Нартикоева Марина Руслановна
Картотека игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Укрась бабочку"
Цели:
Научить детей группировать предметы по цвету. Закрепить знания о геометрической фигуре круга, о понятии много - один, большой - маленький. Развивайте мелкую моторику.
Материалы:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, кружочки разных размеров и цветов.
Ход игры:
Учительница показывает бабочек детям и говорит, что они пришли к ним в гости. Он говорит, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылья. Учитель предлагает помочь бабочкам. Сначала он просит каждого ребенка выбрать кружки одного цвета из четырех предложенных. При этом он предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки того цвета, который ему нравится. После того, как все дети выбрали, учитель дает им силуэты бабочек и предлагает их украсить.
Публикация «Картотека игр на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
В конце игры учитель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и сделали их еще красивее.
"Почини одежду кроликов"
Цели:
Учите детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закрепить умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивайте мелкую моторику рук, цветовосприятие, внимание.
Материалы:
Силуэты одежды, геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется заяц с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь, зайчик?
Кролик: Я купил подарки для своих кроликов – шорты и юбки. И пока я шел по лесу, я задел куст – они сломались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайка, мы тебе поможем. Дети, давайте соберем заплатки и залатаем дыры. На что похожи дырки на юбках и шортах?
Дети: на треугольнике, квадрате и круге.
Воспитатель: Правильно.
Заяц кладет шорты и юбки на "пни" (столы, на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает каждого ребенка, какого цвета нашивку он надел и какой геометрической формы она выглядит.
Заяц: Большое вам спасибо, дети!
"Спрячь мышь".
Цели:
Продолжайте знакомить детей с шестью основными цветами, учите их различать их. Развивайте быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрация: кусочки бумаги шести цветов (20 – 15, посередине белый квадрат (8-8, на котором нарисована мышь (мышиный домик, квадраты тех же шести цветов - двери (10х10, большая картонная игрушечная кошка, мягкая мышь.
Раздаточный материал: такой меньший материал - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какой у нас сегодня маленький гость. Кто это, верно, мышь. Какая она маленькая, пушистая, серая. Погладь ее. Дети по очереди гладят мышку.
- Ты знаешь, где живет мышь? В норе. От кого прячется мышь? От кошки. Посмотри, есть ли где-нибудь кошка, иначе наша мышка испугается. Поможем ли мы мышам спрятаться в норке? Сейчас мы с вами поиграем в игру "Спрячь мышку".
Сначала мы научимся играть в нее вместе. У меня есть Мышиные домики. Я размещаю три дома на демонстрационной доске, а затем помещаю шесть квадратов шести цветов. Вы видите в окне, как мыши выглядывают наружу.
Чтобы спрятать мышь, нужно закрыть окно дверью - квадратом того же цвета, что и дом, иначе кошка придет и увидит, где находится окно, откроет его и съест мышь.
Я по очереди звоню трем детям и предлагаю им закрыть по очереди три окна, я выясняю, все ли окна хорошо закрыты.
Если кто-то допустил ошибку, я звоню ребенку, чтобы он ее исправил. Я достаю спрятанную ранее кошку, которая идет "ловить мышей".
"Я собираюсь поискать, где здесь живет мышь. Дети, вы не видели мышь?" Кошка уходит, не найдя мыши. Детям дают один лист бумаги – "мышиный домик" (я даю листья разных цветов тем, кто сидит рядом со мной) и шесть квадратов всех цветов. "А теперь ты прячешь своих мышей, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелках, квадрат того же цвета, что и дом вашей мыши. "
Когда все дети выполнили задание, кошка снова "выходит на охоту". Я крадучись иду с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого плохо спрятана мышь. В то же время я даю возможность ошибающимся детям. Исправьте ситуацию до того, как кошка приблизится к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листок бумаги с мышью.
Сегодня все играли хорошо, все спрятали мышей, только некоторые ребята допустили ошибку (я точно указываю, какие ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышей. Игры с прищепками.
Цели:
Основной целью дидактических игр с прищепками является развитие мелкой моторики рук у маленьких детей.
Также эти игры направлены на формирование умения сравнивать и комбинировать предметы по цвету.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию чувств собственных движений и формированию положительного отношения к совместной работе со взрослым. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры:
Взрослый: Отгадай загадку.
Плавание под мостом
И виляю хвостом.
Дети: Это рыба. Взрослый: (показывает картинку с рыбой). Правильно, это рыба. Посмотри на картинку и покажи мне, где у рыбы глаз?
Дети показывают глаз
Взрослый: Где ее рот?
Дети показывают рот рыбы на рисунке.
Взрослый: А где ее хвост и плавники?
Дети показывают хвост и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами приготовим рыбу.
Детям нужно выбрать прищепки соответствующего цвета и добавить хвост и плавники к каждой рыбе.
Взрослый: Угадай, кто это:
На спине есть иглы, длинные, острые.
И он свернется в клубок — ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с ежом). Правильно, это ежик. Покажи мне, где у него глаза, нос, уши?
Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но иголок нет. Дети прикрепляют прищепки к спине ежа.
Взрослый: (гладит ежика по его новым иголкам). О! Каким колючим стал ежик!
А вот и новая загадка.
Острый, зеленый был срублен топором.
К нам в дом привезли красивую, зеленую.
Дети. Это рождественская елка.
Взрослый: Да, это рождественская елка, но она плачет. Она потеряла все свои иглы. Не плачь, не плачь, елочка! Мы поможем тебе.
Взрослый раздает детям треугольники, вырезанные из зеленого картона. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.
Очистка
Цели:
Научитесь группировать объекты по цвету.
Для установления идентичности и цветовых различий однородных объектов.
Научитесь понимать слова "цвет", "такой", "не такой", "другой".
Ход урока:
Воспитатель: Вы хотите пойти прогуляться? Мы идем гулять под музыку. Мы выходим "на поляну". О, где мы находимся?
И как вы догадались? Правильно.
В лесу растут трава, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
А теперь я дам каждому из вас по картонной игрушке-бабочке. Играет музыка. Дети, давайте "полетаем” с вашими бабочками. А теперь бабочки устали. Давайте посадим бабочек на наши дома. Будь осторожен! Каждая бабочка должна сидеть на своем собственном домике. Посаженный.
Игра помогает выучить или закрепить изученные цвета в игровой форме.
Вы можете повторить это с листьями разных цветов.
Игра в шнуровку.
Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, отточенность движений пальцев, концентрацию внимания, способствует развитию точности зрения, координации и последовательности действий.
Это хорошая подготовка руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
В этой игре также не забыто развитие воображения : "вышивание" условных контуров в ассоциации с реальными объектами является основой для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сущности объекта".
Я развиваю ловкость рук
Я играю со шнурком для обуви.
Я тренирую логику
И мелкая моторика!
Дидактические игры по методике М. Монтессори
"Светофор", "Медведь".
Цель: Побудить ребенка к самостоятельной деятельности; сформировать цветовое представление, развить навык завинчивания крышек.
Развивайте мелкую моторику рук, сенсорные навыки, связную речь.
Обогащайте словарный запас.
Вы можете использовать следующие упражнения с пробками - дети отвинчивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для фиксации цвета к горловинам прикручиваются разноцветные заглушки, соответствующие по цвету.
Сопоставьте чашки с блюдцами.
Цели:
Учите детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивайте мелкую моторику, внимание.
Материалы:
Набор холстов, блюдец и чашек разных цветов.
Ход игры:
Сначала в магазин принесли блюдца. Продавцы раскладывают их по полкам. Они ставят эти блюдца на верхнюю полку (показывает)
Какие именно? (Ответы детей).
На дне – вот эти. Какого они цвета? (Ответы детей). Блюдца на верхней полке и на нижней одного цвета? (Ответы детей).
Затем прибыли чашки. Давайте поможем продавцам найти правильные чашки для блюдец. Они должны быть того же цвета, что и блюдца.
Учитель ставит на стол картонные плоские стаканчики. Он велит ребенку подносить чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребенка, который, внимательно посмотрев на блюдца, выбирает все необходимые чашки. Он спрашивает, какого они цвета.
Бисер
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы: пуговицы разных размеров и цветов; бусины разных форм, размеров, материалов; проволока, леска, тонкая нить.
Ход: Ведущий предлагает ребенку сделать бусы. Вы можете предложить изготовить бусины по образцу, а также выбрать пуговицы по форме и цвету. Возможно, ребенок сам сможет предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребенок начинает создавать бусы.
Заплетите косичку
Цель:
развивать умение заплетать косичку в три пряди, укреплять и развивать мелкую моторику пальцев, воспитывать усидчивость и терпение в работе.
Движение:
Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие заплетенные косички) к подставке или к столу так, чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние оставались свободными. Вместе с ребенком рассмотрите косички куклы или одного из детей, покажите, как можно сплести такие же косички из закрепленных "прядей". Затем предложите ребенку попробовать самостоятельно сплести косичку.
"Расставь кусочки по местам!"
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими фигурами - квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Научитесь подбирать необходимые формы различными методами.
Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка представляет собой вставку Монтессори.
Движение:
Достаньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: "Вот забавные разноцветные фигурки. Это круг, он вращается – вот так! А это квадрат. Его можно доставить. И теперь фигуры прыгают (танцуют)". Затем предложите детям расставить фигурки "по кроватям" : "Наступил вечер. Пришло время фигурам отдохнуть. Давайте уложим их спать в их кроватках".
Раздайте детям по одной фигурке и попросите их по очереди найти место для каждой из них. Когда дети разложат фигурки, подведите итог игры: "Теперь все фигурки нашли свои кровати и отдыхают". Затем покажите и назовите все цифры еще раз, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять много раз, каждый раз меняя ее сюжет.
"Найдите окно для фигуры"
Цель:
Научите детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Ход: В
игру играют с участием 3-4 детей. Учитель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздает детям карточки с рельефными отделениями. Учитель предлагает рассмотреть карточки и обвести контуры окон пальцами.
- Какая фигура подходит для вашего окна?
Если ребенок выберет неправильную форму, дайте возможность убедиться, что она ему не подходит, и предложите выбрать следующую. Когда ребенок найдет подходящее, вы должны похвалить его, продемонстрировать другим игрокам, что окно закрылось, и предложить ему несколько раз самостоятельно открыть и закрыть окно. Затем следующий ребенок берет фигурку для своего окна.