Оксана Лобова
Картотека игр по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель называет время года : «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
«НАСЕКОМЫЕ»
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Публикация «Картотека игр по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Ход игры.
Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
«ОХОТНИК»
Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка – стульчик. Это «лес» («озеро», «пруд»). В «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться за …». Здесь ребёнок делает шаг вперё д и говорит: «Зайцем», делает второй шаг и называет ещё одно животное и т. д. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошёл до «леса» («озера», «пруда») или прошёл дальше.
«ДА ИЛИ НЕТ»
Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы?
Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы?
Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают?
Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает?
Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут?
Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют?
Можно детям загорать?
А букашки прилетают?
Ну а что же надо делать -
Звери норки закрывают?
Куртки, шапки надевать?
«ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ»
Цель. Развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.
Ход игры. Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и разделиться по желанию на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки». Затем изобразить эти овощи так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа:
Какой овощ ты изображаешь?
Почему ты выбрал именно этот овощ?
Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» («толстячком»)
«ПЕРЕМЕШАЙ И СООТНЕСИ»
Цель. Учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.
Ход игры. Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.
Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:
Почему ты считаешь, что это твой лист?
Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?
В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)
«СОВЫ И ВОРОНЫ»
Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.
Ход игры. Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание :
«Совы» любят правду, «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.
Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:
медведи любят есть тигров
у березы весной бывают сережки
слоны не умеют плавать
дельфин – это животное, а не рыба
дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.
«ЦВЕТЫ»
Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть комнатные и садовые растения.
Ход игры. Дети становятся в круг. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается.
«ПОВТОРИ»
Цель. Развивать наблюдательность и творческие способности детей.
Ход игры. Дети встают в круг. Первый ребенок называет какое-либо животное (птицу, насекомое, в зависимости от темы, предложенной воспитателем) и делает характерный жест этого животного. Следующий ребенок повторяет то, что сказал и сделал первый, называет своё животное, показывает свой жест. Следующий повторяет, что сказали первые два ребёнка, называет своё животное и делает свой жест и т. д.
Основное правило: нельзя повторяться в названиях животных и жестах. Но подсказывать друг другу можно, это даже сближает детей и делает игру интересней.
В игре участвуют 5-8 детей, затем можно увеличить количество игроков.
«РАМОЧКА»
Цель. Расширить опыт прямого общения с природой, учить замечать мельчайшие детали природных объектов и отмечать их неповторимость.
Ход игры. Воспитателю необходимо приготовить рамочки для всех детей (альбомный лист сложить пополам с одной стороны вырезать окошко). В эту рамочку дети могут помещать самые красивые места из природного материала (лист дерева, травинку, кору, только не надо срывать. Воспитатель даёт задание :
Составь портрет осени и назови его.
Сделай картину сегодняшнего дня.
«ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»
Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
«НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»
Цель. Обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе) .
Ход игры. Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаё т наводящие вопросы:
Оно гладкое или нет?
Есть ли на нём листья?
Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.
«ОКНА ЗЕМЛИ»
Цель. Развивать воображение, фантазию и умение представить себя на месте другого (проводится в природе).
Ход игры. Дети должны лечь на землю и не шевелиться. Воспитатель слегка забрасывает их листвой и даё т задание: представьте, что вы кусочки земли, ваши глаза это «окна земли». Вопросы для размышления:
Что видно земле через окна?
Что сейчас чувствует земля?
Сколько разных травинок растет рядом?
Чего бы земля испугалась в данный момент?
Как бы она смогла защитить себя?