Надежда Кузнецова
Картотека игр и упражнений по развитию речевой активности и связной речи в работе со сказками, игры по картам Проппа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие словесного творчества детей
Задачи:
1. Активизировать запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.
2. Развивать и активизировать словарь детей.
3. Создавать условий для творческого самовыражения.
4. Способствовать развитию памяти, мышления, воображения, внимания.
5. Воспитывать любовь к сказкам.
Подготовительные игры
Публикация «Картотека игр и упражнений по развитию речевой активности и связной речи в работе со сказками, игры по картам Проппа» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Карты Проппа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
(для работы непосредственно с картами В. Проппа)
— Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса : как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.
— Кто на свете злее всех (добрее всех? Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).
— Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).
— Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т. д., придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок, а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.
— Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)
- «Сказочный словарь» – придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.
- «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
- «Четвертый лишний» – определение лишнего предмета.
- «Решение сказочных задач».
Игра «В какую сказку попал колобок»
Цель: закреплять у детей знание сказок; создание веселого настроения.
Ход игры.
В начале игры детям предлагают загадку про колобок или показывают иллюстрацию к сказке. Начинают рассказывать сказку : "Жили – были дед и баба. и покатился по дорожке. Катился колобок, катился и в сказках заблудился. Ребята, давайте поможем колобку вернуться в свою сказку. Для этого нам нужно отгадать в какую сказку попал колобок". Показ иллюстраций.
Иллюстрации к сказкам я брала из больших перекидных календарей. Можно использовать раскраски по сказкам, где на одной стороне расположен образец, как раскрашивать, а на другой находится контур для раскрашивания. На каждую иллюстрацию наклеивается фигурка колобка. На обратной стороне иллюстраций можно написать загадки к сказке, или отрывок из нее.
Можно предложить детям задания:
- назвать персонажей сказки;
- назвать отрицательных и положительных героев;
- вспомнить слова героев;
- вспомнить как заканчивается сказка
- вспомнить как начинается сказка и т. д.
Игра заканчивается иллюстрацией к сказке колобок. "Колобок вернулся в свою сказку".
Эту игру можно применять в викторинах, развлечениях.
«Знакомимся со сказками»
Цель: Познакомить детей с известными русскими народными сказками.
Ход игры. Взрослый – ведущий рассказывает или читает любую из использованных в игре сказок. Дети стараются запомнить сюжет. Затем ведущий раскладывает на столе все игровые карточки изображением вверх и просит найти две картинки, относящиеся к сюжету услышанной сказки.
Когда дети познакомятся с сюжетами всех сказок, можно переходить к следующей игре.
«Назови сказку»
Цель: Научить детей угадывать и называть сказки по картинкам.
Ход игры. Ведущий перемешивает все карточки и раскладывает их на игровой поверхности изображением вверх.
Игроки по очереди берут по одной картинке и называют сказку, к которой она относится. Если ответ правильный, игрок оставляет карточку себе. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше всего карточек.
«Собери сказку»
Цель: Научить детей находить героев одной сказки.
Ход игры. Ведущий кладёт карточки изображением вниз, перемешивает и поровну раздаёт игрокам. Участники переворачивают свои карточки и ищут подходящие друг другу пары карточек, на которых нарисованы герои одной сказки. При этом дети рассказывают, что изображено на их карточках, и называют сказку. Если игрокам не хватает карточек, они переворачивают свою «лишнюю» карточку и меняют её на «лишнюю» карточку соседа слева. Игра заканчивается, когда все игроки соберут полный комплект своих карточек.
«Расскажи сказку»
Цель: Научить ребёнка подбирать карточки, относящиеся к одной сказке, и рассказывать ее сюжет.
Ход игры : Ведущий просит каждого игрока выбрать сказку, которую он будет рассказывать. Затем он перемешивает все игровые карточки и предлагает игрокам найти героев своей сказки. Тот, кто быстрее всех находит нужные карточки, первым начинает рассказ.
«Отгадай название сказки»
Все участники по очереди бросают мяч друг другу и называют первый слог или слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки : Сивка….Конек….Мороз…Гуси….Красная….
«Назови сказочного героя с необычным внешним видом»
Змей Горыныч (огнедышащая голова)
Чебурашка (большие расплющенные уши)
Русалочка (вместо ног хвост)
Мальвина (голубые волосы)
«Что лишнее»
Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых не относиться к ее содержанию.
Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух. «Лиса и заяц»
Дед, бабка, внучка, репка, огурец. «Репка»
«Узнай сказочного героя по мимике и жестам»
«Изобрази сказку символом»
(Каждый участник задумывает сказку и на листе изображает ее графически.)
- «Два жадных медвежонка»;
- «Три медведя»;
- «Волк и семеро козлят».
«Перевертыши»
Расшифруй названия сказок и книг.
1. Лиса и шестеро цыплят – «Волк и семеро козлят»
2. Король под фасолью – «Принцесса на горошине»
3. Собачья развалюха – «Кошкин дом»
4. Утки индюшки – «Гуси – лебеди»
5. Одетый слуга – «Голый король»
6. Падающий деревянный генерал – «Стойкий оловянный солдатик»
7. Пес без босоножек – «Кот в сапогах»
8. Семь худушек – «Три толстяка»
9. Развалюха – «Теремок» и т. д.
«Дополни имя»
Кощей….
Елена….
Василиса….
Сестрица….
Мальчик….и т. д.
«Отвечай одним словом»
Способ передвижения Бабы Яги- ступа
В сказках так называют лису – кумушка
Гордость Марьи красы – коса
Сестрица Иванушки – Аленушка
Его смерть была на конце иглы – Кощея
Фрукт, которым отравили царевну – яблоко и т. д.
«Русские сказки»
1 –ый вариант
1. Этим предметом Иван пытался разбудить братьев - Рукавица
2. Эта птица иногда превращалась в кривенькую девочку – Уточка
3. На какой реке Иван бился с чудо юдом? - Смородина
4. Кличка сказочного коня - Сивка
5. Без этого животного не обходятся многие сказки - Конь
6. Жилище Бабы Яги - Избушка
7. Имя сказочного героя - Емеля
2 – ой вариант
1. Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? – Стрела
2. В чем медведь нес девочку с пирогами? - Короб
3. Сестрица Иванушки - Аленушка
4. Этим подавился петушок – Зернышко
5. Посуда, из которой журавль кормил лису? - Кувшин
6. Мужское имя в сказках - Иван
«Удивительные превращения»
В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
- Князь Гвидон из сказки «Сказка о царе Салтане» - в комара, муху, шмеля.
- Великан в сказке «Кот в сапогах» - в льва, мышь.
- Одиннадцать братьев – принцев в «Дикие лебеди» - лебеди.
- Чудовище в «Аленьком цветочке» - В принца.
«Необыкновенные путешествия»
На ком или чем сказочные герои совершали необыкновенные путешествия?
За медом Винни Пух? - на воздушном шаре.
В Африку Доктор Айболит? – На корабле.
На крышу Малыш – на Карлсоне.
«Сказочные заклинания»
Кто говорил такие сказочные слова?
По щучьему велению, по моему хотению. (Емеля)
Раз, два, три, горшочек, вари. (Девочка)
Сим, сим, открой дверь! (Али – Баба)
«Кто есть кто»
Мойдодыр – умывальник; Дядя Федор – мальчик; Каа – удав; Страшила – соломенное чучело и т. д.
«Разноцветные ответы»
Какое слово надо поставить вместо многоточия?
Красная…. шапочка
Синяя….борода
Синяя…. Птица
Синие…. птицы
Черная….курица
Белый….пудель
Желтый…. туман
серая…. Шейка.