Лейла Щербина
Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр с пескомдля детей дошкольного возраста.
Составил:
педагог-психолог
Л. Г. Щербина
Игры с песком, направленные на знакомство с его свойствами.
1. Упражнение «Здравствуй песок».
Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.
Публикация «Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Педагог просит по разному «поздороваться» с песком, то есть различными способами дотронуться до него: поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/ с напряжением сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу; дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем внешней стороной; перетереть песок между пальцами, ладонями.
2. Упражнение «Чувствительные ладошки».
Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.
Педагог предлагает детям положить ладони на песок, закрыть глаза, почувствовать, какой он. Открыть глаза, рассказать, что они чувствовали. Сделать то же самое, повернув ладони другой стороной. Скользить по поверхности песка как змейка или машина. Поиграть на поверхности песка как на пианино.
3. Упражнение «Песочный ветер».
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдуть из трубочки на песке букву, цифру. Для этой игры используются одноразовые трубочки для коктейля.
Игры с песком, направленные гармонизацию эмоциональной сферы.
1. Игра «Волшебное превращение отпечатка ладошки».
Цель: развитие воображения, гармонизация психоэмоционального состояния.
Педагог говорит детям: «Положите ладонь на песок и обведите палочкой ее по контуру. На что похожа наша песочная ладошка, если ее дорисовать? (птица, павлин, цветы, солнышко и т. д.). Я предлагаю вам оживить и украсить ладошку с помощью дополнительного материала. А теперь представьте свою работу».
2. Упражнение «Такие разные настроения».
Цель: знакомств со способами и приемами рисования на песке, развитие эмоциональной сферы.
Детям предлагают нарисовать на песке лица с различными настроениями.
3. Игра «Секретные задания кротов».
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление.
Педагог говорит: «Сегодня наши руки могут превратиться в кротов. Вот так. (педагог взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба). Хочешь превратить свои руки в кротов? Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.» Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком, обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка. Затем осторожно раскапывает каждый палец. То же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга. Для раскопок можно использовать перышко, палочки, кисточки.
Игры с песком, направленные на развитие ориентировки на плоскости.
1. Игра «Картина из загадок».
Цель: развитие ориентировки на плоскости.
Детям предлагается разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке так, чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Загадки.
Желтая тарелка на небе висит, Желтая тарелка всем тепло дарит.
(солнце)
Ветер – пастушок затрубит в свой рожок,
Собрались овечки у небесной речки.
(облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо – мостик подвесной.
(радуга)
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее – беда:
Она их главная еда.
(трава)
2. Игра «Песочные строители».
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Педагог: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит дома только круглой формы, жираф – только прямоугольной, а бегемот – квадратной. Помогите обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемот. Выбери нужную форму и сделай отпечаток». Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы.
3. Игра «Детские секретики».
Цель: научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Дети вместе с педагогом чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время педагог прячет секретики на различных участках картины. На карте –схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игры с песком, направленные на развитие воображения.
1. Игра «Чего на свете не бывает».
Цель: развивать воображение, связную речь.
Предложите ребенку, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего не бывает на свете».
2. Игра «Необыкновенные следы».
Цель: развитие воображения, тактильной чувствительности.
Педагого говорит детям: «Идут медвежата» - ребенок кулаками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змеи» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»). «Крокозябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывая название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игры с песком, направленные на развитие коммуникативных навыков.
1. Игра «Параллельная миры».
Цель: развитие умение договариваться, проявлять взаимопомощь, эмпатию.
Педагог предлагает детям создать в песочнице несколько «параллельных миров» - автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства коммуникации (дороги, мосты, проходы, а иногда они вообще отсутствуют. Педагогу важно стимулировать участников строить коммуникации, постепенно превращая «параллельную игру» в общую.
2. Игра «Повтори знаки».
Цель: развитие тактильного восприятия, умения сотрудничать.
Один ребенок «чертит» на спине другого, какой либо знак (букву, цифру, геометрическую фигуру). Ребенок, на чьей спине «чертили» знаки повторяет его в песочнице.
Источники.
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
2. https://kladraz.ru/blogz/lubov-vasilevna-dubodelova/kartoteka-igr-s-peskom-po-razvitiyu-reghi-dlja-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
3. https://diplomba.ru/work/113928