Ксения Етриванова
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Олимпик»
Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
Етриванова К. В
2024г.
«Собери пирамидку»
Цель: развивать у ребенка навыки ориентировки в контрастных размерах предметов.
Материалы: пирамидка, состоящая из 4-5 колец.
Методические приемы: для занятия используется большая пирамидка, состоящая из 8-10 колец. Для детей данного возраста рекомендуется собирать пирамидку, пропуская одно кольцо, что позволяет создать более заметную разницу в размерах колец.
«Найди аналогичный»
Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: три шарика и три кубика одного цвета и размера.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы.
«Разложи по коробочкам»
Цель: сосредоточить внимание детей на цветовых свойствах предметов.
Дидактический материал: коробочки разных цветов, фигурки желтого и зеленого оттенков.
Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке того же цвета.
«Круг и квадрат»
Материалы: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Воспитатель демонстрирует детям геометрические фигуры, случайным образом расположенные на столе. Затем он говорит: «Это - круг. А это - квадрат. Я положу круг на круглую тарелочку, а квадрат - на квадратную тарелочку». После этого воспитатель предлагает детям разложить фигуры на свои места и активизирует их речь вопросами: «Что это?» (Круг) «А это?» (Квадрат) и так далее.
«Сравнение предметов по высоте»
Цель: Определять высоту предметов.
Материал: деревья различной высоты.
Необходимо назвать предметы, выделить высокий и низкий, а также сравнить их — что выше, а что ниже.
«Определи фигуру»
Цель: Развивать тактильные ощущения.
На столе размещены геометрические фигуры, которые соответствуют тем, что находятся в мешочке. Педагог демонстрирует одну из фигур и предлагает ребенку найти такую же в мешочке.
«Самая длинная и самая короткая»
Цель: Определять величину предметов.
Необходимо разложить разноцветные ленты разной длины в порядке от самой короткой до самой длинной. Следует назвать ленты по длине: какая из них самая длинная, какая самая короткая, а также использовать термины «длиннее» и «короче», ориентируясь на цвет.
Варианты:
— Сравнить ленты по нескольким характеристикам (длина и ширина, ширина и цвет и т. д.). Например: «Зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Помести букет цветов в вазу»
Цель: обучить детей группировать предметы по цвету.
Материалы: четыре вазы — жёлтая, красная, зелёная и синяя, а также бумажные цветы тех же цветов.
Воспитатель демонстрирует детям цветы, которые находятся на столе в случайном порядке, и предлагает собрать букеты для размещения в вазах. Затем воспитатель берёт, к примеру, красный цветок и помещает его в красную вазу, подчеркивая, что цветок совпадает по цвету с вазой. Аналогично воспитатель поступает с цветами других оттенков. После этого детям предлагается самостоятельно собрать букеты.
«Узнай, кто живёт в домике»
Цель: развивать у детей представление о звуках животных.
Педагог делит детей на группы, каждая из которых изображает знакомое животное. Дети садятся на стулья, образуя круг – домик. Один ребёнок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто живёт в домике?» Дети внутри домика отвечают звуками, характерными для своих животных: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси и так далее. Спрашивающий должен угадать, кто находится в домике.
«Варежки»
Цель: учить детей сопоставлять предметы по цвету.
Дети садятся за стол. Им раздают варежки с различными узорами и цветами. Задача – подобрать пары по цвету и узорам или другим элементам декора (полоски, кружки, квадраты).
«Оденем куклу Катю»
Цель: обучать детей распознавать три цвета, развивать навыки описания цвета платья куклы, бантика и туфель.
«Собираем цветы»
Цели: Закрепить у детей знания о названиях основных цветов, развить навык поиска нужного кружка среди разноцветных, а также улучшить мелкую моторику пальцев.
Содержание: Воспитатель вместе с детьми рассматривает красивые цветы на картине.
- Давайте создадим красивые цветы на этом столе. У вас рядом лежат кружочки разных цветов: красного и синего. Вам нужно найти кружок нужного цвета и вставить его в центр цветка. Смотрите, у меня на столе есть красный цветок. Какой кружок нужно вставить в его серединку? Какого он цвета? Почему? (Ответы детей обобщаются). Верно, в красный цветок нужно вставить красную серединку. А теперь давайте попросим Машу собрать синий цветок. (Ребенок подбирает синюю серединку к синим лепесткам цветка). Дети, правильно ли собран цветок?
После этого воспитатель предлагает детям: «Теперь каждый из вас соберет свои цветы. Когда ваш букет будет готов, мы покажем его кукле». (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы и серединки).
«Подбери чашки к блюдцам»
Цели:
Научить детей различать цвета и использовать их названия в разговоре. Развивать мелкую моторику и внимание.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашки различных цветов.
Ход игры:
Сначала в магазин привезли блюдца, которые продавцы аккуратно расставили по полкам. На верхнюю полку разместили такие блюдца (показывает). Какие они? (Ответы детей). А на нижнюю полку поставили вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Блюдца на верхней и нижней полках одного цвета? (Ответы детей). Затем привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам подходящие чашки. Они должны быть того же цвета, что и блюдца.
Воспитатель кладет на стол картонные плоские чашки и предлагает ребенку подобрать к блюдцам нужные чашки. Он одобряет действия ребенка, который внимательно смотрит на блюдца и выбирает все подходящие чашки. Воспитатель спрашивает, какого они цвета.
«Чей домик?»
Цель: Научить детей соотносить плоские и объемные формы через практическое взаимодействие с предметами, используя метод проб, исключая неверные варианты и фиксируя правильные.
Оборудование: Четыре коробки из прочного материала, каждая с одной прорезью (круглой или квадратной, а также геометрические формы (шар и куб, подходящие по размеру к прорезям.
Ход игры: Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, и размещает рядом шар и кубик. Он объясняет детям, что они сейчас узнают, чей это домик, и что в нем должно находиться: шарик или кубик. Затем педагог вызывает ребенка и предлагает ему вставить в отверстие одну из форм. Он побуждает малыша примерить каждую из форм к отверстию.