Ольга Серебрякова
Картотека игр по речевому развитию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по развитию речи в средней группе.
1. «Четвертый лишний»
Цель: развивать сообразительность, внимательность, доказательную речь
Оборудование: картинки с изображением предметов.
Ход игры:
посмотрите внимательно на картинки и скажите, какие из них лишние и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
Публикация «Картотека игр по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- пирамида,кукла,огурец, машинка
-куртка, ботинки, цыпленок, шапка
-медведь, лиса, ворона,заяц
2. «Назови одним словом»
Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.
Оборудование : картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.
Ход игры:
сгруппируйте эти предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение
3 «Узнай по описанию»
Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.
Оборудование: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде.
Ход игры:
У каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-либо предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показать его. Можно усложнить игру,попросив детей объяснить свой выбор.
4 «Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, связную речь, учить описывать предмет.
Оборудование: различные предметы небольшого размера
Ход игры
На столе лежат предметы в определенной последовательности. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть и запомнить, как они расположены. Потом, просит детей, чтобы закрыли глаза и меняет последовательность расположения. Когда откроют глаза, должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать что изменилось?
Усложнение:
-описать предмет, которого не стало;
-рассказать о месте, где он стоял;
-на какой звук начиналось название этого предмет;
-в названии каких еще предметов есть этот звук.
5 «Кто как кричит?»
Цель: образование глаголов от звукоподражательных слов.
Оборудование: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.
Ход игры:
Вспомните, как подает голос поросенок
-Хрю – хрю
-Что он делает?
-Хрюкает
-Как подает голос котенок?
-Мяукает?
Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»
6 «Катины помощники»
Цель: образовывать и употреблять в речи форму множественного числа.
Оборудование: кукла Катя.
Ход игры:
- К нам пришла кукла Катя со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Кате.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Катины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т. д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают)
7 «Когда это бывает?»
Цель: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Оборудование: картинки,изображающие жизнь детей в детском саду
Ход игры:
Воспитатель раскладывает картинки, с изображением жизни детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
8 «У кого какой цвет?»
Цель: учить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развивать речь, внимание.
Оборудование: Квадраты из бумаги различных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т. д.
9 «Придумай сам»
Цель: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, подходящих для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.
Оборудование: предметы, различные по форме, фактуре,назначению, происхождению.
Ход игры:
Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть
10 «Поручения»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.
Оборудование: грузовик, мышка, мишка.
Ход игры:
Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям: Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками).«Ирина, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?»Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет интерес