Вакурина Светлана Владимировна
Картотека игр «Построение грамматических конструкций, отражающих взаимоотношения объектов относительно друг друга»
▼ Скачать +Заказ
1. «Положи кубик». Ребёнку предлагается два предмета, например кубик и ведёрко, взрослый предлагает ребёнку положить кубик под ведёрко, в ведерко, на ведёрко, поднять над ведёрком, достать из ведерка, из-под ведёрка. Для выполнения данного упражнения предметы могут быть различными.
2. «Где лежит?» Взрослый перемещает предмет и спрашивает ребенка, где он находится. Например, кладёт карандаш на коробку и предлагает ребёнку определить его положение относительно коробки: Где лежит карандаш? - Карандаш лежит на коробке. Затем карандаш перекладывается под коробку, за коробку и так далее. Каждый раз ребёнка просит составить предложение про коробку и карандаш, обращая внимание на то, что в предложении есть маленькое слово – предлог.
Публикация «Картотека игр „Построение грамматических конструкций, отражающих взаимоотношения объектов относительно друг друга“» размещена в разделах
Когда ребёнок освоит задание, то ему предлагают назвать только предлог.
3. «Теремок». Для проведения этой игры потребуется картинка с изображением четырехэтажного дома-теремка и картинки или плоскостные фигурки жильцов дома (животные, насекомые и т. п.) Взрослый предъявляет ребёнку подобное задание: «Стоит в поле теремок. В нем разные жильцы: мышка живет над зайцем, лягушка под зайцем, а выше всех медведь. Кто где живёт?» Ребёнок расселяет жильцов, а потом называет местоположение каждого героя.
4. «Водитель». Ребёнку предлагают маленькую машинку и постройки из кубиков - мост, гараж. Взрослый – штурман говорит ребенку, куда везти машинку. Например, машина заехала на мост, съехала с него, заехала под него, выехала из–за него, заехала в гараж и т. д. Затем взрослый с ребенком меняются ролями.
5. «Фотограф». Взрослый - фотограф хочет сделать снимок игрушек и ищет кадр. Его помощнику ребёнку надо рассадить их. Например, корову справа от зайчика, мишку слева от мышки и так далее. Но фотограф всё время недоволен и просит помощи каждый раз по-новому пересаживать зверей. Затем ребёнок и взрослый меняются ролями.
Играя в такие игры, взрослый знакомит ребенка со схематичным изображением предлогов.
Литература:
1. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н. Я. Семаго. — М. : Айрис-пресс, 2007.— 112 с.
2. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы// Дефектология. №1, М. : Школа-Пресс, 2000.