Эльвира Чуксина
Картотека игр по речевому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по речевому развитию.
Игра «Великаны — гномики»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.
Например:
У великанов большие портфели, а у гномиков — маленькие портфельчики.
У великанов большие книги, а у гномиков — маленькие книжечки.
У великанов большие карандаши, а у гномиков — маленькие. и т. д.
Публикация «Картотека игр по речевому развитию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра «Растеряшка»
Цели: формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой по имени Растеряшка.
Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята достали учебники, а у неё нет (чего). Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего) и т. д.
Игра «Как?»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных
Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»
Мальчик хороший ученик, он учится (как).
(хорошо).
Внимательная девочка всегда слушает (как). (внимательно).
Игра «Скажи наоборот»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами-наоборот.
Маша опрятная девочка, а Саша —. (неряшливый).
Лида старательная ученица, а Катя —. [ленивая).
Игра «Семейка»
Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям
найти заданным словам родственников.
Слова: школа, книга, учить.
Игра «Поймай звук»
Цели: развивать фонематическое восприятие.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук» : дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и
определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Например:
Звук [с] : карандаш, ластик, ранец, класс, кисточка, школа, карандаш, одноклассник.
Звук [ч] : учебник, школа, ученик, ручка, тетрадь, кисточка, чтение, пенал, учитель.
«Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре своего народа.
Задача: закрепить и обобщить представления детей о народных праздниках.
Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: «Название праздника», «Народная песня», «Музыкальные произведения», «Народный костюм», «Народная игра», «Народный инструмент», «Национальное имя», «Особенности сельского хозяйства», «Живая и неживая природа», «Литература».
Игра «Найди ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте
Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах) — сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки, пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы —
колокольчики (подснежники).
Повторение названий весенних месяцев
Цели: закрепить в речи названия весенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из стихотворения «Двенадцать месяцев». Проводит беседу по
стихотворению, разучивает его с детьми.
Весна торопится на старт,
В ручьях весенних месяц март.
Из старых листьев вылез шмель,
Цветёт подснежником апрель.
На луг Бурёнку выгоняй —
Пришёл с травой зелёной май.
Игра «Дополни предложения»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению глаголов будущего времени.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.
Например:
Скоро наступит весна.
Солнце (что будет делать) будет. (ярче светить, пригревать.
Снег (что будет делать) будет. (чернеть, таять).
На земле проталины (что сделают). (появятся).
Ручьи (что сделают). (побегут, зажурчат).
Игра «Хвастунишка»
Цели: формировать грамматический строй речи, учить образованию сравнительных степеней прилагательных.
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с мышкой-хвастунишкой и объясняет на примере:
что бы мышонок ни
услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»
теплый — теплее
светлый — светлее
яркий —. темный —.
громкий —. рыхлый —.
высокий —. свежий —.
чистый —. прозрачный —.
сильный —. быстрый —.
радостный —.
Игра «Назови звук»
Цели: развивать фонематический слух,
учить определять последний звук в словах.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать последний звук в словах.
Слова: весна, подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, муха, бабочка.
Игра «Почемучка»
Цели: развивать связную речь, учить употреблению сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».
Ход игры. Педагог задает детям вопросы, требуя при ответе употребления союза «потому что».
Например:
Почему тает снег? — Снег тает, потому что пригревает солнце. И т. д.
Игра «Нарисуй-ка»
Цели: актуализировать словарный запас по теме, развивать связную речь, учить планированию рассказа — описания по картинке.
Ход игры. Детям предлагается нарисовать весеннюю картину. Воспитатель просит кого-либо из детей составить
рассказ по своей картине.
Игра «Как назвать улицу?»
Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, развивать слуховое внимание.
Ход игры
Вот улица, на которой расположена больница. Какая это улица? — Больничная.
А на этой улице растут клёны. Какая это улица?
Эта улица полна цветов. Какая это улица?.
А на этой — расположена школа. Какая это улица?.
Здесь аптека. Какая это улица?.