Богославец Светлана
Картотека игр «Кольца Луллия» — метод технологии ТРИЗ
Обоснование актуальности темы
Группу, в которой я работаю, посещают дети с тяжелыми нарушениями речи и дети с нормативной линией развития. У воспитанников с тяжелыми нарушениями речи часто наблюдаются психогенные реакции на свой дефект: повышенная агрессивность, возбудимость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети теряют интерес к обучению, инициативу и любознательность, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины. Кроме того, имеют ослабленное физическое здоровье, чаще подвержены различным простудным заболеваниям. У детей зачастую развиваются отрицательные черты характера: застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувства неполноценности. Всё это приводит к тому, что воспитанники с большим трудом адаптируются к школе и к окружающей их социальной действительности. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. ТРИЗ позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Чтобы стимулировать творческую активность детей и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ).
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются : формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Достижению этих целей способствует решение следующих задач:
Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления. Придание занятиям комплексного характера.
Воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность.
Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа :
1. Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам.
2. Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия.
3. Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:
1. Сообщение необходимых знаний.
2. Формирование умений на репродуктивном уровне:
– демонстрация деятельности в целом и по элементам;
– организация отработки умений в упрощенных условиях;
– организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом.
3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе:
– организация проблемных ситуаций – решение конкретных задач;
– обязательный анализ своей деятельности
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №110
Выполнила: Богославец С. А.
Новосибирск 2024
Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную и речевую активность. Учить находить взрослому животному и птице детёныша, развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге, узнаёт детёныша и называет его, Определяет, к каким животным или птицам относятся: к домашним или диким. Затем вращает нижний круг с картинками животных. Находит маму животного, останавливает круг, правильно называет маму и детёныша. (2 круга)
Например: на верхнем круге нарисован поросенок, давайте на нижнем круге найдём маму поросенка.
Дидактическая игра "Кто что ест и где живет?"
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную и речевую активность. Познакомить с образом жизни животных, их питанием; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду, и найти где обитает.
Например: На верхнем круге нарисован орех, на среднем лес, давайте на нижнем круге найдём животного, который любит кушать орехи. (3 круга)
Дидактическая игра "Дерево, листья и плоды»
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную и речевую активность. Познакомить с изображением деревьев, листьев, плодов; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с деревом, которому подходят изображения листьев и плодов.
Например: На верхнем круге нарисован банан, на среднем листья пальмы, давайте на нижнем круге найдем дерево, которому соответствуют плоды и листья. (3 круга)
Дидактическая игра «Придумай фантастическую историю или сказку».
Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей.
Ход игры: в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
Дидактическая игра "Кто где живёт?"
Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук. Развитие познавательной и речевой активности.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилище.
Дидактическая игра "Кто что ест?"
Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук. Развитие познавательной и речевой активности.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.
Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.
Дидактическая игра "Цветные картинки"
Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч
Дидактическая игра "На что похоже"
Задачи: закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.
Например, круглый колобок, треугольная пирамидка.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности
Ход игры: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.
Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.
Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой?
Дидактическая игра «Найди чья тень»
Цели: учить находить заданные силуэты. Развитие приемов зрительного наложения, внимания, памяти, логического мышления.
Ход игры: дети рассматривают картинки с силуэтами животных на первом круге. Затем с помощью зрительного наложения дети должны найти, среди имеющихся у них карточек на втором круге, нужный силуэт.
Карточки со словами для игры:
1 круг: животные
2 круг: силуэты животных
Дидактическая игра «Скажи эмоционально»
Цель: учить детей произносить слова с разной интонацией: удивлённо, радостно, печально, гневно, испуганно, задумчиво. Развитие внимания и памяти.
Ход игры: дети вращают первый круг Луллия на котором изображены картинки с эмоциональными состояниями. Затем вращают второй круг Луллия и с помощью выпавших картинок дети должны эмоционально, с разной интонацией произнести слова.
Дидактическая игра "С какого дерева листок?"
Задачи: Умение различать и называть листья знакомых деревьев.
Ход игры:
предложить ребёнку рассмотреть деревья и, подобрать листочки к деревьям соответствующего внешнего вида.
Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти.
Ход игры: Педагог даёт детям круги Лулия на котором располагаются картинки животных и их хвосты. Дети должны назвать животное и подобратьхвост для каждого.
Попросить детей назвать, чей хвостик, найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
Карточки со словами для игры:
1 круг: животные
2 круг: хвосты животных
Дидактическая игра "Музыкальные профессии"
Развивающая логическая игра для детей дошкольного возраста круги Луллия "Музыкальные профессии" направлена на закрепление знаний о профессиях музыканта, музыкальных инструментах, расширение кругозора и словарного запаса по данной теме. Занятия с данным пособием развивают внимание, образное и логическое мышление, смысловую память.
Ход игры: педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов, изображенных на секторах большого и малого круга. Затем устанавливает сектор указателя напротив любой картинки большого круга и называет слово, например: дирижерская палочка, микрофон, пианино, саксофон и т. д.
Музыкальный руководитель задает вопрос: "Кому принадлежит данный предмет?". Поворачивая маленький круг с изображением профессий музыканта, ребенок совмещает сектор, который соответствует данному предмету или музыкальному инструменту по его характерным признакам и называет профессию музыканта. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не подберет все парные картинки.
Дидактическая игра "Узнай животное и подбери картинку"
Цель игры: обогатить знания детей о домашних животных. Дать детям представление о роли животных в жизни человека, о том, какую пользу они приносят.
Ход игры:
Сначала ребёнок рассматривает изображение на нижнем большом круге, узнаёт животное и называет его. Затем вращает сектор указателя и устанавливает его напротив этой картинки. Путём вращения верхнего маленького круга, подбирает предмет или продукт, который производит это животное.
Например, на нижнем круге изображена корова. Воспитатель предлагает найти на верхнем круге то, что это животное дает человеку. Корова дает молоко и мясо. А какую пользу приносят эти продукты человеку? (Ответ) После того, как ребенок справился с этим заданием, можно переходить к следующему сектору.
Варианты ответа:
Курица- яйцо, мясо, перо
Корова- молоко, мясо
Свинья- мясо, сало
Коза- пух, молоко
Кролик- пух, мясо
Лошадь- кожа, мясо
Овца- шерсть, мясо, молоко
Пчелы- мёд
Дидактическая игра «Составь предложения»
В игре используется 2 круга (большой и малый, по 4 картинки на каждом круге.
Цель. Формировать навыки составления предложения, согласования слов в предложении. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
- Ребёнку предлагается раскрутить малый круг колец Луллия. Выпавшие случайно друг против друга картинки рассмотреть и составить предложения.
- Ты составил предложение. А теперь скажи, так бывает или не бывает?
- Самостоятельно соотносить картинки на кругах, составлять предложения.
Материалы для игры.
1. Слова-картинки малого круга: лиса, сумка, тигр, гном.
Слова-картинки большого круга: пальма, шарф, ёлка, грузовик.
2. Слова-картинки малого круга: лев, волк, лиса, удав.
Слова-картинки большого круга: цветы, пароход, Колобок, клоун.
3. Слова-картинки малого круга: медведь, уж, ёж, лошадь.
Слова-картинки большого круга: ежата, медвежата, ужата, жеребёнок.
4. Слова-картинки малого круга: черепаха, лягушка, кукушка, мышь.
Слова-картинки большого круга: мышата, кукушонок, черепашата, лягушата.
5. Слова-картинки малого круга: шкатулка, шмель, школьник, шлем.
Слова-картинки большого круга: швея, швейная машинка, школа, шкаф.
6. Слова-картинки малого круга: жук, мяч, кошка, шар.
Слова-картинки большого круга: лес, дом, кит, пчела.
7. Слова-картинки малого круга: окно, телефон, белка, крот.
Слова-картинки большого круга: лист, ананас, дом, гриб.
8. Слова-картинки малого круга: ракета, замок, шалаш, лимон.
Слова-картинки большого круга: робот, чайник, книга, ящик.
9. Слова-картинки малого круга: дятел, цветок, мальчик, Колобок.
Слова-картинки большого круга: мухомор, эскалатор, дерево, дом.
10. Слова-картинки малого круга: юбка, дудка, конфета, книга.
Слова-картинки большого круга: репа, дети, собака, девочка.
Дидактическая игра «Соедини слова, начинающиеся на одинаковый звук»
В игре используется 2 круга (большой и малый). По 4 картинки на каждом круге.
Цель. Учить выделять первый звук в слове. Развивать фонематический слух, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
- Ребёнку предлагается рассмотреть любую картинку, произнести слово, «растягивая» звуки. Выделить в слове первый звук.
- Рассмотреть другие картинки, произнести слова, «растягивая» звуки. Найти из четырёх слов пару для первого слова.
- Самостоятельно соединить картинки. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
1. Слова-картинки малого круга: утка, лампа, кот, аист.
Слова-картинки большого круга: арбуз, удочка, лыжи, карандаш.
2. Слова-картинки малого круга: бабочки, ананас, мяч, обруч.
Слова-картинки большого круга: арбуз, бусы, мишка, облако.
3. Слова-картинки малого круга: крокодил, гриб, самолёт, жёлудь.
Слова-картинки большого круга: гармонь, кораблик, жираф, стол.
Дидактическая игра «Соедини слово со звуковой схемой»
(определение месте звука в слове: начало, середина, конец слова;определение последовательности звуков в слове)
В игре используется 2 круга (большой и малый). На малом круге расположены схемы слов, на большом круге - картинки.
Цель. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова); последовательность звуков в слове. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
Первый вариант. Определение места звука в слове.
- Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, «растягивая» звуки. Определить где в этих словах находится определённый (заданный педагогом) звук.
- Рассмотреть схемы слов (малый круг). Найди, где на схеме показано, что звук живёт в начале слова, в середине, в конце.
- Самостоятельно соединить картинку и схему. Объяснить выбор.
Второй вариант. Определение последовательности звуков в слове.
- Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, «растягивая» звуки. Определить последовательность звуков в слове.
- Рассмотреть схемы слов (малый круг). Найди, какая схема подходит к слову.
- Самостоятельно соединить картинку и схему. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
Для первого варианта
1. Звук [ С ]. Слова: автобус, солнце, капуста, бусы.
2. Звук [ Ж ]. Слова: жук, жёлуди, ножницы, мороженое.
Для второго варианта
1. Малый круг: звуковые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: жук, оса, комар, паук, пчела, муха.
2. Малый круг: звуковые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: плащ, шарф, халат, петух, баран, гусь.
3. Малый круг: звуковые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: курица, коза, корова, лошадь, кошка, собака.
4. Малый круг: звуковые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: шорты, таракан, кролик, бабочка, рыба, гранат.
5. Малый круг: звуковые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: жук, оса, комар, паук, пчела, му
Дидактическая игра «Соедини слово со слоговой схемой»
(определение количества слогов, ударения в слове)
В игре используется 2 круга (большой и малый). На малом круге расположены схемы слов, на большом круге - картинки.
Цель. Формировать навыки слогового анализа. Развивать умение выделять ударение в слове, группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
- Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, «хлопая» слова по слогам. Определить количество слогов. Выделить в словах ударение.
- Рассмотреть схемы слов (малый круг).
- Самостоятельно соединить картинку и схему. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
1. Малый круг: слоговые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: пружина, карандаш, лягушка, мишка.
2. Малый круг: слоговые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: машина, глобус, шапка, шоколад.
3. Малый круг: слоговые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: ёж, журнал, туча, крыжовник.
4. Малый круг: слоговые схемы слов.
Слова-картинки большого круга: санки, собака, носки, абрикосы.
Дидактическая игра «Выдели первый звук»
(выделение первого звука в слове)
В игре используется 2 круга (большой и малый, по 6 секторов. На малом круге расположены буквы, которыми можно записать первый звук в слове, на большом круге - картинки.
Цель. Формировать умение выделять первый звук в слове и соотносить его с буквой. Развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
- Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, выделяя первый звук.
- Рассмотреть буквы (малый круг).
- Самостоятельно соединить картинку и букву. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
1. Малый круг: буквы П, В, Д, Г, Х, К.
Слова-картинки большого круга: персик, велосипед, дыня, грузовик, хлеб, кефир.
2. Малый круг: буквы В, Х, П, Л, С, Т.
Слова-картинки большого круга: врач, художник, пожарный, свинья, трактор, лебедь.
3. Малый круг: буквы А, О, У, А, А, У.
Слова-картинки большого круга: арбуз, учитель, ананас, ослик, абрикос, утка.
4. Малый круг: А, П, К, С, К, У.
Слова-картинки большого круга: кабан, сок, пирог, клещ, ананас, утка.
Дидактическая игра «Выдели последний звук»
(выделение последнего звука в слове)
В игре используется 2 круга (большой и малый, по 6 секторов. На малом круге расположены буквы, которыми можно записать последний звук в слове, на большом круге - картинки.
Цель. Формировать умение выделять последний звук в слове и соотносить его с буквой. Развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
- Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, выделяя последний звук.
- Рассмотреть буквы (малый круг).
- Самостоятельно соединить картинку и букву. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
1. Малый круг: буквы А, О, И, А, О, И.
Слова-картинки большого круга: яблоко, носки, яйцо, гусеница, колготки, стрекоза.
2, Малый круг: буквы А, О, И, А, И, Ы.
Слова-картинки большого круга: юбка, пальто, брюки, рубашка, перчатки, джинсы.
3. Малый круг: буквы А, О, Ы, А, А, Ы.
Слова-картинки большого круга: колбаса, конфеты, блины, масло, молоко, каша.
Дидактическая игра «Выдели первый и последний звук»
(выделение первого и последнего звука в слове)
В игре используется 2 круга (большой и малый, по 6 секторов. На малом круге расположены буквы, которыми можно записать первый или последний звук в слове, на большом круге - картинки.
Цель. Формировать умение выделять первый и последний звук в слове и соотносить его с буквой. Развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание. Активизировать зрительные функции (навыки фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Ход игры.
- Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, произнести их, выделяя первый звук.
- Рассмотреть буквы (малый круг).
- Самостоятельно соединить картинку и букву. Объяснить выбор.
Материалы для игры.
1. Малый круг: буквы А, Н, П, Р, К, Т, В, Т, Г, К, Д, К.
Слова-картинки большого круга: апельсин, повар, космонавт, виноград, гонщик, дворник.
2. Малый круг: буквы С, Т, В, Т, А, С, Л, А, Т, С, М, А.
Слова-картинки большого круга: самолёт, вертолёт, автобус, лодка, троллейбус, машина.
3. Малый круг: буквы П, К, С, Т, Ф, А, И, К, М, Н, Т, Т.
Слова-картинки большого круга: пиджак, свитер, футболка, индюк, мандарин, теплоход.
4. Малый круг: Г, А, С, А, Б, Н, К, И, К, С, Л, Н.
Слова-картинки большого круга: груша, слива, банан, киви, кокос, лимон.