Евгения Лемясева
Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Чуткое ухо». (3-7 лет)
Цель: развитие творческого внимания, наблюдательности, слуха.
Ход: Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал, т. е. издавал характерные звуки.
«Кто подходил». (3-5 лет)
Цель: развитие творческого внимания, наблюдательности.
Ход: Эта игра рассчитана на смекалку детей, умение догадываться по определ нным признакам и чертам. Она предназначена для детей младшего и среднего возраста. Дети образуют круг. Один из играющих становится в середину круга и закрывает глаза (лучше завязать ему глаза платком). Кто-либо из детей по договоренности или по указанию воспитателя тихо подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча и подает голос, имитируя какого-либо животного, или, изменив свой голос, называет водящего по имени. Затем он возвращается на свое место. Необходимо угадать, кто подходил? Ведущий, открыв глаза, должен ответить правильно. Если угадал, то меняется местами с тем, кто к нему подходил. Не угадал – продолжает водить.
«Музыкальные игрушки» (3-5 лет)
Цель: развитие музыкальности, чувства ритма и такта.
Ход: Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с песенным текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении). Динь-динь-динь-динь колокольчик Динь-динь-динь-динь колокольчик Динь – слушай колокольчик Бам-бам-бам-бам –барабанчик Бам-бам-бам-бам -барабанчик Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши Хлоп – хлопаем в ладоши!
«В машине». (3-5 лет)
Цель: развитие творческого воображения, голосовых данных, музыкальности, чувства ритма и такта.
Ход: Сидим с шоф ром рядом. По м, имитируем звуки машины. Би, би, би. Помочь шоф ру надо! Би, би, би. Машинам всем и людям - Би, би, би, Бибикать громко будем - Би, би, би. Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайте детей бибикать «как машинки». Предложите детям «поиграть в машинки»: возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Би-би» - нажимаем на сигнал, ритмично стучим, по центру бубна - кольца пирамиды).
«Обезьянки» (3-5 лет)
Цель: игра на развитие творческого внимания, координации движений, зрительной памяти.
Оборудование: кирпичики (кубики) одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, можно использовать счетные палочки, спички и т. д.
Ход игры: ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня «превратимся» в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят». Ведущий складывает конструкцию из цветных кирпичиков (или из того материала, который предложен). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, (форму, но и все его движения. Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).
«Не урони мяч»(3-5 лет)
Цель: развитие быстроты движений.
Ход: Дети встают у нарисованной в центре зала линии (или шнура). Да тся задание: бросить мяч вверх, поймать его, ударить о землю и поймать его, подбросить вверх, сделать хлопок и поймать. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг впер д (если мяч не упал). Если мяч падает, реб нок возвращается к центральной линии и снова начинает выполнять упражнения. Каждый реб нок должен дойти до финиша (флажок). Расстояние от линии до финиша - 5-8 метров.
«Замри» (3-5 лет)
Цель: развитие творческого внимания, спонтанность реакции.
Ход: По сигналу воспитателя (хлопку) дети должны замереть в той же позе, в которой находились в данный момент. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон, он выбывает из игры.
«Снеговик» (3 – 5 лет)
Цель: развитие ритмопластики, творческого воображения, физического самочувствия.
Ход: Детям предлагается встать в круг и превратиться в снеговиков, представляя, что на них светит солнышко. Постепенно расслабляя мышцы тела, начать «таять». В конце упражнения необходимо оказаться на полу, и полностью расслабить тело. Игра повторяется 2-3 раза.
Скороговорки для детей 3-4 лет
* * *
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.
* * *
Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.
* * *
Да-да-да — в огороде лебеда,
Ду-ду-ду — растут яблоки в саду,
Ша-ша-ша — принесли домой ерша,
Ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту,
Жа-жа-жа — есть иголки у ежа,
Чи-чи-чи — прилетели к нам грачи,
Жу-жу-жу — я на солнышке лежу.
* * *
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
* * *
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.
* * *
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.
* * *
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
* * *
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
* * *
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.
* * *
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.
Беседа «Поговорим о театре»
Примечание: проводится для детей младшего возраста
Задачи беседы:
научить детей правилам поведения в театре;
прививать любовь к театру;
воспитывать основы театральной культуры.
Краткое описание: в доступной форме педагог знакомит обучающихся с такими понятиями, как «театр», «трагедия», «комедия», затем совместно с детьми формулирует правила поведения в театре. Для того, чтобы повысить интерес к занятию и запомнить правила поведения в театре, выразительно читает шуточные стихи о том, как ни в коем случае нельзя вести себя в общественном месте.
Используемые методы: словесные (беседа, вопросный метод, диалог, наглядный метод, художественное слово)
Оформление: иллюстрации из известных постановок, фотографии актеров.
Ход занятия
Педагог. Ребята, кто знает, что такое театр?
-это учреждение, где идут спектакли
-театр – это храм искусства
Педагог. А вы бывали в театре?
-да, в детском, кукольном.
-а я была в музыкальном театре.
Педагог. Театр – это многогранный вид искусства. Каждый может найти в нем то, что нравится ему. Вот вы назвали кукольный театр, музыкальный театр. А есть еще театр балета, театр на льду, театр классической постановки, экспериментальный театр.
А кто мне ответит, что в театре показывают?
-я слышал, как говорят «Идет постановка»
Педагог. Да. А конкретно, что ставят?
-могут ставить сказку
- могут ставить пьесу
Педагог. Трагедию или комедию? Что такое комедия?
-это когда смешно
Педагог. А трагедия?
-когда грустно.
Педагог. Хорошо. А что такое драма? Не знаете?
Комедия – это пьеса, в основе которой лежит юмор.
Трагедия – это постановка, где обязательно произойдет трагическое событие.
Драма – это пьеса, в основе которой лежит драматическое событие, то есть событие, которое принесет грустную развязку.
Ребята, давайте сейчас с вами пойдем в театр. С чего мы начнем?
-с подготовки.
Педагог. Как нужно готовиться к посещению театра?
Педагог
Сначала мы купим билет. Билет нужно покупать заранее. Чтобы придя на спектакль, у вас уже было свое место. А то придете к началу без билета, а билеты все проданы, и уйдете ни с чем. Билеты мы купили. Дождались дня посещения театра. Что делаем дальше?
-нужно хорошо одеться, причесаться. Прийти в театр вовремя.
Педагог. Приходить в театр нужно немного пораньше.
-а зачем?
Педагог. Во-первых, чтобы сдать одежду в гардероб. Если у вас дальние места – взять бинокль. Время должно быть и для того, чтобы приобрести программу. Ведь если вы смотрите программу впервые, вам интересно будет знать, кто из актеров будет играть.
Вы можете походить по театру и познакомиться с актерами по фотографиям, почитать об истории театра.
После первого звонка нужно продвигаться к двери, войти в зал, занять свои места. Вы должны очень внимательно относиться к людям, которые тоже пришли в театр. Чтобы пропустить кого-то, кто сидит дальше вас, нужно подняться с места, выйти из ряда и пропустить человека. Если ваше место в середине ряда, а люди уже сидят, вы должны проходить к своему месту лицом к сидящим людям.
Ребята, чего нельзя делать во время спектакля?
-нельзя разговаривать.
Педагог. Правильно. На эту тему даже есть шуточное стихотворение. Вот послушайте.
Люблю театр и кино:
Там так уютно и темно.
И можно в мягком кресле
Часок вздремнуть…. А если,
А если будут громко петь
Или стрелять из пушки.
То можно даже похрапеть ….
Жаль, не дают подушки.
В театре я отлично сплю.
Я одного лишь не люблю.
Когда кричат соседи мне:
Не разговаривай во сне!
-Ребята, а разве можно в театре спать?
-Конечно, нет. Если хочешь спать, не ходи в театр, не позорься.
Мы с вами выяснили, что спать и разговаривать во время спектакля нельзя. Чего еще нельзя делать?
-Нельзя кушать даже конфеты.
Педагог. Правильно. Хотите послушать шуточное стихотворение на эту тему?
-Не шуршите, дети, тише!
-Да не мы шуршим, а мыши!
- Нет, мышам известен факт,
Что в спектакле есть антракт.
-Это что еще за крошки?
-Это чипсы… или кошки!
-Кошки знают с малых лет,
Что в театре есть буфет.
-Тише! Кто жужжит у уха?
-Кто жужжит? Наверно, муха.
-Нет! Не принято у мух
Говорить в театре вслух
Закричали дети хором:
-Можно говорить…. актерам!
Ребята, кушать можно до спектакля и после него, можно перекусить в буфете во время антракта. Но во время спектакля можно только наблюдать за игрой актеров.
Вот спектакль закончился. Что делаем дальше?
-идем домой.
Педагог. Правильно. Но мы еще не вышли из зала. Нужно поблагодарить актеров. Как это можно сделать?
-аплодисментами и цветами.