Тихонова Елена Евгеньевна
Картотека игр с песком для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка может быть полезна родителям и воспитателям.
Игры с песком - полезное занятие. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Публикация «Картотека игр с песком для детей младшего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
В случае необходимости сделать самим специальные приспособления/наборы для игр с песком : из пластиковых бутылок, из баночек от кремов, леденцов и другой пластиковой тары, отрезав нижнюю часть. Ребенку интересно, когда формочки разные - прозрачные и непрозрачные, большие и маленькие. Верхние части от бутылочек могут служить воронками для песка и воды или совочками и воронками одновременно, если срез сделать наклонным
Название игры Содержание и материалы
Угадай на ощупь
• Малыш отворачивается, а воспитатель в это время прячет в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем в эту игру можно предложить двум детям поиграть самим.
Отпечатки
• Оставлять на песке отпечатки ладонями, пальцами, костяшками, кулачками….
• Давай с тобой потопаем, как слоники (кулачки, как птицы (соединённые пальцы, как гусеницы (костяшки, как комарики (указательные пальцы).
• «змейки и червячки» - провести по песку пальцами и ладонью разнообразные линии.
• «кораблики и море» - пробежаться по песку всеми пальцами.
• «человечки» - пройтись по песку ладонями, а затем указательными и средними пальцами.
Рисование из кулачка
• Лист бумаги, листы с контурами.
• Набрать в кулачок песок и медленно его высыпайте, руку приподнимать и опускать.
• Сыпем песок в виде линий, зигзагов, каракулей.
Дождик
• Собрать песок ладонями, соединив их в чашу, поднять над песочницей, затем раздвинуть пальцы и пропустить сквозь них песок.
Горы
• Рёбра ладоней положить на песок и начать двигать их друг к другу, собирая песок в горку.
• Получившуюся горку прихлопнуть ладонями и разделить на две части.
Насыпашки
• Сита разного размера.
• Сыпать песок через сито, обращать внимание на получающиеся горки.
Такие разные куличи
• Различные формочки для песка. Совочки.
• «мишке» надоело покупать в магазине одинаковые куличики. Давайте сделаем разные куличики, используя разные формочки, чтобы «мишке» захотелось ещё раз придти в наш магазин.
• Если песок ухой, используйте воду.
Я пеку, пеку •
Вода, миска, совочки.
• Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Пирожки "выпекаются" руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.
• Затем ребенок "угощает" пирожками.
Секреты в песке
• Совочки, фантики, крышечки и т. д.
• Выкопаем вместе с ребенком в уголке песочницы ямку, положим в нее фантики, кусочки разноцветной фольги, лепестки от цветов бусинку или любую другую мелку игрушку, накроем кусочком прозрачного материала с обработанными краями - (например, пластмассовым стеклышком от очков) и засыпаем песком.
• Затем предложить ребёнку найти секретик (для старших – план – карта).
• После того, как мы им показали, как делать «секретик», предлагаем детям самим его сделать, в случае затруднений, окажем необходимую помощь.
Большие и маленькие
• Различные формочки для песка, совочки.
• Куличи можно делать совершенно разными формочками – от крышки до ведра. Предложить сделать много куличей, не используя одинаковых форм.
День рождения
• У куклы Тани сегодня день рождения. И на празднике будут гости. Чем же их угостить?
• Предложите испечь торт или каравай, пирожное из песка. Украсить их травкой или цветочками.
• Теперь могут приходить гости (следите за тем, чтобы каждый из них, придя в гости, здоровался). Пусть малыш представит каждого гостя и разделит всем угощение.
• Спойте именинную песенку.
Куличная геометрия
• Различные формочки для песка
(форма, размер, совочки.
• Сделайте куличи, используя разные формы.
• С одной стороны – треугольное, с другой – квадратное, с третьей – круглое.
• Выложите куличики в форме треугольника, круга, квадрата, прямоугольника.
• Предложите построить пирамиду из куличей, используя разные формочки небольшого размера.
Незаменимые куличи
• Формочки для песка, совки.
• Предложите малышам оформить въезд в гараж, дорожку с обеих сторон.
• Сделайте клумбы возле домиков (куличики и цветочки).
Маленькие помощники
• Различные формочки для песка, игрушечная посуда, совочки.
• При помощи формочек для песка «напечь» печенье и украсить их листиками, потренируйтесь в счёте.
• Сварите из песка «супчик» в кастрюльке.
Запутанные дорожки
("Топчем дорожки")
• Несколько игрушек.
• Рассадите игрушки по разные стороны песочницы. Затем протопайте «дорожки» к каждой из них, немного петляя, начиная с одного и того же места, шагая друг за другом, не обгоняя и не выходя за границы дорожки.
• Протопайте дорожки игрушками, найдите, по какой дорожке шла игрушка.
• Если вы на пляже, то протопайте дорожки босиком, каждый раз начиная с одного и того же места.
Чьи следы?
• Приложите ладошку и посмотрите, какой след она оставила.
• Наступите на песок и посмотрите, какой след от подошвы.
• «Порисуйте» ладошками и подошвами на песке, используйте приспособления (печатки) для рисования на песке. Используйте игрушки, оставляющие разные следы на песке.
Норки для мышки
• Совочки, игрушки.
• Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком.
• Затем воспитатель обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берем игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Постройки из песка
• Совочки, лодочки, машинки, формочки.
• Помогаем малышам построить из песка дом, окружить его дорожками, выложить их камешками, построить вокруг ограду, воткнуть прутики - «деревца» или цветочки - получится «садик».
• Если рядом выкопать ямку и заполнить ее водой - получится «пруд» или «озеро». В него можно запустить скорлупки от орехов - «лодочки».
• Если насыпать гору и выкопать в ней нишу - получится «гараж», можно поместить туда машинки; если прокопать гору насквозь - получится тоннель, через него можно провозить машинки.
Каждому зверю своя норка.
• Мелкие моющиеся игрушки, наборы пластмассовых зверей.
• Предложите вырыть норки для каждого зверя, так, чтобы каждому она пришлась впору.
Заборчики
• Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке"
Замки из песка.
• Большая миска, вода.
• Насыпьте в миску с водой такое количество песка, чтобы воды было больше, и набранный рукой песок сам выливался струйкой. Сделайте из влажного песка основание. Затем вместе формируйте сам замок.
• Когда замок готов, добавьте интересные детали.
• Подведите дороги к замку, сделайте из палочек мостики.
Автомагистраль
• Машинки, совочки, вёдра.
• Строим магистраль из песка, она может быть ровной, серпантин, извилистой и т. д.
• Добавьте мосты, тоннели, объездные дороги.
Пещеры
• Совки, дощечки, пластмассовые игрушки.
• Предложите построить (вырыть) пещеры, используя перекладины, чтобы они не обрушились.
• Можно вырыть подземные ходы и организовать игру.
• Если вы взяли с собой палочки, то порисуйте ими на песке. Воспитатель с ребенком оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
• Если есть шишки или камушки, или ракушки, или цветные крышки от бутылок, то можно выкладывать разные узоры на песке.
• Возьмите с собой разнообразные предметы для игр с песком и не забудьте влажные салфетки.