Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме «Весна пришла» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : «Весна пришла»
Задания :
• Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе.
• Познакомить с весенними месяцами.
• Дать представления о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.
Публикация «Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме „Весна пришла“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
существительные: весна, март, апрель, май, оттепель, сосулька, проталина, ручей, грач, уборка (снега, обрезка (деревьев, первоцвет, лук, верба, ольха, половодье;
прилагательные: рыхлый, темный, ноздреватый, грязный, зернистый, снегоуборочная (машина, нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый;
глаголы: таять, капать, прилетать, расцветать, убирать, обрезать, просыхать, строить;
Грамматические категории:
• Образование существительных при помощи суффикса.
• Согласование существительных с числительными в Родительном падеже множественного числа.
• Образование сравнительной степени наречий.
Массаж лицевых мышц «Солнышко проснулось» :
Солнышко милое, (поглаживать правую ладонь пальцами левой руки;
Поделись своей силою! поочередно растирать пальцы)
Просыпайтесь, лучики, НД - от кончиков пальцев к основанию ладони.
Согревайтесь, рученьки.
Подвижная игра «Весна, весна красна» – координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Весна, весна красна! (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радость
С великой милостью: (идут в противоположную сторону, взявшись за руки)
Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх, встают на
носочки)
С корнем глубоким, (приседают, опускают руки)
С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу)
Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, (Машут руками.)
А сугробы тают, тают, (Приседают.)
А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Беседа: названия весенних месяцев, основные признаки весны; установление причинно – следственных связей почему тает снег, почему бегут ручьи, почему появились листочки, почему появились насекомые, почему прилетают птицы и т. д.); пробуждение животных от зимней спячки и появление детенышей.
2. «Почемучка» - установление элементарных причинно – следственных связей.
почему весной тает снег? почему пробивается травка?
почему бегут ручьи? почему появляются насекомые?
почему тает лед? почему прилетают птицы?
почему трескается лед? почему животные просыпаются от спячки?
почему набухают почки? почему радуются люди?
почему лопаются почки? почему люди одеваются легче?
почему распускаются цветы?
3. Д/и «Подбери признак».
Весеннее солнышко какое? (Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное).
Весенние облака какие? (легкие, светлые, пушистые).
Весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое).
Весенний день какой? ….
Весенняя одежда (обувь, головные уборы) какие? ….
4. «Исправь ошибку» – употребление сложных предложений с союзом потому что.
Засветило солнышко, потому что стало тепло.
Пришла весна, потому что прилетели грачи.
Тает снег потому что текут ручьи.
Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?
Весной идет листопад?
Звери делают запасы весной?
Весной на юг улетают птицы.
Дети весной надевают весеннюю одежду
5. Д/и «Один и много».
Ручей – ручьи
скворец – скворцы
гнездо - гнезда
дождь – дожди
сосулька – сосульки
дерево – деревья
проталина – проталины
скворечник – скворечники
лужа – лужи
река – реки и т. д.
6. Д/и «Какое слово лишнее?»
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Подснежник, весна, листопад, грач.
Таять, капать, набухать, заготавливать.
Март, апрель, декабрь, май.
7. Подбери родственные слова к слову «Весна».
Весна- весной- весенняя- веснянка- веснушка.
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. «Подбери признак»
небо (какое) голубое, чистое, высокое
солнце (какое) яркое, теплое, ласковое
снег (какой) рыхлый, грязный
трава (какая) зеленая, молодая, мягкая, шелковая
2. «Подбери действие»
-Снег (что делает) тает, темнеет
-Солнце (что делает) светит, греет
-Птицы. прилетают, вьют гнезда, высиживают птенцов
-Звери. просыпаются, бегают
-Люди… копают, сажают, сеют
3. Отгадай загадки:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все … (солнце)
Пушистая вата
Плывет куда-то (Облако)
Бегу я как по лесенке
По камушкам звеня
Издалека по песенке
Узнаете меня (ручей)
Растаял снежок, ожил лужок
Что появилась (проталинка)
Из-под снега вышел друг
И весной запахло вдруг (подснежник)
Лежал, лежал
Весною в реку побежал. (снег)
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Птицы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Это месяц (МАЙ).
4. Прочитать стихотворения
Март - и день прибавился,
Март - и снег убавился.
Уходи, мороз, март весну принес.
К нам грачи летят
И ручьи звенят.
В. Шуграева «Маме»
В горшочек посажу росточек,
Поставлю на окне.
Скорей, росточек,
Раскрой цветочек –
Он очень нужен мне.
Промчатся ветры за окном
Со снежною зимой,
Но будет выше
С каждым днем
Расти цветочек мой.
Когда же по календарю
Весны настанет срок,
Восьмого марта подарю
Я маме свой цветок!
5. Д/и «Доскажи словечко»
Чтобы детям развиваться, нужно правильно питаться!
Кушай овощи и фрукты, натуральные продукты!
Чтобы жить здоровым дольше, кушай фруктов ты побольше.
Если ты не хочешь супа - поступаешь очень глупо.
Всем полезны помидорочки, и чеснок на хлебной корочке.
Ешь конфеты и печенье, лишь чуть - чуть, для настроения.
Пополни кальций свой дружок, съешь на завтрак творожок.
Чтобы силы накопить, обед компотиком лучше запить.
И теперь команда наша, пьет кефир и простоквашу.
Меньше ешь плохих продуктов, больше кушай свежих фруктов.
Не повторяйте блюда те же, твое меню должно быть свежим.
Будешь с чипсами дружить, силачом тебе не быть.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие … друзья.
В группе утром по порядку дружно делаем … зарядку.
От простуды и ангины нас спасают … витамины.
Творог, овощи и фрукты - всем полезные … продукты.
Меньше сладкого, мучного - вот и станешь ты … здоровым!
6. Д/и «Скажи наоборот».
- Зима ушла, а весна … (пришла).
- Зима холодная, а весна … (теплая).
- Зимой солнце морозит, а весной (греет).
- Зимой сугробы высокие, а весной (низкие).
- Зимой надевают шубы, а весной (куртки).
7. Д/и «Подумай и скажи»
1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)
3. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу? (в поле)
4. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки? (от солнца нагревается ствол дерева).
5. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
6. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей) (поедают мух, мошек).
7. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (ищут червяков, жуков)
Четверг.
Развитие связной речи:
1. Прочитать и пересказать тексты.
Г. Скребицкий «Март»
Март – первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее – синее, и по нему раскинулись пушистые облака.
Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.
Наступила теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
Отрывок из рассказа И. Соколова – Микитова «Лесные картинки» :
«Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птиц. Звенят под деревьями веселые ручейки. Смолкой пахнут набухшие ветки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвою. Зацветет черемуха, защелкают соловьи. Прилетят и закукуют кукушки. Побегами молодой травы покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!»
Вопросы к детям:
(работа с детьми по подгруппам)
- Какими словами автор назвал весну? (радостна, шумна, пахуча, хороша)
- Какие слова можно образовать от слова весна? (весенний, веснушки, веснянка)
- О чем можно сказать весенняя? (вода, трава, река)
- А о чем можно сказать весенний? (ручеек, сад, снежок)
- А о чем можно сказать весеннее? (солнце, небо, облако)
- А теперь назовите признаки весны. Какая она? (теплая, красивая, горячая, солнечная, голубая)
- Какое солнце весной? (теплое, яркое, лучистое)
Пятница.
Развитие мелкой моторики. Закрепление ранее изученных звуков. Игра «снежный ком».