Hина Церенова
Картотека игр по формированию временных представлений у детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр
по формированию временных представлений
у детей старшего возраста
Составлен
воспитателем
Цереновой Н. М.
Игра «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Ход:
Публикация «Картотека игр по формированию временных представлений у детей старшего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей : «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Игра «Что за чем?»
Цель: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Ход:
Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаё т вопрос:
- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т. д.
Игра «Когда это бывает»
Цель: Закрепить представление о временах суток.
Ход:
Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь
из детей мяч, задаё т вопрос:
- Что дети делают ночью дома?
- Что делают днём?
- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д.
Игра «Назови все части суток»
Цель: Учить различать и называть части суток.
Ход:
У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.
Игра «Назови пропущенное слово»
Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.
Ход:
Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаё т вопрос:
- Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем…
- Сегодня у нас было рисование, а вчера…
- сегодня у нас математика, а завтра….
Эту игру можно провести и на свежем воздухе.
Игра «Что наступило»
Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
Ход: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.
Игра «Разложи по порядку»
Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.
Ход:
У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затем дети меняются местами и берут другие картинки.
Игра «Что мы делаем?»
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход:
Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.
Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)
Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Ход:
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит : «Мы играли в мяч ….» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Например: «Мы пойдём гулять в лес (завтра); новогодний праздник был….(вчера); и т. д.
Игра «Дни недели по порядку».
Цель: Закреплять название дней недели.
Ход:
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
Игра «Живая неделя»
Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.
Ход: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперё д и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.
Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.
Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же.
Игра «Отгадай-ка»
Цель: Закрепить название дней недели.
Ход:
Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.
- Сколько раз в неделю готовила лисичка?
- Назови эти дни?
Игру можно проводить и на других сказках.
Игра «Назови скорей»
Цель: Закрепить умение назвать последовательно дни недели.
Ход:
Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит :
«Какой день недели сегодня?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаё т вопрос типа: «Какой день недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.
Игра «Неделька, стройся»
Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.
Ход:
На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и
кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров, т. е. подбирают карточки с кружками к цифре, выстраиваются по порядку.
Игра «Продолжай!».
Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. (с мячом)
Ход:
Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили.» «. вчера»,— заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было.» «. сегодня». «Рисовать мы будем.» «. завтра» и т. п.
Игра «Наоборот».
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход:
Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.
Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход:
Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.
Игра «Назови соседей».
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход:
Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток. Например, назови соседей утра. (У части суток утра соседи ночь и день, потому что до утра ночь, а после утра день.) И т. д.
Игра «Времена года». Игра с мячом.
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход:
Ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему.
- Какие времена года вы знаете?
- Какой вы представляете зиму?
- А что случается зимой с водой в реках, озёрах, прудах?
- Как приспосабливаются животные к зиме?
- Какое время года наступит после зимы?
- Какие признаки весны вы знаете?
- Какое время года наступит после весны?
- Какие пословицы вы знаете о лете?
Игра «Какое слово подходит?»
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход:
Педагог задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц зимы
(перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».
Дети отвечают: «Февраль».
Месяц лета … (апрель, май, март, июнь).
Месяц весны … (январь, декабрь, февраль, март).
Время года (март, апрель, вечер, зима).
Части суток… (лето, май, апрель, ночь).
Беседа с детьми.
Можно, задавая вопрос, бросать ребёнку мяч.
- Отгадайте загадку:
Пришёл на день,
А ушёл через год.
(Новый год)
- Какой последний месяц в году?
- Какой праздник в этом месяце отмечают?
- Когда приходит Новый год?
- Что будет после 1 января?
- Что будет, когда закончится январь?
- А потом?
- Сколько всего месяцев в году?
- Назовите все месяцы по порядку.
Игра «Круглый год».
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход:
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:
- Каким месяцем заканчивается год?
- Назови осенние месяцы?
- Какой месяц идёт после октября?
- В каком месяце день твоего рождения?
Игра «Исправь ошибку».
Цель: Закреплять название дней недели, частей суток, времен года и их
последовательности,
Ход:
Педагог говорит предложение, в котором допускает ошибку. Дети
исправляют.
Примерные фразы:
- Вчера мы будем рисовать сказку.
- Завтра ходили кататься с горки.
- В будущем году мы ездили отдыхать на юг.
Игра с мячом «Бывает - не бывает»
Цель: развитие вербально - логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Ход:
Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.
Игра «Повтори, не ошибись»
Цель: закреплять названия месяцев (по временам года).
Ход:
Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних) месяцев по порядку по картинкам или без них.
Игра «Сравни»
Цель: учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Ход:
Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.
Игра «Четвертый лишний
Цель: учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Ход:
Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.
Игра «В какое время года нужны эти предметы?»
Цель: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Ход:
Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и
предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему.