Анастасия Денисова
Картотека игр и упражнений, направленных на обучению пересказу для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и упражнений, направленных на обучению пересказу для старшей группы.
1) Упражнение «Что в коробке – расскажи!»
Цель: развивать умение составить небольшой рассказ по картинке.
Публикация «Картотека игр и упражнений, направленных на обучению пересказу для старшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель демонстрирует детям привлекательную сумочку и сообщает, что данная сумочка необычная. В ней находятся различные иллюстрации. Воспитатель предлагает детям взять по одной иллюстрации. Далее преподаватель интересуется у детей, захотелось ли им узнать, кому что досталось. Воспитатель поясняет, что показывать картинки ненужно, допускается только рассказ про них. Вначале воспитатель сам рассказывает про свою картинку, подобным образом демонстрируя детям, как необходимо правильно рассказывать, а дети должны догадаться, что именно досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои картинки по очереди.
2) Упражнение «Никому не покажу – отгадай, про что сообщу!»
Цель: учить детей характеризовать предмет, несмотря на него, определять у предмета основные качества и свойства; по описанию распознавать предмет.
Воспитатель предлагает детям: «Давайте поиграем в интересную игру. Пусть предметы, которые есть у нас в группе, расскажут о себе, а мы с вами постараемся угадать, какой предмет «заговорил». Уже после незначительной паузы (ребенку необходимо отыскать предмет для описания и приготовиться рассказать) педагог предлагает детям превратиться каждому в какой-нибудь предмет, который находится в группе, и рассказать о себе.
Предметы для описания: мяч, обруч, скакалка, кисточка, книга, расчёска, кукла, машинка.
3) Упражнение «Найди ненужную картинку»
Цель: учить детей выбирать ненужные для данного рассказа детали.
Воспитатель раскладывает перед ребенком ряд правильно расположенных. Но одна картинка не связана с другими. Ребёнку нужно найти лишнюю картинку, убрать ее, потом сочинить рассказ.
4) Упражнение «Поставь картинку на место»
Цель: обучать детей определять последовательность при рассказывании.
Воспитатель раскладывает ряд картинок. А одну картинку из этой же серии даёт в руки ребёнку. Ребёнку предлагается найти картинке нужное место.
5) Упражнение «Где ошибка?»
Цель: учить детей устанавливать правильную последовательность действий при рассказывании.
Воспитатель раскладывает ряд картинок. Одну картинку располагает в неправильной последовательности. Ребёнку предлагается найти ошибку и положить картинку в нужное место. Потом ребёнок составляет последовательный рассказ по серии картинок. Впоследствии задание можно усложнить и неправильно расположить все картинки, а ребёнок уже должен будет восстановить всю последовательность.
6) Упражнение «Опиши свой любимый овощ (фрукт, предмет и т. д.)
Цель: обучать детей характеризовать предмет, называя его признаки, качества.
Педагог предлагает ребёнку описать свой любимый овощ (фрукт, предмет, не называя его. Остальные дети должны угадать, какой овощ описывает ребёнок.
7) Игра «Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Описание игры: предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
8) Игра «Добавь слова»
Цель: учить составлять распространённые предложения.
Описание игры: Воспитатель говорит предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
9) Игра «Найди ошибку»
Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям послушать предложения и сказать, все ли в них верно.
1. Зимой в саду расцвели яблоки.
2. В ответ я киваю ему рукой.
3. Мальчик стеклом разбил мяч.
4. После грибов будут дожди.
5. Весной луга затопили реку.
6. Снег засыпало пышным лесом
10) Игра «Составь рассказ»
Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Описание игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т. д.