Приложение МААМ

Картотека игровых упражнений по лексической теме «При солнышке тепло, при матушке добро» для детей 4–7 лет

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «При солнышке тепло, при матушке добро» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Утренняя гимнастика:

«Очень маму я люблю»

Лексика :

I. Праздник, мама, бабушка, девочка, праздник, цветок, весна, солнце.

Поздравлять, любить, петь, танцевать, рисовать, дарить.

Любимая, милая.

II. Весна, помощник, помощница, поздравления, подарки.

Греет, тает, капает, щебечут, поют, поздравлять, дарить, помогать, заботиться, обнимать.

Ранняя, серый, рыхлый, солнечный, теплый, женский, близкий, дорогая, любимая, ласковая, заботливая, внимательная.

III. Мама, бабушка, сестра, тетя, праздник, букет, подарок, рисунок, поделка, мимоза, тюльпан.

Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „При солнышке тепло, при матушке добро“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах

Поздравлять, дарить, желать, петь, танцевать, работать, делать, учить.

Праздничный, солнечный, красивый, радостный, веселый, любимый.

Много, весело, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мне, тебе, нам, вам, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, в, на, у, с (со, под, за.

Общие речевые навыки:

Артикуляционная гимнастика «Как Язычок гулял в лесу»

«Пузыри в подарок маме» - развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Эй, мамочка, посмотри,

Звать к себе, помахивая кистями.

Мы пускаем пузыри:

Красный, синий, голубой.

Перед тем как назвать каждый цвет, сильно дунуть в щеки и быстро выдохнуть.

Выбирай себе любой.

Общая и мелкая моторика:

I-II «Подарок маме»

Мамочка, мамуля,

Идут по кругу, взявшись за руки.

Так тебя люблю я.

Останавливаются, прижимают руки к груди.

Я платок тебе дарю,

Протягивают руки вперед.

Вот как я тебя люблю!

Идут по кругу, взявшись за руки.

«Милой мамочке буду помогать»

Милой мамочке моей буду помогать.

Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Стану подметать и мыть,

Чистить и стирать.

Буду в магазин ходить.

Ничего не лень.

На каждое действие загибает по одному пальцу на руке.

В самый лучший праздник,

Светлый Мамин день!

Хлопает в ладоши.

III. «Помощник»

Ребенок выполняет соответствующие действия.

Мама я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, поласкаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И не разу,

И не разу ни словечка не скажу.

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да веселая

Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.

Два у лавки стоят

Загнуть большие пальцы на обеих руках.

Два учится хотят

Загнуть указательные пальцы на обеих руках.

Два Степана у сметаны объедаются

Загнуть средние пальцы.

Две Дашки у кашки

Питаются.

Загнуть безымянные пальцы.

Две Ульки в люлке

Качаются

Загнуть мизинцы.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :

I. «Моя мама» - закрепление навыка использования в речи местоимения «мой», построения фразы, пополнение словаря признаков.

Педагог, указывая на детские фотографии:

- Чья это мама? (Это моя мама.)

- Чья это мама? (Это мама Кати.)

- Мама добрая, ласковая, нежная, милая, хорошая, умная. Какая мама?

«Закончи предложение» - учить договаривать подходящие по смыслу существительные.

Больше всех тебя люблю… (мамочка).

Цветы тебе я подарю… (мамочка).

Поцелую, обниму… (мамочка).

Прибраться дома помогу… (мамочка).

С работы буду тебя ждать… (мамочка).

К тебе с улыбкою бежать… (мамочка).

«Маме буду помогать» - формирование навыка восприятия простых сюжетных изображений, пополнение предикативного словаря, развитие координации речи с движениями, формирование подражательности.

Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки.

- Что делает мама? Покажите, как мама стирает.

- Что делает мама? Покажите, как мама гладит белье.

- Что делает мама? Покажите, как мама готовит обед.

- Мама устала. Поможем ей.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Маме буду помогать:

Мыть посуду и стирать,

Уберу игрушки,

Испеку ватрушки.

И нисколько не устану,

Потому что люблю маму!

II. «Скажи наоборот» - учить подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы.

Рассказать детям историю о Чиполлино.

- Чиполлино пришел в детский сад. Все ему здесь нравится: зарядку делать, с детьми играть, лепить из пластилина, петь и танцевать, обедать и ложиться спать. Но вдруг он загрустил. Почему? Да потому, что не умеет подбирать слова «наоборот» - слова с противоположным значением.

- Поможем, дети, Чиполлино?

- Я буду называть разные слова, а вы с Чиполлино придумывайте к ним слова «наоборот», то есть слова с противоположным значением: входить – выходить, сидеть – вставать, идти – бежать и т. д.

«Вот какая мама» - различать глаголы одеть и надеть.

Детям показывают куклу. Говорят, что кукла только что прошлась. Ее надо одеть, обуть. Что надеть? Во что обуть? Читают стихотворение:

Мама песню напевала,

Одевала дочку.

Одевала - надевала

Белую сорочку.

Белая сорочка,

Тоненькая строчка.

Мама песенку тянула,

Обувала дочку,

По резинке пристегнула

К каждому чулочку.

Светлые чулочки

На ногах у дочки!

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

Платье красное в горошках,

Туфли новые на ножках.

Вот как мама угодила —

К Маю дочку нарядила.

Вот какая мама —

Золотая прямо!

(Е. Благинина. Вот какая мама.)

В заключение дети отвечают на вопросы: что мы одели? что надели?

«Придумай предложение» - развитие умения составлять предложения по картинкам.

Дети придумывают предложения по картинке о маме : Мама готовит обед. И т. д.

III. «Назови слова-родственники» - учимся подбирать однокоренные слова.

Мама - мамочка, матушка, мамуля и т. д.

Бабушка -.

Тетя -.

Сестра -.

«Подбери признак» - согласование прилагательных с существительными.

Мама (какая) - добрая, заботливая, любящая, ласковая, нежная, красивая и т. д.

Бабушка (какая) -.

Сестра (какая) -.

Тетя (какая) -.

«Посчитай» - согласование числительных с существительными.

Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек,.

Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестер,.

Одна тетя, две тети, три тети,.

«Скажи наоборот» - подбор антонимов.

Бабушка старенькая, а мама -.

Мама высокая, а ты -.

«Помощник» - умение изменять глаголы по временам.

Я мою сегодня пол - завтра я пол. (вымою) - вчера я пол. (вымыл).

Я стираю сейчас белье - завтра я белье. - вчера я бельё.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

I. «Смотри и хлопай» (ребенок хлопает с помощью зрительной схемы)

«На лошадке» (Железнова)

Подвижная игра – песенка «Шарики» (Музыкальная шкатулка)

II. «Капель»

Кап! Кап! Я – капель,

Капают тихонько.

Кап! Кап! Целый день

Капли пляшут звонко.

Хлопают в ладоши четвертными длительностями.

Кап-кап-кап! Побыстрей

Капли побежали,

Потому что солнышко

Капли увидали.

Стучат пальчиком по ладошке восьмыми.

«Колокольчики звенят»

Тихо – тихо, колокольчик, позвени,

Никого ты, колокольчик, не буди.

Дети тихонько звенят колокольчиками.

Громко – громко, колокольчик, позвени,

Всех детишек, колокольчик, весели!

Громко играют на колокольчиках.

III. Психоречевая гимнастика «Необычный букет»

- Подари маме необычный букет из ласковых слов. Придумай столько ласковых слов, сколько цветов ты видишь в вазе.

- Продолжи восклицательное предложение о маме: Моя мама самая!

«Запомни и повтори»

Мама, бабушка, дочка.

Сосулька, подснежник, ручей.

Солнце, мимоза, цифра восемь.

Цветы, торт, духи.

Греет, тает, светит.

Деревья, почки, листочки.

Капает, журчит, набухает.

Теплый, яркий, солнечный.

Распускается, бежит, плывут.

Связная речь:

II. Рассказ «Весенний праздник» - развитие навыка выслушивать текст, произносимый педагогом, понимать его содержание, уметь отвечать на вопросы.

III. «Рассказ о маме»

- Как зовут маму?

- Где она работает?

- Какую работу выполняет?

- Чем занимается дома?

- Как ты помогаешь маме?

- Какой подарок приготовил маме?

Художественная литература:

Б. Емельянов «Мамины руки»

Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», «Мамино горе»,

Ненецкая сказка «Кукушка» (ненецк.) обр. К. Шарова

Нанайская сказка «Айога»

С. Маршак «Сказки о глупом мышонке»

С. Михалков «А что у вас?»

А. Барто «Разлука», «Разговор с мамой», «Мама ходит на работу»

М. Пляцковский «Мамина песенка»

Е. Благинина «Мамин день»

Просмотр м/ф. : «Осторожно, обезьянки!», «Моя мама волшебница», «Зайчишка заблудился», «Мама для мамонтенка», «Северная сказка», «Крот и мама»

Игры с природными материалами:

I. «Разноцветная вода»

Опыты с водой.

II. Сухой бассейн «Помощник»

Дети рассортировывают крупу.

Дидактические игры:

I. «Цветок» - развитие зрительного восприятия.

Педагог рассматривает с ребенком цветок.

- Найди середину цветка. Какого она цвета, формы? Где расположены лепестки цветка?

У ромашки серединка

В виде желтеньких кружков,

Обрамляют сердцевинку

Много белых лепестков.

- Сколько серединок у цветка? А сколько лепестков?

Ребенок выкладывает ромашку по образцу.

«Узор для мамы» (из геометрических фигур) - развитие умения различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве.

«Кто пришел?» - развитие зрительной памяти (члены семьи).

II. «Что забыла сделать мама?» - развитие внимания и памяти.

Педагог, выставляя три картинки, говорит:

- Мама хотела постирать, помыть посуду, сходить в магазин.

Предлагается запомнить картинки, затем закрыть глаза. Педагог прячет одну из картинок. Дети смотрят и называют, что забыла сделать мама.

«Подбери наряд на праздник» - формирование активного участия детей в подготовке к праздничному вечеру.

III. «Что у мамочки в мешочке?» - развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.

«Покажи, как правильно» - формирование умений соблюдать правила безопасного обращения с предметами.

Сюжетно-ролевая игра:

«Дочки-матери»

Развивать игру как форму, в которой ребенок переходит к передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботятся о дочке, сыночке).

Овладевать моделированием знакомых ребенку трудовых и общественных отношений: «Дочки-матери».

Согласовывать игровые действия с принятой ролью.

Учить пользоваться предметами заместителями.

Обогащать ролевые действия, совершенствовать способы решения игровых задач, поддерживать желание соединить ролевую игру с элементами конструирования.

Учить выполнять правила игры.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Содействовать умению конструировать объекты в соответствии с определенными условиями (кроватки, столы, стулья) - (например - рост куклы).

Театрализованные игры:

Мини-этюд «Цветочная поляна» - формирование навыков межличностного общения.

Дети представляют, что они цветы на полянке и выполняют соответствующие движения под музыку «Вальс цветов».

«Красная шапочка»

Конструктивные игры:

I. «Стол и два стула» - совершенствовать навык детей с деталями двух видов - кубиками и кирпичиками; способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей, их цвета; формировать аккуратность при накладывании и прикладывании деталей.

II. «Цветы для мам и бабушек» (природный материал) - учить детей делать несложные композиции из природного материала, развивать моторику рук, воображение.

III. «Вазочка для цветов» (бросовый материал) - учить детей украшать баночки из-под йогуртов, показать зависимость узора от формы и размера изделия.

Подвижная игра:

II. «Солнышко и дождик» - научить ориентировке в пространстве, действовать по команде педагога.

Дети образуют круг, берутся за руки. В центре круга стоит педагог, в руках у него зонт. Педагог произносит текст, одновременно дети, взявшись за руки, идут по кругу:

В гости, солнышко, ты приходи,

Чтобы мамин денек засиял!

Тучки с неба скорей убери,

Дождик спрячь, чтоб он вас не догнал!

После этих слов педагог подает команду «Солнышко, дети идут гулять по площадке. По команде педагога «Дождик!» дети бегут и прячутся под зонтом, который раскрывает педагог.

Игра повторяется.

III. «Найди себе пару» - развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары; упражнять в беге, распознавании цветов.

Педагог раздает играющим по одному какого-либо из основных цветов. По сигналу (удар в бубен) дети разбегаются по площадке, помахивая над головой флажками. По следующему сигналу (несколько ударов в бубен и словам «Найди себе пару!») дети, имеющие флажки одинакового цвета, становятся парами. Каждая пара делает произвольные танцевальные движения. К детям, оставшимся без пары, все играющие обращаются со словами: «Петя, Петя, не зевай – быстро пару выбирай!» Затем по сигналу все снова разбегаются по площадке.

Подвижная игра с речевым сопровождением:

II. «В гости к бабушке»

Лады, лады, ладушки

Едем в гости к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке – Забавушке.

Едут к ней ребятушки,

Малые внучатушки.

Дети ходят топающим шагом.

Кошка очень хороша,

Ходит мягко, не спеша,

Сядет, умывается,

Лапкой вытирается.

Показывают, как кошка умывается.

Вот щенок озорной.

Он с лохматой головой,

Бегает и лает,

Во дворе играет.

Бегут «пружинным» бегом, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти свободны, голова приподнята.

III. «Как у нашей мамы руки»

Как у нашей мамы руки

Никогда не знают скуки:

Сжимают руки в кулачки, бьют попеременно кулачками друг о друга сверху вниз.

Моют, гладят, и стирают,

И квартиру убирают.

Выполняют наклоны вниз, руки от груди вниз к носкам ног.

Легкие как птицы

Руки-мастерицы.

Ставят руки в стороны, выполняют взмахи руками вверх-вниз.

Руки приголубят,

Руки приласкают,

Гладят обеими руками себя по голове.

Ласково обнимут,

С нами поиграют.

Обнимают себя за плечи.

А теперь, мои друзья,

Вашей мамой буду я.

Шагают на месте.

Буду с вами я играть,

Своих деток забавлять.

Хлопают в ладоши.

Мячик в руки я беру,

Начинаю я игру.

Педагог берет мяч в руки. Кидает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, кидая мяч обратно педагогу, говорит ласковое слово для своей мамы. Например: моя мама самая добрая, красивая, нежная, ласковая и т. д.

Игра малой подвижности:

I. «Весенние цветочки» - координация речи с движением.

Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает вместе с детьми. По команде педагога дети начинают двигаться хороводом по кругу под чтение педагогом стихотворения:

Подул весенний ветерочек,

Раскрыл он нежные цветочки.

Цветочки ото сна проснулись

И прямо к солнцу потянулись.

Останавливаются, кружатся на месте под слова педагога:

И в танце легком закружились,

Потом листочки опустились.

Присаживаются, руки вниз, голову к коленям.

Цветочкам спать уже пора.

У нас закончилась игра.

II. «Каравай» - упражнять в построении в круг, в правильном согласовании действий и текста; развивать речевую и двигательную активность, понимание различной величины предмета.

Дети образуют круг, в центре круга находится водящий - «каравай». Все берутся за руки, идут по кругу, педагог произносит слова:

Как на день Восьмое марта

Испеки мы каравай,

Испекли мы каравай.

Мама, мама, принимай

Наш подарок - каравай

в чашки чай всем наливай

Чаю с мамой мы попьем,

Танцевать потом пойдем.

По окончании слов дети ставят руки на пояс, выставляют попеременно на носок и на пятку правую и левую ногу поочередно. Водящий – «каравай» выбирает игрока, который танцует лучше всех. Он становится новым водящим.

III. «Узнай по голосу» - развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево, приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени измененным голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

Психогимнастика:

«Помощник». Регулирование мышечного тонуса.

Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Упражнение для мышц шеи :

«Мамочка проснулась». Повороты головы влево-вправо.

Мимическое упражнение :

«Семья». Изобразить добродушную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.

«Мамино выражение». Показать мамино выражение лица в разных ситуациях.

Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:

«Жуем орехи». Имитация жевания.

Упражнения для губ и щек :

«Шарик в подарок маме». Надувание обеих щек одновременно.

«Мама танцует». Вращательные движения губ хоботком: вверх, вниз, влево, вправо; сначала выполняются раздельно, потом слитно.

Самомассаж:

«Пироги»

За стеклянными дверями

Выполнять хлопки правой ладонью по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами.

То же по правой руке.

Здравствуй, Мишенька-дружок,

Хлопки по груди.

Сколько стоит пирожок?

Хлопки по бокам.

Пирожок-то стоит три,

Хлопки по пояснице.

А готовить будешь ты!

Хлопки по ногам сверху вниз.

Напекли мы пирогов,

К празднику наш стол готов!

Выполнять последовательное поглаживание рук, корпуса, ног.

Публикации по теме:

«При солнышке светло, при матушке — тепло» (фотоотчет)«При солнышке светло, при матушке — тепло» (фотоотчет) Хочется порадовать маму на День матери? Конечно, хочется! Перед праздником мы с детьми работаем, не покладая рук… Подготовили поздравительную.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Кто живет на Севере» Лексика: I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег. Плавать, охотиться, бегать. Холодно.

Конспект беседы «При солнышке тепло, при матери добро» с детьми старшей группыКонспект беседы «При солнышке тепло, при матери добро» с детьми старшей группы Цель: помочь детям осознать, что семья, родители – это самые близкие люди. Самое надёжное пристанище для человека – это семья, дом. Дать.

Конспект НОД в подготовительной группе «При солнышке тепло, при мамочке добро»Конспект НОД в подготовительной группе «При солнышке тепло, при мамочке добро» Цель: -учить детей ведению ситуативного разговора на тему:Самый добрый на свете человек; - расширять представления детей о роли мамы,как.

Конспект тематического развлечения к Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро»Конспект тематического развлечения к Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро» Конспект Тематического развлечения посвящённого Дню матери с элементами фольклора «При солнышке тепло, при матушке добро»Подготовила:.

Мастер-класс по коллективной аппликации в смешанной технике «При солнышке тепло, при мамочке — добро!»Мастер-класс по коллективной аппликации в смешанной технике «При солнышке тепло, при мамочке — добро!» Кто на свете всех милее И теплом своим согреет, Любит больше, чем себя? Это мамочка моя! Для каждого человека мамочка – это тот человек,.

Конспект открытого внеклассного мероприятия в 4 классе «При солнышке тепло, при матери добро»Конспект открытого внеклассного мероприятия в 4 классе «При солнышке тепло, при матери добро» Добрый день, уважаемые коллеги и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника в начальной школе ко Дню матери. Цели.

Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро»Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.

«При солнышке тепло, при матери — добро». Занятие для детей старшей группы (5–6 лет)«При солнышке тепло, при матери — добро». Занятие для детей старшей группы (5–6 лет) Цель: Уточнять представления детей о нормах устроения отношений в семье между детьми и взрослыми. Задачи: - Развивать представление детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых упражнений по лексической теме «При солнышке тепло, при матушке добро» для детей 4–7 лет
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 15:12
+67Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме «При солнышке тепло, при матушке добро» для детей 4–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна (УИ 252483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД