотека «Карельские игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры народов Карелии.
Народные игры Карел
ии. [/i]
Считалки.
Тара- бара
Домой пора
Ребят кормить,
Телят поить, Коров доить.
Тебе водить.
Лиса по лесу ходила,
Громким голосом вопила, Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела-
Мужу двое, себе трое
И детишкам по лаптишкам.
Шаланды, баланды,
по кусту, по мосту,
По лебяжьей горы,
По чужой стороны,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок-
Публикация «Картотека „Карельские игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Республика Карелия
- Темочки
Поди вон, королек!
Юкси, какси, колме, нелли.
Мина санон: «Тервех тейле!»
Юкси, какси, колме, нелли.
Мина санон: «Тервех мейле!»
Один, два, три, четыре.
Говорю я: «Здравствуйте»
Один, два, три, четыре
Палку подбрасывали вверх, один из играющих её ловил в воздухе. Остальные игроки поочерёдно брались за палку чуть выше предыдущего игрока, плотно прижимая свою руку к руке предыдущего игрока. И так до тех пор, пока все игроки не поучаствуют в считалке,приговаривая:
Чья копна на моей копне? Скинь долой, вези домой! (Последний игрок – водящий).
Тары-бары, домой пора – ребят кормить, телят поить, коров доить, тебе водить.
Хентен, рентен,
Рейман десса,
Коппали виннан,
Колман десса,
Синя маа кулдакаа,
Тиллис типпи,
Полтина пойс.
Чья копна
На моей копне?
Скинь долой,
Вези домой.
Шла коза по мостику
И махала хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит? Это Он!
Выходи из круга вон.
Веркко да калат (сеть да рыбы).
Участники игры делятся на две команды. По жребию определяют кому быть «рыбой» кому «сетью». Первым делом «сплетают сеть»- берутся за руки, поднимают их вверх и образуют круг. Ребятом известно, что настоящие сети рыбаки нередко тянут за собой. Движется и ребячья «сеть»- круг колышется то вправо, то влево.
«Рыбы» как им положено заходят в «сеть»- внутрь круга. Побывав там немного, возвращаются обратно. В тот момент, когда «рыбы» в «сети» больше всего, кто- нибудь из команды «ловцов» кричит: «Веркко!» («Сеть!»). Поднятые вверх руки сразу же опускаются, и «Ловцы» сразу же сужают круг, стремясь удержать внутри него всех заплывающих рыб. Но те не хотят стать легкой добычей, изо всех сил пытаются вырваться, разьеденить звенья «сети» и выскользнуть из неё. Кому- то это удается.
Пойманные рыбы из игры выбывают. «Сеть» снова приходит в движение.
Иногда кто-нибудь из команды «рыб», предчувствуя, что «сеть» вот- вот замкнется кричит: «Калат» («Рыбы!»). «Рыбы» стремглав бросаются из «сети».
Команды меняются местами, когда «сеть» переловит всех «рыб».
Вариант игры 2.
Играющим роль «сети» завязывают глаза и выводят в центр зала. Они широко расставляют ноги. Юркие рыбки пытаются проскользнуть между ног. Если им это удается, они переходят к другим «сетям». Застрявшие выбывают из игры.
«Сетям» разрешается зажать «рыбу» ногами и удерживать руками, а вот сходить с места нельзя. Если рыба изловчилась, потащила «сеть» за собой, та должна отпустить жертву и встать в исходное положение.
Игра заканчивается, когда все «рыбы» пойманы.
Яной да хука (Заяц и волк).
Все играющие на время становятся «зайцами». И лишь один из них превращается в «волка». Каждый заяц делает себе домик, защиту от «волка»- чертит вокруг себя круг. Один «заяц» обязательно остается без домика. И вот «волк- охотник» хлопает в ладоши. Перепуганный «заяц» старается удрать от него, если волк его все же нагоняет, то быстро заскакивает в чей- нибудь домик. Вдвоем там оставаться нельзя. Хозяин обязан «выскочить» на улицу. «Волк» продолжает уже погоню за ним. И так, пока кто- нибудь не попадет волку в лапы. Тогда «заяц» и «волк» меняются ролями и игра продолжается.
Каграа сюёттямя (кормить овсом).
Выбирают ведущего и водящего. Ведущий с шапкой в руках садится на стул. Водящий изображает лошадь. Прячет лицо в шапку и делает вид, что ест овес. Руки в это время он держит за спиной, ладонями вверх. Играющие становятся за водящим. Вдруг кто- нибудь из них ударяет водящего по ладоням. Тот сразу перестает «есть овес» и старается угадать, кто его потревожил. Сделать это не просто- играющих много. Но все- таки каждый бьет по- своему и какой- то шанс угадать, конечно, есть.
Если водящий угадывает, кто ударил, они меняются ролями. «Лошадь» снова принимается «есть овес»…
Варой пелдолла (Ворона на поле)
Выбирают водящего. Это- «хозяин», а все остальные – «вороны». На игровом поле чертят большой квадрат. «Хозяин» садится в центре его на корточки. «Вороны», как это бывает на настоящем поле, слетаются, начинают каркать: «Поле топчем, зерна клюём». Так повторяют несколько раз.
Наконец, «хозяин» просыпается и начинает гонять «ворон». Хитрые и проворные птицы, улетают за территорию квадрата. Там их трогать нельзя. Но вот какая то из ворон зазевалась и и «хозяин» успевает её поймать.
Игра продолжается до тех пор, пока «хозяин» не отстоит засеянное поле и не переловит «ворон».
Кукот (Петухи).
Петухи- известные драчуны. Двое мальчиков сходяться, прыгая на правой ноге. Сблизившись, пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и встал на обе ноги.
Незамедлительно следует наказание, проигравший должен кукарекать во все горло.
К выигравшему подходит следующий «петух»- и игра продолжается.
Сиди, сиди, Яша.
Кто- нибудь добровольно становится Яшей. Ему завязывают глаза и сажают в центре круга. Остальные беруться за руки и идут по кругу против часовой стрелки приговаривая:
Сиди, сиди, Яша
Ты- забава наша
Погрызи орешки
Для своей потешки. Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три- ищи.
После этих слов Яша вскакивает и все разбегаются. Яша старается кого- нибудь поимать. Пойманный становиться Яшей. Игра продолжается.
Колахуш (Стук).
Участники игры становяться в тесный кружок. До этого по более широкому кругу, на равном расстояниидруг от друга, располагаются чурки, обязательно на одну меньше числа играющих.
Ведущий стоит отдельно, спиной ко всем. В руках у него палка. Он ударяет её о землю и все бросаются в рассыпную, стараясь занять свободную чурку. На нее надо не только быстро сесть, но и удержаться, потому что оставшийся без чурки будет пытаться столкнуть сидящего, завладеть его место.
«Лишнего» ждет наказание- ведущий дает ему щелчок или заставляет выполнить какое-нибудь задание. Игра продолжается.
Шавишотку (Месить глину).
Участники игры рассаживаются по скамьям на равном расстоянии друг от друга. Кисти рук держат соединенными перед собой- «лодочкой». У ведущего в руках небольшой гладкий камешек, зажатый между ладонями. Водящий стоит рядом с ним. Ведущий произносит: «Келля кулла култа пуйкко?»- «Отгадай, у кого золотая спица». Фраза эта делиться как бы на две части. Подойдя к первому играющему, водящий отпускает свои ладони в его, соединенные «лодочкой», и несколько раз проводит вперед назад, как бы «месит глину». В это время он произносит «Отгадай у кого…». Про делав это с другими играющими, ведущий заканчивает фразу: «… золотая спица?»
Ведущий и водящий обходят всех участников. Незаметно, в любом месте присказки, ведущий опускает камешек в чьи-нибудь ладони. Вся хитрость в том, чтобы водящий не сумел распознать, у кого спрятан камешек. Хранить секрет должен не только ведущий, но и тот, кому достался камешек,- можно ведь и рассмеяться и покраснеть, выдать себя поведением.
Водящий внимательно следит за происходящим, пытаясь отгадать, в чьи ладони опущен камешек. Пока «месят глину», он должен успеть многое заметить. Если он угадал, они с водящим меняются местами, если нет – получает щелчок по лбу (выполняет какое-нибудь задание).
В одном из многочисленных вариантов игры ведущий, обходя играющих и пытаясь незаметно опустить в чьи-нибудь руки камешек, приговаривает:
Где купался иванушка?
Возле белого камушка.
Белый камень у меня, у меня,
Говорите про меня, про меня…
Уголок.
Популярная пудожская игра.
В игре участвуют пять человек. Определяют водящего, который тут же становится в центр избы. Остальные четверо располагаются по углам. Водящий говорит:
Бабушка- старушка, Продай уголок-
Там пиво варят, Тебя напоят.
Как только произнесено последнее слово, играющие быстро меняются местами. Кто останется без угла, тому и водить.
Бегуча (Бег).
Популярная вепсская игра. Участники её парами становятся друг за другом, обычно девочка с девочкой, мальчик с мальчиком. Впереди водящий. После его хлопка первая пара начинает бег, пробегает перед водящим, а затем устремляется в разные стороны до установленного в начале игры места. Водящий старается поймать кого-нибудь. Если поймает, они становятся последней парой, а оставшийся водящим.
Ко мне с кольцом.
Все садятся на лавки. Ведущий с кольцом в руке, зажатым между ладонями, ходит перед сидящими и поводит свои руки между сложенными ладонями играющих. Все внимательно следят за его действиями. Незаметно он опускает кому-нибудь в ладони кольцо. Затем выходит на середину избы и кричит: «Ко мне с кольцом!». Все одновременно вскакивают. Тот, у кого кольцо, бросается к ведущему. Если играющие угадали, у кого кольцо, они прилагают все силы, чтобы помешать обладателю кольца передать его обратно ведущему. Тот кому удалось отобрать кольцо (поймать предающего, становятся ведущим.
Догонялка.
Выбирают водящего и окружают его кольцом. Водящий весело припевает:
Стерегу, стерегу овечку
По золотому колечку.
Не трожь моей овечки
Ни зверь, ни медведь, Ни лихой человек.
Кыш, овечка, в поле.
Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот кого он поймает становиться водящим.
Хиппа (Погоня).
В игре используется веревка, концы которой крепко связываются. Все берутся за веревку с внешней стороны и растягивают её, образуя круг. Водящий становится в центре. Его задача дотронуться руками до кого-нибудь из игроков, «запятнать». Но сделать это не так просто. Как только он приближается к кому-нибудь, тот отпускает веревку и отступает назад. Остальные натягивают веревку. Водящий бросается к другому игроку, в это время первый быстро хватается за веревку, давая возможность своему товарищу отпустить её и не дать себя «запятнать».
Тот, кого водящий, все- таки «запятнал», становится в центре. Игра продолжается.
Ляпки с мячом.
Игра начинается после обязательной считалки:
Раз, два, три, четыре-
Мы живем в одной квартире.
Раз, два, три, четыре, пять-
Ты иди искать!-
Выясняли кому водить. Потом становились в круг. Кто-нибудь из играющих сильно ударял мячом о землю. Мяч подскакивал вверх. Пока водящий ловил его, все разбегались. Поймав, наконец, мяч, водящий кричал: «Стой!». Все останавливались в позах, в каких их заставала эта команда. Водящий с места старался запятнать кого-нибудь из играющих.
Если мяч задевал игроков, водящий вновь бежал за ним, а все остальные устремлялись в противоположную сторону. Схватив мяч водящий снова кричал: «Стой!». Все застывали, как вкопанные, а водящий старался в кого-нибудь попасть. Если это удавалось, тот, в кого попадали мячом, бежал за ним, а все остальные, в том числе и водящий, разбегались врассыпную, пока их не настигала команда: «Стой!».
Никто не имел права двигаться, менять позу с того момента, как мяч оказывался в руках у водящего. В этой игре водящие быстро менялись ролями с играющими.
«Кислый» круг.
Играющие делятся на две группы. В каждой из них выделяют капитана. Капитаны подходят к орбитру, в руках у которого зажаты две спички- короткая, подлиннее. Если капитану достается короткая спичка- его команде водить.
В центре поля рисуют большой круг. Играющие заходят внутрь, а водящие остаются снаружи. Задача водящих запятнать мячом стоящих в круге. Кого коснется мяч, тот выходит из игры. Играющие стараются поимать мяч, тогда на их счету прибавиться «свеча, которая даёт право следующий меткий удар по мячу не засчитывать. Поэтому играющие стараются попасть по ногам или по спине играющим- так поймать мяч сложнее».
Как только начинается игра все приходит в беспрерывное движение. Мяч перелетает высоко над кругом от одного игрока к другому. Иногда может случиться так, что на счету играющих скапливается столько свечей, что отыграть их уже не возможно. Тогда оставляют круг «киснуть». Игра прекращается. Потом заводят новую игру, оставляя тех же водящих.
Полттозил мияччун кера (пятнашки с мячом).
Чертится верхняя и нижняя границы игрового поля. Участники игры располагаются вдоль верхней линии, лицом к полю, на равном расстоянии друг от друга. Водящий с мячом и палкой становиться последним справа, лицом к играющим, ставит мяч на линию и легко бьет по нему палкой, направляя его вдоль стоящих. Если мяч останавливается между играющими, водящий делает другую попытку, если напротив кого-нибудь из играющих- оба (играющий и водящий) тотчас начинают бег. При этом играющий бежит к нижней границе игрового поля, а водящий- бежит за мячом, хватает мяч и, догнав убегающего, «пятнает» его.
Если мяч достиг цели, убегающий становиться водящим, если нет- водящий бежит за мячом, хватает его и снова пытается «запятнать» бегущего. Но это можно делать, пока убегающий не встал на своё место у верхней линии. В случае промаха игра начинается сначала.
Киннас (Рукавица).
Играют зимой на улице.
Участники выстраиваться парами и образуют круг. Одна из пар начинает игру. Один из них заходит в круг, другой выходит за него с рукавицей в руках. Круг движется то по часовой стрелке, то против неё. Игрок бежит, по внешнему кругу, чтобы выбрать удобный момент и бросить рукавицу- запятнать игрока, который в кругу.
Если бросок не достигает цели, игрок бросает рукавицу обратно, и так до тех пор, пока тому не удастся сделать меткий бросок. После этого он заходит в круг, а напарник выходит из круга и «пятнает» кого-нибудь из играющих и тот выходит из круга и старается запятнать игрока в центре. Игра повторяется. В центре круга не стоят на месте. Правилами разрешается увертываться от броска.
Перепалка.
Игра проводиться под веселую мелодию.
Разделиться на две группы. Одна садиться у одной стены, другая напротив. Один из игроков подход к игроку из другой группы кланяется и местами меняются. Так и «перелетают» игроки с места на место.
Нена (нос).
Играющие встают или садятся по кругу. В центре трое- 2 игрока, один водящий. Игроки шепчут на ухо игроку имена участников. Водящий вызывает игроков по именам в центр круга, те в свою очередь должны угадать кто их вызвал. Если угадали- меняются местами, Если же нет то им показывают с помощью пальцев «длинный нос». И встают в круг. Игра продолжается.
Кот Васька.
Один из играющих изображает кота Ваську, остальные- мышей. Васька ходит по кругу, мыши приговаривают:
Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький,
А бежит- стрела,
Глазки закрываются,
Когти расправляются,
Зубы как игла.
Поступь еле слышная,
Хвост у Васьки пышный,
Не поймает- Вон!
Все разбегаются Васька ловит мышей. Пойманный становится котом. Игра продолжается.
Мышь и кот.
Играющие становятся в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход- нору., или коридор. Стоящие в одном ряду- коты, в другом- мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, он может бегать только вокруг рядов, так в нору ему забегать нельзя. В опасный момент мышь может спрятаться в нору. После удачной ловли кот и мышь становятся в ряды, а на их место становится новая пара.
Так продолжается до тех пор, пока коты не переловят всех мышей. Тогда коты становятся мышами и наоборот.
Олень.
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Один из участников по жребию становится в середину круга. Он олень. Круг движется взад и вперед под песню, в которой к оленю обращаются со словами:
Уж ты, батюшка олень,
Отпусти меня на день
С утра до вечера.
Вот тебе хомут,
Вот тебе дуга,
Больше я тебе не слуга.
Составляющие круг разбегаются в разные стороны, а олень бросается за ними. Кого он поймает, тот становится оленем. Игра продолжается.
Круг- кружочек.
Все становятся в круг и, взявшись за руки, ходят и поют:
Круг- кружочек
Повернись разочек
Раз, два, три,
Повернися… (имя ребенка, ты!
Тот, чье имя назвали, поворачивается спиной к центру круга. Так по очереди поворачиваются все.
Царь-картошка.
Выбирается царь-картошка. Остальные договариваются, что они будут делать (например, копать землю лопатой.) Они подходят к царю- картошке и хором спрашивают: «Царь- картошка, прими нас на работу». Царь спрашивает: «А что вы умеете делать?»- «Мы не скажем, а покажем» (имитирую то движение, которое задумали). Царь должен догадаться, что они делают. Если он угадает, все убегают. Тот, кого он поймает, становится царем- картошкой. Если царь никого не поймает, становится ещё раз Царем- картошкой.
Белки-Куницы.
Выбирается водящий- это куница. Все остальные- белки.
На земле чертятся круги- это беличьи домики. Их может быть много. Белки прыгают из круга в круг. Куница не может ляпнуть белку, когда та находится в домике, а между домиков ляпать можно. Если ей удается поймать белку, то та становится куницей, а куница- белкой. Белке нельзя долго сидеть в домике.
Волк.
Выбирают волка. Остальные игроки- овцы. Овцы приходят к волку и говорят: «Позволь нам, царь, погулять в твоем лесу».- «Подите погуляйте, - да только не щиплите травку, а то мне не на чем будет спать». Овцы нарушают данное слово, начинают щипать травку, приговаривая:
Щиплем- щиплем травку
Зеленую муравку,
Бабушке- на рукавички,
Дедушке- на кафтанчик,
Серому волку- грязи на лопату.
Волк бросается на них, и тот, кого он поймает, заступает на его место.
Горелки.
Играющие встают парами друг за другом. Впереди- водящий (горелка). Все нараспев произносят слова:
Гори- гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо,
Звезды горят,
Журавли кричат:
- Гу- гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
После этого стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущим удается взять друг друга за руку, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
Литература:
1. Народные игры Карелии/ Лит. Запись В. А. Панкова. - Петрозаводск: «Карелия», 1987.- 135 с. (В. В. Мальми. Народные игры Карелии)
2. Где цветок, там и медок/Сост., статья С. М. Лойтер. - Петрозаводск: КГПИ, 1993.- 112 с. : ил