Папки-передвижки

Картотека игр к дополнительной программе «Занимательная математика»

Любовь Солдатова
Картотека игр к дополнительной программе «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека игр к дополнительной общеразвивающей программе (познавательное развитие) «Занимательная математика»

Составитель:

Семенова Любовь Петровна

Картотека логических игр

Упражнение «Мой любимый фрукт»

Цель: создать рабочий настрой в группе, развивать память, развивать способности к длительной концентрации внимания.

Публикация «Картотека игр к дополнительной программе „Занимательная математика“» размещена в разделах

Описание: участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

Упражнение «Наблюдательность»

Цель: развивать зрительное внимание, выявить связи внимания и зрительной памяти.

Описание: детям предлагается по памяти подробно описать участок детского сада, путь из дома в детский сад - то, что они видели сотни раз.

Упражнение «Летает - не летает»

Цель: развивать переключения внимания, произвольность выполнения движений.

Описание: Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение «Ладошки»

Цель: развивать устойчивость внимания.

Описание: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Упражнение «Съедобное - несъедобное»

Цель: развивать внимание.

Описание: Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

Упражнение «Муха»

Цель: развивать концентрацию, переключение внимания.

Описание: Упражнение проводится точно так же, как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды «мухам» подаются отдельно.

Упражнение «Самый внимательный - 1»

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Описание: Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

Упражнение «Сравнение понятий»

Цель: развивать зрительное внимание и память

Описание: требуется сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и сравнить существенные признаки понятий анализируемой пары.

1. Солнце – огонь

2. Стебель — лист.

3. Лед — пар.

4. Река — озеро.

5. Варенье – сахар

6. Сказка – буква

7. Облако – вата

8. Лес – сад

9. Апельсин – мяч и т. д.

Упражнение «Самый внимательный – 2»

Цель: развивать внимание.

Описание: Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню.

Упражнение «Родовидовые отношения»

Цель: развивать слуховое внимание.

Описание: Предлагается определить, правильно ли произведено ограничение, то есть относится ли в каждой данной паре второе из понятий к первому как вид к роду.

1. Писатель – Чуковский.

2. Цветок – ландыш.

3. Растение – корень.

4. Электроприбор – плита.

5. Овощ – помидор

6. Мебель – стул.

7. Инструмент – пила

8. Кукла – матрёшка

9. Слово – буква.

10. Фрукт – лимон

Упражнение «Разведчик»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание: Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача — обнаружить все перемены.

Упражнение «Прилагательные ассоциации»

Цель: развивать слуховое внимание.

Описание: Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол – круглый; пруд – большой.

1. Снег –

2. Звезда –

3. Камень –

4. Пар –

5. Дом –

6. Трава –

7. Слово –

8. Бабушка –

9. Вода –

Упражнение «Понятия по порядку»

Цель: развивать слуховое внимание

Описание: Нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т. е. от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. К примеру, если даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное».

Упражнение «Подбор синонимов»

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

Упражнение «Подбор антонимов»

Развитие вербальной беглости.

Упражнение «Подбор омонимов»

Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.

Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связной рассказ: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.

Упражнение «Перевоплощения»

Участники удобно располагаются в креслах. Один их них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т. д.

Упражнение «Глагольные ассоциации»

Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. К примеру: стол – стоит; пруд – блестит.

1. Человек –

2. Огурец –

3. Волк –

4. Самолёт –

5. Кузнечик –

6. Трава –

7. Облака –

8. Телевизор –

9. Вода –

10. Огонь –

Исключение лишнего слова

Цель: Задание учит классификации по свойствам.

Описание: Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения.

Упражнение «Сходство и различие»

Упражнение, направленное на развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты.

Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Например, молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, - при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям, соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

Упражнение «Формулирование определений»

Задание учит четкости и стройности мышления, самостоятельности формулировок.

Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т. е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Упражнение группового тренинга «Что было бы, если…»

Упражнение группового психологического тренинга для дошкольников, развивающее интеллектуальную раскрепощенность.

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. К примеру:

«Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?»

«Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т. е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то.»

«Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то.»

ЗАГАДКИ - ШУТКИ

На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре)

На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три)

Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного)

Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной)

Упражнение «Муха 1»

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девяти клеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.

Игра «Ванька - Встань-ка»

Возле края ковра лежат конверты с геометрическими фигурами.

Кто первый выложит любой предмет из тех фигур, которые у него в конверте, тот должен встать во весь рост. Дети выкладывают предметы, воспитатель отмечает ребят фишками.

ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧИ

Мальчик пошел гулять в разных ботинках: один черный, а другой - желтый. Ребята стали смеяться над ним, и он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые». Помогите мальчику.

У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (5)

Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша).

Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек - маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки)

Какая одежда?

Летом, в жаркие часы,

Только майка да трусы.

А зимою нам нужны Свитер, теплые штаны,

Шарф, пальто, сандалии,

Шапка и так далее.

Шапка свитер

Впрочем, я

Я запутался, друзья! (Сандалии - летняя обувь).

ПОВАР - НЕУМЕХА.

Повар сварил из картошки компот,

От него у детей разболелся живот.

Повар сварил очень сладкие щи,

В щах апельсины и сливы ищи.

На блюдо сложил мясные конфеты,

Детей угостил шоколадной котлетой.

ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ.

Что может быть, как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп).

Что никогда не поместится в кастрюлю? (Ее собственная крышка).

Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой).

На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое). ПУТАНИЦА

Это стул - на нем лежат,

Это стол - на нем сидят.

Вот кровать - на ней едят.

В шифоньере - гости спят.

В холодильнике - платья висят,

А на диване - продукты лежат.

Словесная игра «Концовки».

Дети должны закончить предложение:

Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола).

Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор магнитофона).

Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д. Небылица

Взлетела сорока высоко,

И вот тараторит сорока,

Что сахар ужасно соленый,

Что сокол не сладит с вороной,

Что раки живут на дубе,

Что рыбы гуляют в шубе,

Что яблоки синего цвета,

Что ночь наступает с рассветом,

Что в море сухо-пресухо,

Что лев слабее, чем муха,

Всех лучше летают коровы,

Поют же всех лучше совы,

Что лед горячий-горячий,

Что в печке холод собачий,

И что никакая птица В правдивости с ней не сравнится!

Словесная игра - «Чересчур»

1. Если съесть одну конфету - вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот).

2. Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть).

3. Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает - будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти).

4. А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться. Когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть).

5. А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть).

Игра «Посади дерево».

Играют двое. У каждого игрока по 10 деревьев (У одного елочки, у другого - березки). Игровое поле - доска 16х16 клеток.

Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача - образовать цепочку из 3 деревьев, опираясь при этом на сенсорные качества. За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.

Овощная небылица

Квадратный спелый помидор

Раз забрался на забор.

И увидел, как на грядке,

Овощи играли в прятки.

Длинный красный огурец

Под листочек свой залез.

А зеленая морковка В борозду скатилась ловко.

Ну а сладкая редиска

Наклонилась низко-низко.

Только Машенька пришла,

Сразу овощи нашла.

«Куда пойдешь, что найдешь»?

У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды).

Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и опираясь на сенсорные эталоны, подобрать нужные картинки.

Словесная игра «Объяснялки»

Объясни происхождение названий (подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор, земляника, черника, употребляя сенсорные понятия).

Игра «Цифры заблудились»

Классификация цифр по числовым домикам,

или заблудившиеся цифры, являются ответами примеров, написанных на домиках

Игра «Посчитай на ощупь»

Счёт предметов на ощупь

Игра - «Верно», «Неверно»

На каждый вопрос дети поднимают карточки :

-красная - неверно, зелёная - верно.

1. После четверга идет суббота

2. В году 13 месяцев

3. Январь - последний месяц года

4. Август - это летний месяц

5. 3 меньше 4

6. Снег тает весной?

7. Листья облетают с деревьев зимой?

8. В неделе 5 дней?

9. Солнце появляется в небе ночью?

10. Осенью листья зеленеют?

11. Камень мягкий и лёгкий?

12. Суп варят из фруктов?

13. Морковь - это овощ?

14. Медведи уходят зимой в спячку?

15. Пух мокрый?

Публикации по теме:

«Занимательная математика для дошкольников». Презентация .

Аннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольникамиАннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольниками Аннотация к общеразвивающей дополнительной программе художественной направленности, по освоению детьми старшего дошкольного возраста знаний.

Дидактическая игра «Занимательная математика»Дидактическая игра «Занимательная математика» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю дидактическую игру «Занимательная математика». Начиная, с младшего возраста по программе знакомят.

Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Занимательная математика»Конспект НОД для подготовительной к школе группы «Занимательная математика» Конспект НОД для подготовительной к школе группы. "Занимательная математика". Цель: 1. Доставить детям радость и удовольствие. 2. Поддержать.

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе Тема НОД: Занимательная математика Ведущая образовательная деятельность:.

Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина»Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина» Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Волшебная глина». Тема «РОСПИСЬ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ» (средняя - группа) Программное.

Лэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 летЛэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Такое пособие, как лепбук, используют уже многие педагоги дошкольного образования в своей работе. Это не просто книжки, а целые "сокровищницы".

Лэпбук по математике «Занимательная математика»Лэпбук по математике «Занимательная математика» ЛЭПБУК по математике "Занимательная математика". Приветствую всех моих коллег, дорогих друзей и уважаемых гостей на моей страничке. Я.

Организация работы с детьми по дополнительной программе экологической направленности Экологическое воспитание это систематическая деятельность педагога, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры. Проблема.

Занимательная математика «По следам Колобка» Цель. Совершенствовать навыки счета в пределах 5. Продолжать учить классифицировать предметы по одному признаку (по цвету). Учить различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр к дополнительной программе «Занимательная математика»
Опубликовано: 27 апреля 2021 в 17:59
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр к дополнительной программе «Занимательная математика»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Солдатова (УИ 632206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД