Екатерина Логинова
Картотека игр по развитию творческих способностей по технологии ТРИЗ
Развитие и формирование у детей системного мышления.
Очень важным моментом системного анализа объекта является выявление его функции – деятельности или выполняемой роли. На первый взгляд это очень простая задача и не совсем понятно, зачем на ней акцентироваться. Но работа с «Волшебным экраном» довольно затруднительна для дошкольников. Поэтому с помощью специальных игр и упражнений нужно подготовить малыша к умению мыслить в системе, показать, что любой объект является частью чего-то большего и в то же время сам состоит из чего-то, изменяется в процессе продвижения из прошлого в будущее.
Публикация «Картотека игр по развитию творческих способностей по технологии ТРИЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Для формирования умений дошкольников выявлять функции объекта, определять надсистемные и подсистемные связи объектов, выстраивать логические цепочки, и развитие внимание, памяти, речи детей, системного мышления можно использовать в работе с детьми следующие игры:
Игры на формирование умений определять причинно-следственные связи.
«Паровозик» (технологическая цепочка) (с 3-х лет)
Цель: Формирование у ребенка представление об изменениях объекта во времени, развитие внимания, наблюдательности и связной речи.
Правила игры: В зависимости от возраста увеличивает длину цепочки – в 2-3 года достаточно двух-трех вариантов, чем старше ребенок, тем более длинной и полной должна быть цепочка. Для демонстрации можно использовать, например, паровозик в вагонами. В окошко вагонов вставляем картинки или схематично рисуем постепенное изменение объекта во времени.
Икра головастик лягушка
Яйцо гусеница куколка бабочка
Семя росток саженец маленькое деревце большое дерево
Если игра проводится в детском саду, или участников – несколько человек, игру можно сделать подвижной. Взрослый заранее готовит карточки или картинки, которые раздаются играющим. Это могут быть картинки изображающие времена года ( например: зеленый листик, желтый листик, ветка без листьев, ветка с почками, разные этапы жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, взрослый человек, старый человек, история предметов (повозка, карета, старинный автомобиль, современный автомобиль, автомобиль будущего – например, летающий)
Выстраивается «Поезд времени» — первым встает «Паровозик», которого в зависимости от возраста и понимания происходящих процессов или назначает взрослый, или дети выбирают сами. За «Паровозиком» выстраиваются «Вагоны» в соответствии с последовательностью процесса.
«Что сначала, что потом» (с 3-х лет)
Цель: формировать умения составлять логическую цепочку действий во времени, закреплять понятия «сначала» - «потом». Развивать речь и память.
Правила игры: Это упражнение может использоваться с детьми 2-3лет, постепенно усложняясь, и помогает закрепить последовательность времен года, частей суток, дней недели и т. п.
- Сначала осень, а потом? – Зима. – А потом? – Весна. – А потом? – Лето.
– Сначала вторник, а потом? – Среда.
- Сначала вечер, а потом? – Ночь.
– Сначала завтрак, а потом? – Обед.
С детьми 5-6 лет можно использовать многовариативный подход:
- Сначала глина, потом… — ваза, кирпич, скульптура, свистулька, и др.
- Сначала бревно, потом… — дом, шкатулка, бумага, доска, шкаф и др.
- Сначала яйцо, потом… — птенец, черепашка, крокодиленок, гусеница, змея и др.
Если игра проводится в группе детского сада или с несколькими детьми, и принцип упражнения уже освоен, то можно ввести новое правило – кто называет последнее слово из вариантов ответа, тот становится ведущим и предлагает свое первое слово.
«Парные слова» (с 3-х лет)
Цель: Формирование умений определять линии развития объекта; закреплять названия животных и их детенышей, процессы взросления человека, изменения в живой и неживой природе.
Правила игры: Этим упражнением можно закреплять названия животных и их детенышей, процессы взросления человека, изменения в живой и неживой природе. Упражнение проводится в прямом (сейчас-потом) и обратном (сейчас-раньше) вариантах парными словами. Игра будет интереснее, если перекидывать друг-другу мячик. В этом случае помимо закрепления знаний, ребенок упражняется в ловле и броске мяча, совершенствуется координация движений, активизируются оба полушария мозга за счет одновременной умственной и двигательной деятельности.
С более маленькими детьми называется тема: например «Как называют детеныша?»
Взрослый называет слово: «Лошади» и кидает ребенку мячик.
Ребенок ловит его, отвечает: «Жеребенок» и бросает мяч обратно взрослому. Взрослый: «Кошки»… «Котенок»; «Свиньи»… «Поросенок»; «Собаки»… «Щенок» и т. д.
С более старшими детьми (от 6-7 лет) конкретную тему можно не обозначать, сообщить только направление «Что было раньше?» или «Что будет?». Слова берутся из разных тем: например – «Что было раньше?»
«День … утро»; «Овца … ягненок»; «Цветок … семечко»; «Дяденька … мальчик»; «Дождь … туча»; «Окно … стекло» и т. д.
Игры на определение линии развития объекта
«Раньше – позже» (с 3-х лет)
Правила игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход игры:
Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Воспитатель: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Воспитатель: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игры на формирование умения выделять функций объекта
Что умеет делать? (игра проводится с 3-х лет)
Цель: формирование умения выявлять функции объекта, развитие речи.
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры “Да-Нет” или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Примечание: Можно предлагать различные объекты; в виде явлений и предметов живой и неживой природы, а также базисов личностной культуры. Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.
Например:
1). В: Что может мяч?
Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.
В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку ” Колобок”. Как он может помочь Колобку?.
2). Базис личностной культуры.
В: Вежливый человек – это какой и что умеет делать?
Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
В: Еще?
Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека….
Игры на выявление подсистемных связей
«Где живет?» (с3-х лет)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.
Ход игры:
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Хорошо – плохо» (с 3-х лет)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Ход игры:
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Игры на сравнение систем
«На что похоже» (с 3-х лет)
Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.
Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
Воспитатель: На что похожа колючка ежика?
Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.
Игра на классификацию объекта
«Все в мире перепуталось» (с 3-х лет).
Примечание: Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.
Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.
Правила игры со средней группой:
Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т. д.)
Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).
Ход игры:
Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит7
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?
Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».
Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?
Дети: Бобер живет и на земле и в воде.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля». Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.
Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.