Вдовина Ксения
Картотека игр с природным материалом для организации адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вдовина Ксения Александровна
Картотека игр с природным материалом для организации адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду
СОДЕРЖАНИЕ
1. Игра «Вылови шарик»
2. Игра»Бассейн»
3. Игра «Почему кораблики не плывут?»
Публикация «Картотека игр с природным материалом для организации адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Поделки из природного материала
- Средняя группа
- Темочки
4. Игра «Сквозь сито»
5. Игра»Море»
6. Игра»Купание кукол»
7. Игра «Нырки»
8. Игра»Мыльные пузыри»
9. Игра «Бульбочки»
10. Игра «Лужа»
1. Игра «Оставляем «необыкновенные следы»
2. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
3. Игра «Узоры на песке»
4. Игра «Здравствуй песок!»
ИГРЫ С МОКРЫМ ПЕСКОМ
1. Секреты мокрого песка
2. Игра «Кто к нам приходил?»
3. «Кап-кап-кап, дождик пошел»
4. «Я пеку, пеку!»
ИГРЫ С ВОДОЙ
1. Игра «Вылови шарик»
Цель игры: развивает мелкую моторику, аккуратность, ловкость
Материал : два таза, пластмассовые шарики, ситечко с ручкой
Ход игры: В таз с водой помещают маленькие пластмассовые шарики. Ребенку дают ситечко с ручкой и предлагают выловить шарики из воды. Приготовьте второй пустой таз, в который дети будут складывать выловленные шарики.
2. Игра «Бассейн»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Ход игры:
Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать – вот так. Поплыли!»
3. Игра «Почему кораблики не плывут?»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Материал : бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры – эксперимента :
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут.
Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» – сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.
4. Игра «Сквозь сито»
Цель: познакомить с назначением предметов и свойствами вещества.
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
Ход деятельности:
Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
5. Игра «Море»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Ход игры:
Таз с водой может превратиться в «море», по которому плывут кораблики: «Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик – давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше» и т. д.
6. Игра «Купание кукол»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Ход игры:
Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички – попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т. д.
7. Игра «Нырки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Ход игры:
Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы – и игрушки выпрыгивают из воды.
8. Игра»Мыльные пузыри»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.
Ход игры:
Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.
9. Игра «Бульбочки»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ход игры:
Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».
10. Игра «Лужа»
Цель игры: Физическое развитие ребенка, развитие мелкой моторики, зрительной координации; аккуратность, ловкость.
Материал : Для этого занятия потребуется губка, два тазика, один с водой, другой пустой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям опустить в тазик с водой губку, а затем выжать ее в пустой таз. Производить действия нужно до тех пор, пока в тазу не закончится вода. Можно преподнести эту игру, как будто дети убрали самостоятельно лужу.
Подберите стихотворения про лужу, можно читать его малышам в процессе деятельности;
Лужи, лужи на дорожке!
Обувай скорей сапожки.
Побежим с тобой по лужам.
Мне товарищ очень нужен.
Ведь по лужам под дождем
Лучше бегать нам вдвоем.
Щербинина Н.
ИГРЫ ИЗ ПЕСКА
1. Игра «Оставляем «необыкновенные следы»
Цель: развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды.
Ход игры:
Играем, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку.
«Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» – ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
«Кроказябла» – дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
2. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.
Оборудование: песок, перышко, палочки, кисточки.
Ход игры:
Воспитатель: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем, то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
3. Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей; знакомство со свойствами песка.
Оборудование: песок, кисточка.
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Воспитатель: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу – из треугольников».
4. Игра «Здравствуй песок!»
Цель: ознакомить детей со свойствами песка; ознакомить детей с правилами поведения в песочнице; снижение психофизического напряжения
Ход игры:
Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
перетирает песок между пальцами, ладонями.
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло – холодно», «приятно – неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
ИГРЫ С МОКРЫМ ПЕСКОМ
1. Секреты мокрого песка
Цели:
познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу);
научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур,
стабилизация эмоционального состояния.
Ход игры: Выливаем немного воды, перемешиваем так, чтобы половина песочницы была мокрой, а половина – сухой.
Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).
Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).
Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок – вязкий, из него можно делать любые формы.
2. Игра «Кто к нам приходил?»
Цель:
развитие зрительного и тактильного восприятия;
познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства;
научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.
Оборудование: мокрый песок, формочки
Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные или горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями.
Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры.
Усложнение задания: игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
3. «Кап-кап-кап, дождик пошел»
Цели:
изучение свойств мокрого песка;
учить детей сравнивать, анализировать и делать выводы.
Оборудование: песочница, ведёрочко или лейка.
Ход игры:
Пора увлажнять песочек. Можно «маленьким дождиком» – намочив руки, оставляем капельки на песке, а можно целым ручейком, поливая из ведерочка. Мы замечаем, как он изменяется (становится темнее, уже не рассыпается).
А можно просто попробовать построить что-либо из сухого песка, который находится вдали от воды и из увлажненного, которого нежно смочила водичка реки или моря – и сравнить результаты.
4. «Я пеку, пеку!»
Цели:
развитие зрительного и тактильного восприятия;
познакомить со свойствами мокрого песка;
научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.
Оборудование: мокрый песок, формочки, совочек.
Ход игры:
Ребенок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком.
Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками маму, папу, кукол.