Ольга Оконешникова
Картотека игр по формированию грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра "Все умеем мы считать"
Цель: формирование грамматической категории множественного числа
существительных.
Ход:
Дети стоят по кругу и хором проговаривают слова:
"Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина мы огромную корзину.
В ней много разных овощей, посчитать их ты сумей".
Публикация «Картотека игр по формированию грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В центре круга с корзиной, заполненной муляжами овощей и фруктов, стоит ведущий. По окончанию чтения стихотворения ведущий дает одному из детей любой овощ или фрукт (огурец). Ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: "Один огурец" Второй ребенок передает стоящему рядом со словами: " Два огурца" (счет ведется до десяти).
2. Игра: "Назови правильно"
Цель: учить согласовывать местоимения с существительными и прилагательными по смыслу.
Ход: Дети выбирают по желанию овощ или фрукт и встают по одной полосе. Первый ребенок говорит: "Это мое яблоко" и делает шаг вперед. Следующий говорит: "Это мой огурец" и тоже делает шаг вперед. Когда все дети правильно назвали местоимение с существительным, воспитатель возвращается к первому ребенку и задает вопрос: "Яблоко какое? Огурец какой? Клубника какая? " (при правильном ответе - ребенок делает шаг вперед).
Выигрывает тот, кто больше назвал слов, отметив цвет, форму, величину, вкус и ушел вперед дальше всех.
3. Игра: " В гостях у зайца"
Цель: учить образовывать 1. существительные винительного падежа с уменьшительно-ласкательными суффиксами, 2. относительные имена прилагательные от имен существительных. Ход:
На столе лежат овощи и фрукты больших и маленьких размеров. В другой части комнаты сидит игрушка - зайчик.
Педагог: «Зайчик пригласил нас в гости. Выберите ему подарок.»
Дети отдают подарок со словами: "Я принес тебе в подарок большую морковь и маленькую морковочку. " (большое яблоко и маленькое яблочко, большой огурец и маленький огурчик).
Педагог говорит от имени зайчика: "Спасибо, ребята за подарки. Сейчас я вас буду угощать. Я сварю суп из картофеля.
Суп какой? (картофельный)
Сварю варенье из вишен. Варенье какое? (вишневое).
Сварю компот из груш. Компот какой? (грушевый)."
Педагог: "Ребята, чем вас угощал зайчик? " (дети повторяют блюда и благодарят зайчика).
4. Игра: "Спорщики"
Цель: учить составлять предложения с союзом " А ", активизировать в речи слова -
определения.
Ход:
Выкладываем картинки овощей и фруктов.
Педагог показывает картинку яблока и предлагает послушать как спорят два друга:"Я сладкое яблоко "подкладывает картинку лимона :" А я кислый лимон " и предлагает детям по очереди выбирать спорщиков.
Я оранжевый апельсин, а я красное яблоко,
Я помидор-овощ, а я груша - фрукт,
Я морковь овальная, а я помидор круглый.
Педагог: "Долго спорили овощи и фрукты. Дети, давайте их помирим и скажем, что все они нам нужны, важны и полезны».
5. Игра: "Веселая пчелка"
Цель: учить различать слова с общей корневой частью, правильно проговаривать
окончания, развивать связную речь.
Ход:
На столе разложено много овощей и фруктов. Педагог показывает детям игрушку -пчелку и предлагает поиграть с ней в прятки.
- Скажите, куда спряталась пчелка? (Переставляет пчелку так, чтобы можно было сказать:" Пчелка на яблоке, над огурцом, за помидором, между сливой и луком».)
6. Игра: "Художник ошибся"
Цель: закреплять знания о местах произростания (сад, огород, дерево, грядка, куст, в
почве).
Ход:
Предлагаем детям таблички-путаницы и просим рассказать, чего не бывает в природе (на дереве растет морковь, груша - на грядке. А как правильно? Помогите художнику.
7. Игра «Назови ласково»
Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.
Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова, его детеныша (теленок, показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.
8. Игра «Почини сломанные игрушки»
Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.
Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.
Ход игры:
Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?
Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.
9. Игра «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит)
10. Игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…