Получи документы

Картотека игр логопеда, дефектолога

Наталья Линькова
Картотека игр логопеда, дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека игр дефектолога

Катротека игр собрана с целью помочь заинтересованным специалистам разобраться, нет ли отклонений в речевом и психическом развитии малыша, правильно ли развивается речь ребёнка и психические процессы. Просто общаясь и играя с ребёнком, при проведении обследования можно определить его отставание в речевом и психическом развитии уже в раннем возрасте или, напротив, убедиться, что малыш развивается совершенно нормально или даже с опережением нормы. Ведь чем раньше удастся выявить отклонения развития ребёнка от нормы, тем легче будет избежать более серьёзных проблем в будущем.

Публикация «Картотека игр логопеда, дефектолога» размещена в разделах

Задание №1.

1. Задания на развитие восприятия.

1.1. Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей не-сколько, то всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

1.2. Игра «найди игрушку»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4—5-летнего возраста.

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

1.3. Упражнение «Наложенные изображения». Для младших школьников

Ученику предъявляют 3—5 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

• Ученику нужно назвать, какие буквы спрятаны на картинке

1.4. Упражнение «Спрятанные изображения»

Ученику предлагается на картинке отыскать всех животных, которые спрятались

2. Задания на развитие воображения.

2.1. Упражнение "Выполни рисунок" для детей (5-7 лет)

- Детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. - и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

- Даны графические изображения 2-4 данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы.

- Двоим детям предлагается выполнить рисунок в две руки. Первый ребенок делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т. д. до законченного рисунка.

2.2. Упражнение "Волшебники" (рисование эмоций, чувств)

Детям предлагали две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей нарисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».

Учитель просит нарисовать настроение на заготовленных шаблонах "мордочек". Под каждым овалом написана эмоция.

Ученику предлагается дорисовать к каждой пиктограмме туловище, раскрасить одежду человечка карандашами, цвет которых (по мнению ребенка) подходит к эмоциональному состоянию данной пиктограммы.

2.3. Упражнение "Сложи картинку" (для детей 5-7 лет)

Учитель предлагает детям сложить из имеющихся геометрических фигур красивые (или необычные) картины.

Учитель предлагает детям сложить из счетных палочек (спичек, зубочисток) необычные (или реалистические) картины.

2.4. Упражнение «Сочиняем сказку»

-Учитель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

- Учитель предлагает детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

- Учитель предлагает в определённой сказке изменить либо героя, либо сказочный предмет, заклинание и т. д. Например:

Сказка “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка “Иван Царевич и Серый волк” - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.

3. Задания на развитие памяти.

3.1. Упражнение «Запомни пары слов»

- Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ученику необходимо прочитать эти пары слов и запомнить. Затем учитель читает первое слово, а ученик называет второе. Можно записать.

Например:

Яблоко-сад

Курица-цыпленок

Книга-читать

Пылесос-уборка

Корова-молоко и др.

- Ученику требуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом, т. е. не связанных между собой естественными ассоциациями. Пусть, например, даны слова "волосы" и "вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, или волосы, которые моют?

Примерные пары для тренировки:

Горшок - коридор Солнце - палец

Ковер - кофе Двор - ножницы

Кольцо - лампа Котлета - песок

Ноготь - книга Обезьяна - пальто

Жук - кресло Зубной врач - туалет

Сначала пускай дети потренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработают самостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждой пары - они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание на полученный результат.

3.2. Упражнение «Запомни и нарисуй»

- Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагаются какие-либо символы или геометрические фигуры. Например:

- Затем их закрывают, и ребенок рисует то, что запомнил. В конце можно сравнить полученные результаты.

- Ученику для запоминания на 15-20 сек. предлагается лист с написанными буквами (от 3 до 7). Например:

- Затем учитель закрывает буквы, ученик по памяти записывает их на своем листике.

3.3. Упражнение «Что изменилось»

- Перед учеником выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться и убирают 1-2 картинки (предмета). Ученик должен назвать, что изменилось.

- Перед учеником выкладывают 7-10 картинок или предметов, дают время на запоминание, затем ученика просят отвернуться, меняют местами 2-3 картинки (предмета). Ученик должен назвать, что изменилось

4. Задания на развития мышления.

4.1. Упражнение «Исключение лишнего»

- Учитель предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. Ученик, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Варианты слов:

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

- Учитель предлагает ряд слов, объединённых не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак.

Варианты слов:

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

4.2. Упражнение «Сложение и вычитание»

- Учитель предлагает увлекательные примеры на сложение и вычитание, в которых используются не привычные для ученика числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки.

Образец решения такого примера на сложение:

Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

Решение: бу + тон = бутон

Образец решения такого примера на вычитание:

Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

Варианты заданий на сложение:

б + пища = несчастье

к + насекомое = прическа у девочки

у + ненастье с дождем = опасность

у + загородный дом = успех

о + противник = длинная яма

у + ребенок-девочка = снасть рыболова

о + орудие = край леса

с + шерсть зверей = раздается во время веселья

у + единица = делают больному

м + суп из рыбы = насекомое

у + мяч в воротах = в треугольнике

за + загородный дом = требует решения

ка + награда = прихоть

о + населенный пункт = участок земли

ав + помидор = оружие

ба + оттенок = белый хлеб

об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге

ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами

ко + играет актер = монарх

по + несчастье = успех в битве

при + сосновый лес = аппарат

при + битва = волны у берега

Ответы: беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.

Варианты заданий на вычитание:

сосуд - а = там хранят деньги

нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос

нижнее белье - ы = всего боится

помидор - ат = отдельная книга

мелководное место в реке - ь = им пишут на доске

сильный страх - большой мастер = змея

птица - местоимение = преступник

воинская часть - к = по нему ходим дома

волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес

птица - ока = мусор

цветок - с = игра

фантазия - та = оружие рыцаря

в нем можно варить - ёл = домашнее животное

на шее зимой - ф = геометрическая фигура

молодое растение - ок = высота человека

в них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеи

вид спорта - с = у тела правый и левый

Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.

4.3. Упражнение "Классификация"

- Ученику предлагается разделите данные слова на группы по количеству слогов : пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

- Ученику нужно вписать данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Обувь Игрушки Школьные вещи

- Ученику нужно определить, в какой строке таблицы числа распределены на группы правильно.

4.4. Упражнение "Ребусы"

Ученику предлагается расшифровать ребусы с буквами:

Ученику предлагается расшифровать ребусы с числами:

Ученику предлагается расшифровать ребусы с картинками :

Ученику предлагается расшифровать ребусы-пословицы:

Старый друг лучше новых двух.

Делу время, а потехе час.

Поспешишь - людей насмешишь.

По поступкам узнают человека.

4.5. Упражнение «Закономерности»

Ученику нужно найти закономерность и дорисовать недостающие предметы:

5. Задания на развитие речи.

5.1 Упражнения «Слова – приятели, слова – неприятели:

«Слова- приятели» (упражнения на синонимы) :

- Как ты можно по – другому сказать о печальном человеке? (грустный). «Ценный – это какой, Жестокий – это какой»

- Каким словом можно заменить слова: конь, врач, чашка, пища и т. д.

- какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?

Грустный, печальный, унылый, глубокий?

Храбрый, звонкий, смелый, отважный?

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий?

Крепкий, далекий, прочный, надежный?

«Слова – неприятели (упражнение на антонимы)

- Скажи наоборот:

- холодный, чистый, твердый, толстый; тупой, мокрый, старший, светлый; просторный, враг, верх, проиграть; поднять, день, утро, весна; зима, завтра, рано, близко

- низко, редко, медленно, радостно; темно, сел, взял, нашел; забыл, уронил, насорил, выпрямил.

5.2. Упражнение «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки)

- "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т. д.).

- "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т. д.).

- "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д.).

5.3. Упражнение «Хлоп-хлоп» (обучение звуковому анализу слова).

- "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т. д., сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

- Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.

- "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза». Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

-- Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т. д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

5.4. Развитие грамматических навыков

Упражнения, направленные на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

- Составление предложение по разным моделям. «Кто? Что? Где?»

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, - Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)

- Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

- Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

- Упражнение "Закончи предложение".

Дети ели ка.. На столе лежат бумага и кра.. В лесу растут гри.. В саду растут цве.. У нас есть петух и.. Зимой бывает хо.

- Упражнение "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?" Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

- Упражнение "Составь фразу" (образование предложений из слов)

Задание:"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".

Упражнение «Сложение и вычитание»

- Педагог предлагает увлекательные примеры на сложение и вычитание, в которых используются не привычные для ученика числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки.

Образец решения такого примера на сложение:

Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

Решение: бу + тон = бутон

Образец решения такого примера на вычитание:

Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

Варианты заданий на сложение:

1. б + пища = несчастье

2. к + насекомое = прическа у девочки

3. у + ненастье с дождем = опасность

4. у + загородный дом = успех

5. о + противник = длинная яма

6. у + ребенок-девочка = снасть рыболова

7. о + орудие = край леса

8. с + шерсть зверей = раздается во время веселья

9. у + единица = делают больному

10. м + суп из рыбы = насекомое

11. у + мяч в воротах = в треугольнике

12. за + загородный дом = требует решения

13. ка + награда = прихоть

14. о + населенный пункт = участок земли

15. ав + помидор = оружие

16. ба + оттенок = белый хлеб

17. об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге

18. ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами

19. ко + играет актер = монарх

20. по + несчастье = успех в битве

21. при + сосновый лес = аппарат

22. при + битва = волны у берега

Варианты заданий на вычитание:

1. сосуд - а = там хранят деньги

2. нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос

3. нижнее белье - ы = всего боится

4. помидор - ат = отдельная книга

5. мелководное место в реке - ь = им пишут на доске

6. сильный страх - большой мастер = змея

7. птица - местоимение = преступник

8. воинская часть - к = по нему ходим дома

9. волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес

10. птица - ока = мусор

11. цветок - с = игра

12. фантазия - та = оружие рыцаря

13. в нем можно варить - ёл = домашнее животное

14. на шее зимой - ф = геометрическая фигура

15. молодое растение - ок = высота человека

Ответы заданий на сложение :

1. беда,

2. коса,

3. угроза,

4. удача,

5. овраг,

6. удочка,

7. опушка,

8. смех,

9. укол,

10. муха,

11. угол,

12. задача,

13. каприз,

14. огород,

15. автомат,

16. батон,

17. обложка

18. кулак,

19. король,

20. победа,

21. прибор,

22. прибой.

Ответы заданий на вычитание :

1. банк,

2. бас,

3. трус,

4. том,

5. мел,

6. уж,

7. вор,

8. пол,

9. бор,

10. сор,

11. лото,

12. меч,

13. кот,

14. шар,

15. рост.

Ответы заданий на сложение :

23. беда,

24. коса,

25. угроза,

26. удача,

27. овраг,

28. удочка,

29. опушка,

30. смех,

31. укол,

32. муха,

33. угол,

34. задача,

35. каприз,

36. огород,

37. автомат,

38. батон,

39. обложка

40. кулак,

41. король,

42. победа,

43. прибор,

44. прибой.

Ответы заданий на вычитание :

16. банк,

17. бас,

18. трус,

19. том,

20. мел,

21. уж,

22. вор,

23. пол,

24. бор,

25. сор,

26. лото,

27. меч,

28. кот,

29. шар,

30. рост.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли»Дидактическое пособие учителя-дефектолога «Цветные кастрюли» Дидактическое пособие для детей «Цветные кастрюли» Автор пособия: Конькова Анна Вячеславовна, учитель-дефектолог, МКДОУ д/с № 10 г. Еманжелинска.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога»Фотоотчет «Мой помощник — кабинет. Оснащение кабинета учителя-дефектолога» Все хозяйки знают: покупать надо то, из чего можно приготовить. Тогда будет много, вкусно, разнообразно и полезно. Тот же принцип действует.

Нейроигры в работе учителя-дефектолога. Обзор нейроигр (старший дошкольный возраст)Нейроигры в работе учителя-дефектолога. Обзор нейроигр (старший дошкольный возраст) В детском саду №3 города Лебедянь учителем-дефектологом Шовкуновой А. Р. активно используются в своей работе нейроигры, в рамках работы.

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Чаепитие с куклой Катей» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Чаепитие с куклой Катей» с использованием кинетического песка НОД учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет «Чаепитие с куклой Катей» с использованием кинетического песка. Задачи: коррекционно–образовательные:.

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: • упражнять в счете до 5-ти, выстраивать ряд по убыванию, • закреплять умение действовать со сборно-разборной.

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Собираем урожай» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Собираем урожай» с использованием кинетического песка НОД учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет «Собираем урожай»с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: •.

Предметно-развивающая среда кабинета учителя-дефектолога детского садаПредметно-развивающая среда кабинета учителя-дефектолога детского сада В нашем детском саду я работаю учителем-дефектологом, а именно тифлопедагогом. Многие родители и педагоги путают мои функциональные обязанности.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр логопеда, дефектолога
Опубликовано: 22 декабря 2023 в 10:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр логопеда, дефектолога» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Линькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД