Оксана Иванова
Картотека игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Картотека игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики
Все игры и упражнения распределены на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Цель подготовительного этапа: расширение эмоционального опыта ребенка и подготовка к более точному восприятию эмоциональных состояний.
Публикация «Картотека игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
Основной этап направлен на формирование эмоциональной лексики.
Цель заключительного этапа: актуализация эмоциональной лексики в речи детей.
Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников
Подготовительный этап
Цель: Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.
Задачи:
- Изучение и уточнение различных эмоциональных состояний.
- Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами
I. Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний
«Найди такое же лицо»
Цель: Развивать умение находить одинаковые графические изображения лиц с различными эмоциональными состояниями по образцу. Закрепить различение эмоциональных состояния по графическим изображениям (радость, грусть, гнев) Развивать зрительное внимание.
Материал: Наборы графических изображений лиц в различных эмоциональных состояниях у детей и у педагога.
Описание. Педагог показывает детям картинку и просит найти такую же.
Педагог показывает картинку и просит найти всех таких же веселых (грустных).
«Найди отличия»
Цель: Познакомить с эмоцией удивления. Упражнять в различении эмоциональных состояний по мимике с опорой на графические изображения. Учить находить сходства и различия. Развивать зрительное восприятие, внимание.
Материал: Картинки с изображением эмоций, различающиеся несколькими элементами.
Описание: Педагог предлагает ребенку найти, чем похожи картинки, чем отличаются. За каждое отличие ребенок получает фишку.
«Лото настроений»
Цель: Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.
Материал: у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки.
Описание: Педагог показывает картинки, называет их, а дети находят, у кого есть такая же картинка и закрывают ее. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки.
II. Узнавание эмоций по словесному описанию
«Найди девочку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.
Примерные рассказы:
У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.
Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.
Лена потеряла свою любимую игрушку, она расстроилась.
Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.
«Подними картинку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.
Примерные тексты:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело,
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки!
Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся.
А на третий –
Он сломался.
III. Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения
«Волшебные часы»
Цель: учить точно воспринимать и передавать эмоциональные состояния с помощью мимики с опорой на графические изображения.
Материал: Картонный круг со стрелкой. По краям круга наклеены пиктограммы разных эмоциональных состояний.
Описание: Ведущий раскручивает стрелку. Все дети проговаривают слова:
Стрелка, стрелка покружись,
И картинка покажись.
Все дети изображают данное настроение мимическими средствами, а ведущий выбирает того ребенка, который по его мнению более точно изобразил это эмоциональное состояние и этот ребенок становится ведущим.
«Кубик»
Цель: Упражнять в изображении мимическими средствами различных эмоциональных состояний по пиктограммам.
Материал: картонные куб, на грани которого наклеены пиктограммы.
Описание: Ведущий бросает кубик, дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, становится ведущим.
IV. Выражение эмоциональных состояний без зрительной опоры
«Король Боровик»
Цель: Упражнять в выражении эмоции гнева.
Дети стоят в ругу, считалкой выбирают короля Боровика, он стоит в кругу, а дети двигаются по кругу и произносят текст:
Шел король Боровик
Через лес напрямик,
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Ребенок стоящий в кругу изображает настроение и выполняет действия по тексту.
«Море волнуется»
Цель: Упражнять в выражении различных эмоциональных состояний мимическими и пантомимическими средствами.
Описание: Дети стоят и проговаривают слова:
Море волнуется, раз,
Море волнуется, два,
Море волнуется три,
Веселая фигура на месте замри. (грустная)
Ведущий выбирает ребенка, который по его мнению более выразительно передал предложенное настроение.
«Наседка и цыплята»
Цель: Упражнять в выражении различных эмоций по слову педагога.
Описание: Дети изображают цыплят, а педагог курицу.
Педагог. Долго сидела курица на яйцах. И вот пришла пора появляться цыплятам на свет.
Первый цыпленок (прикасается к нему) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было тесно!»
Второй цыпленок рассердился, нахмурился, он хотел появиться на свет первым и его опередили.
Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут много места, и всюду опасностью
Основной этап
Цель: формирование эмоциональной лексики.
Задачи:
- Расширение лексики, обозначающей эмоциональные состояния.
- Расширение эмоционального словаря за счет употребления антонимов и синонимов.
- Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительными значениями.
I. Называние эмоциональных состояний
«Угадай настроение»
Цель: учить различать и называть эмоциональные состояния по мимике.
Описание: педагог показывает разные эмоциональные состояния и задает вопрос: «Какое у меня настроение?» Дети называют. По мере ознакомления с игрой, ведущим становится ребенок.
«Кубик»
Цель: учить называть эмоциональные состояния радости, грусть, радость, удивление, страх, испуг.
Материал: картонный кубик, на гранях которого наклеены изображения эмоциональных состояний.
Описание: ведущий бросает кубик, на гранях которого изображены разные эмоции, дети называют их.
«Что изменилось?»
Цель: упражнять в назывании эмоциональных состояний. Развивать зрительное внимание, память и пространственную ориентировку.
Материал: пиктограммы или фотографии с изображением разных эмоциональных состояний.
Описание: педагог размещает на фланелеграфе пиктограммы, дети запоминают их расположение. Педагог предлагает детям отвернуться, он меняет местонахождение пиктограмм. Дети говорят что изменилось, называя эмоциональные состояния словом.
Примечание: начинать игру следует с 3 – 4 картинок, постепенно увеличивая их количество.
«Какого лица не стало?»
Цель: Упражнять в назывании эмоций словом. Развивать зрительное внимание и память.
Материал: пиктограммы.
Описание: Педагог располагает на фланелеграфе пиктограммы, дети отворачиваются, педагог убирает одну пиктограмму, дети называют какого лица не стало.
«Разрезные картинки»
Цель: Упражнять в узнавании и назывании эмоциональных состояний по графическим изображениям. Развивать зрительное восприятие, гнозис.
Материал: разрезанные изображения фотографий или пиктограмм.
Описание: Детям предлагается склеить (сложить) разрезанные фотографии людей и определить, какое у них настроение, почему у них такое настроение, что случились?
Затем дети меняются картинками.
II. Словообразование существительных с уменьшительным значением
«Большой и маленький»
Цель: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами.
Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.
Описание: педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы
«Скажи ласково»
Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.
Материал: предметные картинки : лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…
Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку
«Ласковые имена»
Цель: Упражнять в словообразовании с использование уменьшительных суффиксов по аналогии.
Материал: цветок из бумаги.
Описание: педагог предлагает поиграть в игру и назвать друг друга ласково, дает образец, называя «Сашенька» и дает ему цветок. Следующий ребенок называет ласково какого-нибудь ребенка и отдает ему цветок.
III. Подбор антонимов
«Покажи наоборот»
Цель: Учить противопоставлять различные эмоциональные состояния и настроения. Расширять словарь прилагательных.
Описание: Педагог предлагает детям поиграть в игру наоборот, он им предлагает изобразить веселую девочку или мальчика, затем наоборот, злого Карабаса- Барабаса, наоборот доброго Айболита, показать старенького дедушку и молодого солдата, трусливого зайца и храброго льва,
«Подбери картинку наоборот»
Цель: Упражнять в установлении антонимических отношений. Развивать внимание.
Материал: предметные картинки с изображением веселой девочки, грустной девочки, веселого мальчика, грустного мальчика, злого волка, доброго волка…
Описание: Педагог раздает детям картинки по одной из пары. Называет: «У меня грустная девочка, у кого наоборот?» ребенок называет и показывает картинку.
«Вредный Буратино»
Цель: учить детей устанавливать антонимические отношения.
Материал: игрушка Буратино.
Описание: в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот:
Большой – маленький,
Толстый – тонкий,
Веселый- грустный,
Радостный – грустный,
Злой – добрый,
Храбрый – трусливый,
Старый – молодой,
Детям предлагают превратиться в вредного Буратино. Дети подбирают антонимы к предложенным словам.
III. Подбор синонимов
«Слова-приятели»
Цель: учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.
Описание: Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова- приятеля. Разбирается значение слова приятели.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Веселый, радостный, хороший.
Плохой, злой, сердитый.
Трусливый, маленький, пугливый.
«Скажи по-другому»
Цель: упражнять в подборе синонимов.
Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.
Грустный –
Радостный-
Злой –
Веселый –
Сильный –
Храбрый –
Слабый –
Трусливый –
Смелый –
Хороший –
Чистый –
Удивленный -
Заключительный этап
Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.
Задачи:
- Закрепление эмоциональной лексики.
- Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.
«Подбери слово»
Цель: Закрепить понимание и употребление оценочных прилагательных в речи. Упражнять в согласовании прилагательных с существительным в роде.
Описание: Педагог предлагает детям сказать, про кого можно сказать
Веселый (мальчик, зайчик, щенок)
Веселая (девочка, белочка, бабочка, птичка)
Грустный
Грустная
Смелый
Смелая
Трусливый
Трусливая
Злой
Злая
Испуганный
Испуганная
Удивленный
Удивленная
«Закончи предложение»
Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.
Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.
Слон большой, а комар…
Золушка добрая, а мачеха…
Дедушка старый, а внук…
Лев смелый, а заяц…
Айболит добрый, а Бармалей …
Сегодня мне весело, а вчера было…
«Скажи наоборот»
Цель: активизация антонимов в предложениях.
Описание: Педагог приглашает в гости Буратино, он играет с детьми. Педагог составляют предложения, а Буратино говорит наоборот. Затем з Буратино помогают дети.
Злой волк идет по лесу. Добрый волк идет по лесу.
Веселая девочка собирает грибы. -
Трусливый зайчик спрятался за елкой. -
Радостный мальчик играет у дома.
Печальный волк сидит на поляне.
«Скажи по-другому»
Цель: Активизировать в речи синонимы.
Описание: Педагог предлагает детям предложение и просит сказать по другому:
Веселый мальчик играет в мяч. Радостный мальчик играет в мяч.
Грустная девочка сидит на скамеечке. (печальная)
Трусливый щенок сидит в ящике. (пугливый)
Злой волк бегает по лесу. (сердитый)
Радостная белочка нашла гриб. (веселая)
Печальный Буратино шел по мосту. (грустный)
Удивленный мальчик остановился, увидев радугу. (изумленный)