Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Здравствуй, детский сад!»
▼ Скачать + Заказать документы
Лексика :
Название и назначение основных помещений детского сада (групповая комната, музыкальный зал, кухня, медицинский кабинет и др.). Правила поведения в детском саду, группе.
Общие речевые навыки:
«Илюшины игрушки» - выработка правильного речевого диафрагмального дыхания; уточнение артикуляции звуков [у], [о], [и], [п’], [б’], [д], [б]; обучение соотнесению предметов и их изображений со словесным обозначением; обучение пониманию вопроса где?; развитие слуховой памяти.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Здравствуй, детский сад!“» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Педагог просит детей показать и назвать (по возможности) игрушки из сказки, а потом вспомнить и изобразить, какие звуки издают эти игрушки (См. раздел «Связная речь»).
Общая и мелкая моторика:
* «Гном»
Педагог демонстрирует детям игрушку и предлагает подержать ее в руках, рассмотреть, попробовать назвать. Затем произносит текст и выполняет движения, дети подражают ему.
Дождик, дождик за окном.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.
Под дождем остался гном.
Приседают.
Поскорей кончайся, дождик,
Встают, смотрят вверх, тянут вверх руки.
Мы гулять идти не можем.
Идут по кругу, взявшись за руки.
* Пальчиковая игра «Дружные ребятки»
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах, и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
* «Какая наша группа» - ориентировка в помещении группы, знакомство с детьми в группе. Что есть в нашей группе?
* «Экскурсия в игровой уголок» - развитие оптико-пространственной функции: воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта; обучение умению соотносить предметы с их словесным обозначением (в пассиве или активе, в зависимости от возможностей каждого ребенка); обучение пониманию вопроса где?
Педагог предлагает детям взять по игрушке и сесть на ковер. Когда дети рассядутся, педагог по очереди показывает и четко называет игрушки в руках детей: «Кукла, поезд, мишка, конь». После этого педагог ставит игрушки в ряд и предлагает детям задания: «Где мишка? Покажи. Где кукла? Покажи».
Если позволяют речевые возможности, дети не только показывают, но и называют игрушки.
* «Поручение» - обучение пониманию предложений, содержащих глаголы повелительного наклонения; выполнение двухступенчатых инструкций.
Дети сидят на стульчиках в одном конце группы. В другом конце группы педагог расставляет на столике знакомые ребятам игрушки и привлекает к ним внимание детей. Предлагает детям подойти и показать игрушки: «Где машина? Покажи мишку» и т. п.
После этого дает поручения каждому ребенку: «Возьми мишку и посади на стул. Возьми машину и поставь на пол. Возьми мяч и положи в машину» и т. п. Ребенок говорит, что он взял и что сделал.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
* «Что как звучит?» - выработка правильного речевого диафрагмального дыхания; уточнение артикуляции гласных звуков [а], [у], [о], [и]; преодоление твердой атаки голоса; развитие модуляции голоса.
Дети стоят перед столиком, на котором разложены уже знакомые им игрушки. Педагог просит детей показать, где кукла, а потом объясняет, что кукла плачет: «А-а-а!». Затем предлагает детям всем вместе показать, как плачет кукла. Потом дети делают это по одному.
Далее дети показывают, где мишка. Педагог предлагает послушать, как рычит мишка: «О-о-о!» (низким голосом). Дети повторяют хором, а потом - по одному.
Затем дети показывают, где поезд. Педагог предлагает послушать, как гудит поезд: «У-у-у!». Дети повторяют сначала хором, потом - по одному.
В заключение дети показывают, где конь. Педагог предлагает послушать, как ржет конь: «И-и-и!» (высоким голосом). Дети повторяют хором, потом - по одному.
* «Где звучит?» - формирование внимания к неречевым звукам; развитие слухового восприятия.
Педагог демонстрирует детям резиновую игрушку - птичку или мышку. Предлагает каждому ребенку поиграть с нею, потом ходит по группе и «пищит» игрушкой. Дети отворачиваются, слушают и показывают, откуда раздается звук.
Связная речь:
Чтение сказки «Сказки про игрушки»
Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Обучение соотнесению предметов и изображений предметов с их словесным обозначением.
Дети на ковре лежат на животиках или сидят на коленях, спокойно опустив руки. Педагог рассказывает сказку, демонстрируя по ее ходу участвующие в сказке игрушки.
У Илюши было много игрушек: желтый паровоз, мохнатый мишка, белая лошадка, пушистый цыпленок, пожарная машина, блестящая дудочка, большой барабан. Илюша целый день играл с ними, а вечером ему очень не хотелось убирать игрушки в шкаф.
- Я устал, спать хочу, — ныл Илюша.
Мама вздыхала и убирала игрушки сама. Однажды она сказала:
- Смотри, игрушки могут обидеться на тебя.
И игрушки действительно обиделись.
- У-у-у! Я уеду в детский сад, — загудел паровоз.
- О-о-о! А я уйду в зоопарк, — зарычал мишка.
- И-и-и! А я поскачу в деревню, — заржала лошадка.
- Пи-пи-пи! И я тоже, — запищал цыпленок.
- Би-би-би! А я уеду к другому мальчику, — загудела машина.
- Ду-ду-ду! Я ему тоже пригожусь, — запела дудочка.
- Бум-бум-бум! И я, — загремел барабан.
- Нет! Нет! Не уходите! — закричал Илюша и начал быстро расставлять игрушки на полках в шкафу.
С тех пор он всегда убирал игрушки сам. А вы сами убираете свои игрушки?
Беседа с детьми по сказке.
Дидактические игры:
* «Найди, где спрятано» - учить детей ориентироваться в группе.
* «Кто внимательный» - развивать у детей внимание, память. Какой игрушки не стало? Где она стояла?
* «На что это похоже?» - развивать у детей умение соотносить форму с картинкой.
* «Покажи» - развитие слухового и зрительного внимания; обучение соотнесению признаков предметов (красный, синий, большой, маленький) с их словесным обозначением; формирование глагольного словаря: буду бросать.
Педагог держит в руках два мяча и привлекает внимание детей то к одному, то к другому: «Это мяч. Это мяч. Большой мяч. Маленький мяч. Красный мяч. Синий мяч».
Затем педагог предлагает детям: «Покажи большой мяч. Покажи маленький мяч. Покажи красный мяч. Покажи синий мяч». Потом говорит: «Буду бросать мяч» - и подбрасывает его. Далее дает мяч каждому ребенку и спрашивает: «Что будешь делать?» Дети показывают, а если могут, отвечают.
Подвижная игра:
«Поезд»
Педагог предлагает детям построиться друг за другом, как вагончики поезда. Педагог изображает паровоз, дети - вагончики. Сначала осуществляется движение в медленном темпе, потом - в более быстром.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
«Мяч»
Педагог произносит текст и выполняет движения, дети копируют его движения и по возможности договаривают слова.
Это мяч, круглый мяч,
«Рисуют» руками большой круг.
Любит мячик прыгать вскачь.
Вот так мяч, круглый мяч.
Красный мяч, гладкий мяч.
Два раза «рисуют» полукруг.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.
«Рисуют» руками большой круг.
Игра малой подвижности:
«Игра в мяч» - формирование умения ловить и бросать мяч; развитие ловкости и координации движений; формирование навыка энергичного отталкивания мяча; формирование глагольного словаря: буду бросать, бросаю, ловлю.
Педагог бросает каждому ребенку мяч с расстояния полуметра и предлагает бросить его обратно. При этом педагог комментирует свои действия: Буду бросать мяч. Бросаю мяч. Ловлю мяч».