Лукьянова Людмила Александровна
Перспективный план игр-экспериментирований с водой, песком и камнями
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИГР - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ С ВОДОЙ, ПЕСКОМ И КАМНЯМИ
(группа раннего возраста)
Месяц Название игры Задачи Методы и приемы Материал
Игры – экспериментирования с водой «Волшебница вода»
Сентябрь:
Ознакомление со свойствами воды 1.«Познакомимся с водой» 1. Познакомить детей со свойствами воды (теплая, холодная, прозрачная, льется).
2. Развивать любознательность в процессе игры-экспериментирования с водой.
Публикация «Перспективный план игр-экспериментирований с водой, песком и камнями» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Игры для детей
- Игры с песком
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Игры, дидактические пособия из камней
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Планирование. Планы работ
- Темочки
3. Воспитывать интерес к играм с водой. Игровая ситуация, показ, практические действия детей, игра - экспериментирование, вопросы, худ. слово Центр «Песок – вода», вода теплая и холодная, мелкие предметы, стеклянный кувшин, низкий контейнер, губки, тазик, кукла, фартуки по количеству детей.
2. «Поиграем с водичкой» 1. Продолжать знакомить со свойствами воды и действиями с ней.
2. Развивать мелкую моторику рук через манипуляции с водой без предметов (закручивать воронку рукой в воде, стряхивать капли с мокрых рук на поверхность воды).
3. Воспитывать аккуратность в играх с водой. Игровая ситуация, показ, практические действия детей, игра-экспериментирование, вопросы, худ. слово Центр «Песок – вода», вода теплая и холодная, мелкие предметы, лейки, емкости для переливания, губки, фартуки по количеству детей.
3. «Водичка дырочку найдет» 1. Продолжать знакомить со свойствами воды (течет, льется, утекает, выливается).
2. Развивать любознательность, активность в процессе игры-экспериментирования.
3. Воспитывать интерес к играм с водой и предметами. Обследование предметов, сравнение, вопросы, игра-экспериментирование, поощрение. Центр «Песок – вода», емкости для воды с разными отверстиями, сито, воронка, лейка, кувшин, фартуки по количеству детей.
4. «Много-мало» 1. Учить детей практически определять, в каком сосуде больше (меньше) воды.
2. Развивать умение устанавливать простейшие связи и зависимости.
3. Воспитывать интерес к несложным экспериментам.
Игровая ситуация, игра-экспериментирование, вопросы, худ. слово. обобщение воспитателем, поощрение. Центр «Песок – вода», емкости для воды 2-х размеров, ложки, мерный стакан, игрушка, фартуки по количеству детей.
Октябрь:
Овладение разнообразными практическими действиями с водой 1. «Переливалочки» 1. Учить переливать воду из одной емкости в другую разными способами (лейкой, ложкой, крышкой, банкой, губкой)
2. Развивать координацию движений в процессе выполнения разнообразных предметно-практические действий.
3. Воспитывать желание участвовать в организованной взрослым деятельности. Игровая ситуация, игра-экспериментирование, вопросы, худ. слово. обобщение воспитателем, поощрение. Центр «Песок – вода», вода, мелкие предметы, лейки, емкости для переливания, губки, лейки, крышки, банки. фартуки по количеству детей.
2. «Варим компот» 1. Познакомить детей со свойствами плавающих игрушек.
2. Развивать координацию движений, умение вылавливать из воды шарики при помощи черпачков.
3. Воспитывать интерес к играм – экспериментированиям с водой.
Создание игровой ситуации, рассказ воспитателя, практическая деятельность детей, индивидуальная помощь, поощрение. Центр «Песок – вода», мелкие плавающие игрушки, черпачки, ведерки, фартуки по количеству детей.
3. «Достань ракушку или камешек» 1. Учить детей находить и доставать из воды конкретно заданный объект.
2. Развивать умение выполнять речевую инструкцию взрослого.
3. Воспитывать чувство радости от положительной оценки взрослого. Игровая ситуация, рассматривание ракушек, рассказ воспитателя, практические действия детей, индивидуальная помощь, поощрение.
Центр «Песок – вода», ракушки, камушки, черпачки, ведерки, фартуки по количеству детей.
4. «Забавные зверушки» 1. Познакомить детей с заводными игрушками, плавающими в воде с разной скоростью.
2. Развивать активную речь: умение применять в речи слова – наречия (быстро-медленно).
3. Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.
Создание игровой ситуации, художественное слово, рассматривание игрушек, игровая деятельность детей с игрушками.
Центр «Песок – вода», заводные плавающие игрушки по количеству детей, фартуки по количеству детей.
Ноябрь:
Преобразование, взаимодействие объектов неживой природы 1. «Волшебница вода» 1. Познакомить со свойством воды: объекты, погруженные в нее, намокают.
2. Развивать умение замечать необычное, новое в свойствах объектов.
3. Воспитывать аккуратность в действиях с предметами.
Игровая ситуация, рассматривание ракушек, рассказ воспитателя, практические действия детей, индивидуальная помощь, поощрение. Центр «Песок – вода», игрушки по количеству детей, губки, платочки, фартуки по количеству детей.
2. «Плавает - тонет» 1. Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов, обогащать речь детей словами, обозначающими качества и свойства предметов.
2. Развивать умение самостоятельно или с помощью взрослого устанавливать предметные характеристики объектов.
3. Воспитывать интерес к элементарной исследовательской деятельности.
Игровая ситуация, игра – экспериментирование,
рассказ (комментирование) воспитателя, вопросы к детям. Центр «Песок – вода», предметы, изготовленные из разных материалов (дерева, пластмассы, металла, ткани и др., ведерки, фартуки по количеству детей
3. «Цветная водичка» 1. Познакомить со свойством воды – окрашиваться в любой цвет.
2. Развивать сенсорные способности, закрепить знание основных цветов.
3. Воспитывать интерес к экспериментированию. Сюрпризный момент, рассказ воспитателя, показ, вопросы к детям, практические действия детей по окрашиванию воды, поощрение, индивидуальная помощь.
Центр «Песок – вода», прозрачные емкости, краски гуашь основных цветов, кисточки, фартуки по количеству детей.
4. «Льдинки»
1. Познакомить со свойствами воды (замерзание, таяние).
2. Развивать любознательность в процессе ознакомления с новыми свойствами воды.
3. Воспитывать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость. Игровая ситуация, наблюдение, рассказ воспитателя, художественное слово, опытническая деятельность, вопросы к детям. Центр «Песок – вода», льдинки, поднос, фартуки по количеству детей.
Игры – экспериментирования с песком «Песочные сказки»
Декабрь:
Ознакомление со свойствами песка 1.«Вот какой песочек!»
1. Познакомить детей со свойствами песка (сухой, сырой).
2. Развивать любознательность при ознакомлении с объектом неживой природы – песком.
3. Воспитывать интерес к играм с песком.
Игровая ситуация, рассказ воспитателя, показ, игра-экспериментирование. Вопросы. поощрение Центр «Песок – вода», песок сухой, лейка с водой, формочки, игрушка зайчик, фартуки по количеству детей.
2. «Поиграем с песком» 1. Показать детям различные действия с песком (насыпать, пересыпать, высыпать).
2. Развивать активность в процессе манипулирования с песком.
3. Воспитывать интерес к экспериментированию с песком.
Создание игровой ситуации, рассказ воспитателя, практическая деятельность детей, индивидуальная помощь, поощрение. Центр «Песок – вода», совочки, ведерки, воронки, фартуки по количеству детей.
3.«Учимся пересыпать» 1. Продолжать знакомить детей с действиями с песком (насыпать, пересыпать, высыпать).
2. Развивать мелкую моторику, глазомер. Активизировать в речи детей слова – действия.
3. Воспитывать интерес к совместным со сверстниками играм с песком.
Игровая ситуация, рассказ воспитателя, показ воспитателя, практические действия детей, индивидуальная помощь, поощрение.
Центр «Песок – вода», две емкости с широким отверстием, формочки, совочки., фартуки по количеству детей.
4. «Сквозь сито» 1. Продолжать знакомить со свойствами сухого и сырого песка.
2. Развивать умение устанавливать простейшие связи и зависимости.
3. Воспитывать желание активно сотрудничать со взрослым и сверстниками.
Игровая ситуация, практическая деятельность – экспериментирование,
рассказ – комментарий воспитателя, вопросы к детям, поощрение. Центр «Песок – вода», сито, совочки, прозрачные емкости, кувшин с водой, фартуки по количеству детей
Январь:
Овладение разнообразными практическими действиями с песком 1. «Картинки на песке» 1. Учить детей рисовать на песке (пальцем, палочкой).
2. Развивать мелкую моторику, умение выполнять несложные инструкции.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость в процессе деятельности.
Игровой момент. художественное слово, показ воспитателя, практическая деятельность детей, поощрение. Центр «Песок – вода», сухой песок (насыпан небольшим слоем, цветные счетные палочки, фартуки по количеству детей.
2. «Вот какой узор» 1. Учить детей выкладывать узор по контуру рисунка.
2. Развивать умение принимать задачу взрослого создать что-то определенное.
3. Воспитывать бережное отношение к результату своего труда.
Игровая ситуация, сюрпризный момент, практическая деятельность, индивидуальная помощь, поощрение. Центр «Песок – вода», влажный песок, бросовый и природный материал (палочки, колпачки, крышки, шишки, камушки) для выкладывания, фартуки по количеству детей.
3. «Тяжелый - легкий» 1. Познакомить со свойствами песка – влажность и вес.
2. Развивать тактильные ощущения при сравнении объектов по влажности и весу, умение устанавливать простейшие связи и зависимости.
3. Воспитывать интерес к познавательным играм.
Создание игровой ситуации, решение игровой задачи, практическая деятельность детей, вопросы к детям, поощрение. Центр «Песок – вода», совочки, кувшин с водой, лейка, разные по размеру формочки, весы. фартуки по количеству детей.
4. «Шли, шли – формочки нашли» 1. Продолжать учить детей определять и называть цвет и форму формочек для песка.
2. Развивать умение ставить и достигать предметно-практические цели.
3. Воспитывать желание активно сотрудничать со сверстниками. Сюрпризный момент, обследование объектов, игра – экспериментирование, вопросы детям, практическая деятельность детей, индивидуальная помощь, художественное слово, поощрение. Сюрпризная коробка, центр «Песок – вода», сухой песок, кувшин с водой, лейка, формочки, совочки, фартуки по количеству детей, фигурное печенье в корзинке.
Февраль:
Преобразование, взаимодействие объектов неживой природы 1. «Я пеку, пеку, пеку…» 1. Продолжать учить детей делать постройки из сырого песка.
2. Развивать самостоятельность, умение называть выполняемые действия.
3. Воспитывать желание помочь игровому персонажу.
Введение игрового персонажа, вопросы к детям, практические действия детей, художественное слово, поощрение.
Центр «Песок – вода», влажный песок, формочки (круг, квадрат, треугольник, совочки, фартуки по количеству детей.
2. «Норки для мышки» 1. Познакомить детей с новым способом создания построек из песка - выкапыванием.
2. Развивать любознательность, активность в процессе деятельности.
3. Воспитывать умение соблюдать правила поведения в процессе игр с песком. Создание игровой ситуации, введение игрового персонажа, вопросы к детям, практические действия детей, художественное слово, поощрение.
Центр «Песок – вода», сухой песок, лейки с водой, совочки, игрушки – мышки, фартуки по количеству детей.
3. «Заборчики» 1. Познакомить детей со свойствами влажного песка – из него можно строить заборчик.
2. Развивать целенаправленность, умение принять задачу помочь игровому персонажу.
3. Воспитывать чувство радости от полученного результата.
Создание игровой ситуации, показ, вопросы к детям, практические действия детей, поощрение, индивидуальная помощь. Центр «Песок – вода», сухой и влажный песок, лейка с водой, мелкие игрушки для обыгрывания, фартуки по количеству детей.
4. «Гараж для машины» 1. Продолжать учить детей строить заборчики из песка.
2. Развивать координацию движений, умение последовательно выполнять постройку.
3. Воспитывать потребность в речевом высказывании.
Создание игровой ситуации, показ, практические действия детей, поощрение, индивидуальная помощь. Центр «Песок – вода», влажный песок, машинки, фартуки по количеству детей.
Игры – экспериментирования с камнями «Дружные камешки»
Март:
Ознакомление со свойствами камней 1. «Вот какие камешки» 1. Познакомить детей со свойствами камней (большие, маленькие, разноцветные).
2. Развивать умение обследовать объекты, используя знакомые перцептивные действия.
3. Воспитывать интерес и стремление экспериментировать с новыми объектами.
Создание игровой ситуации, решение игровой задачи, практическая деятельность, вопросы, рассказ воспитателя. Центр «Песок – вода», сухой и влажный песок, камешки разного размера и цвета, фартуки по количеству детей.
2. «Гладкие и шершавые камешки» 1. Познакомить детей со свойствами камней : отличаются по рельефу.
2. Развивать тактильные ощущения, умение устанавливать предметные характеристики объектов.
3. Воспитывать желание участвовать в играх-экспериментах, организованных взрослым. Создание игровой ситуации, решение игровой задачи, экспериментирование, вопросы, поощрение. Центр «Песок – вода», сухой и влажный песок, камешки разного размера, цвета и рельефа, фартуки по количеству детей.
3. «Большой – маленький, тяжелый – легкий». 1. Продолжать учить определять и различать свойства камней – размер и вес.
2. Развивать активность в процессе выполнения предметно-практических действий.
3. Воспитывать познавательный интерес.
Создание игровой ситуации, решение игровой задачи, предметно-практическая деятельность, вопросы, рассказ воспитателя.
Центр «Песок – вода», сухой и влажный песок, камешки разного размера и веса, весы, фартуки по количеству детей.
4. «Сколько камешков?» 1. Формировать умение различать количество камешков: много-один.
2. Развивать любознательность в процессе несложного экспериментирования.
3. Воспитывать радость от совместной со сверстниками деятельности.
Введение игрового персонажа, вопросы к детям, практические действия детей, художественное слово, поощрение.
Центр «Песок – вода», сухой и влажный песок, камешки разного размера и веса, цветные мисочки, фартуки по количеству детей.
Апрель:
Овладение разнообразными практическими действиями с камнями 1. «Достань камешек» 1. Упражнять детей в вылавливании предметов с заданными свойствами разными способами.
2. Развивать умение соотносить предметы по цвету.
3. Воспитывать положительную самооценку.
Сюрпризный момент, рассказ воспитателя, вопросы к детям, игра-экспериментирование, поощрение. Центр «Песок – вода», разноцветные камешки (4 цвета, черпачки, ситечки, ложки, цветные тарелочки (4 цвета, игрушки для обыгрывания, фартуки по количеству детей.
2. «Дорожка для зайчика» 1. Учить детей выкладывать дорожки из камешков.
2. Развивать активность, мелкую моторику, координацию движений.
3. Воспитывать желание помочь игровому персонажу.
Создание игровой ситуации, введение игрового персонажа, практические действия детей, вопросы к детям, художественное слово, индивидуальная помощь, поощрение. Центр «Песок – вода», влажный песок, игрушки – зайчики, разные по размеру камешки, фартуки по количеству детей.
3. «Узкие и широкие дорожки» 1. Упражнять детей в выкладывании разных по ширине дорожек из камешков.
2. Развивать активность, мелкую моторику, координацию движений.
3. Воспитывать желание помочь игровому персонажу.
Игровая ситуация, введение игрового персонажа, практические действия детей, вопросы к детям, художественное слово, индивидуальная помощь, поощрение. Центр «Песок – вода», влажный песок, игрушки – зайчики и мишки, разные по размеру камешки, фартуки по количеству детей.
4. «Цветочки на лугу» 1. Упражнять детей в выкладывании цветочков из камешков.
2. Развивать активность в процессе выполнения предметно-практических действий.
3. Воспитывать радость от совместной со сверстниками деятельности.
Игровая ситуация, введение игрового персонажа, практические действия детей, вопросы к детям, художественное слово, индивидуальная помощь, поощрение. Центр «Песок – вода», влажный песок, игрушки – пчелки. Разные по размеру и цвету камешки, фартуки по количеству детей.
Май:
Преобразование, взаимодействие объектов неживой природы 1. «Секретики» .1. Упражнять детей в отыскивании предмета в песке.
2. Развивать тактильные ощущения, умение устанавливать предметные характеристики объектов.
3. Воспитывать эмоциональный отклик на положительный результат в процессе игр – экспериментирований.
Игровая ситуация, введение игрового персонажа, самостоятельные практические действия детей, рассматривание объектов, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение. Центр «Песок – вода», сухой песок, мелкие игрушки. Разные по размеру и цвету камешки, фартуки по количеству детей.
2. «Пирожки для мишки и мышки» 1. Упражнять детей в действиях с сырым песком разными способами.
2. Развивать творчество в использовании разных материалов.
3. Воспитывать чувство радости от полученного результата.
Игровая проблемная ситуация, введение игровых персонажей, самостоятельная работа с разными материалами, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение. Центр «Песок – вода», влажный песок, игрушки – Мишка и Мышка. Игрушки для обыгрывания. Разные по размеру и цвету камешки, палочки, крышки, шарики, фартуки по количеству детей.
3. «Веселый рыболов» 1. Упражнять детей в вылавливании плавающих игрушек с помощью подручных материалов.
2. Развивать любознательность и активность.
3. Воспитывать интерес к играм – экспериментированиям с водой.
Игровая ситуация, введение игрового персонажа - Кота, самостоятельные практические действия детей, художественное слово, вопросы к детям, индивидуальная помощь, поощрение. Центр «Песок – вода», вода, плавающие игрушки – рыбки. Разные по размеру и цвету ложки, сачки, черпачки, ведерки, фартуки по количеству детей.
4. «Море» 1. Упражнять детей в действиях со знакомыми объектами.
2. Развивать любознательность и активность.
3. Воспитывать радость от совместной со сверстниками деятельности.
Игровая проблемная ситуация, самостоятельные практические действия детей, рассматривание объектов, вопросы к детям, поощрение. Центр «Песок – вода», песок, вода, камни, ракушки, игрушки – рыбки, кораблики. Разные по размеру и цвету камешки, фартуки по количеству детей.