Татьяна Александровна Ульянова
Картотека игр по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей
▼ Скачать
Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Публикация «Картотека игр по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра «Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Педагог: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой) ;
Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем)
-Пончик намазывает (что? чем)
-Винтик грозит (кому чем)
-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
-Синеглазка стирает (кому? что? чем)
Игра «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Педагог начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
Игра «Сосчитай до пяти»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.
Лексический материал :
Один город —.
Одна улица —.
Одна страна —.
Одна река —.
Одно поле —.
Одна гора —.
Игра «Какой, какая, какие»
Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.
Ход игры: предложите ответить на вопросы.
Лексический материал :
шум города – шум (какой) – (городской);
фонарь на улице – фонарь (какой) – …;
скамейка в парке – скамейка (какая) – …;
гости города – гости (какие) – …;
знак у дороги – знак (какой) - ….
Игра «Подбери признак, действие»
Цель: развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.
Лексический материал :
Россия (какая) —. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)
Дом (какой) —.
Край (какой) – …
Город (какой) — …
Парк (какой) —.
Памятник (какой) —.
Горожане (что делают) - …
«Из чего сделано?»
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
«Чей, чья, чьё?»
Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
«Какой бывает?»
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко?», дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок?»- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
Игра «Назови ласково»
Цель: закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.
Ход: попросить назвать ласково.
Лексический материал :
город – городок
улица –
мост — …
дом — …
магазин — ….
Игра «Есть – нет»
Цель: образовывать существительные в родительном падеже.
Ход: предложить образовать слова по образцу.
Лексический материал :
город – нет города аптека — …
вокзал — … дом — …
магазин — … парк — …
улица – … житель — …
горожанин –