Таисия Стрельченко
Картотека игр и упражнений на развитие мышления детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст
1.«Что происходит»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: перед ребёнком лежат три-четыре однородных предмета,
например: тарелка, чашка, ложка. Поодаль лежат предметы (сначала их только два, один из которых относится по назначению уже к названной группе, а другой нет, например: блюдце и ботинок. Ребёнок должен отобрать подходящий предмет. В этой игре ребёнок самостоятельно обобщает предметы по назначению и находит лишний предмет.
2.«Фонарики»
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ЗПР. Задержка психического развития
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.
3.«Отгадай загадку».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чём или о ком идёт речь. Неправильные ответы разбираются.
Средний дошкольный возраст
1.«Чудесный мешочек»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок». Все кружочки выставляются на доске.
Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги). Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами. Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зеленые).
2.«Разноцветные мячи»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: на каждом столе или в разных местах группы расставляются куклы или зверюшки в одежде основных цветов. Детям раздаются разноцветные мячи. Детям предлагается подобрать для кукол мячи такого же цвета, как их одежда.
3.«Дай название».
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изображение) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.
Старший дошкольный возраст
1.«Кто быстрее найдёт свою игрушку»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход игры: Детям раздаются предметные картинки из разных групп. По сигналу дети самостоятельно объединяются в группы по содержанию. Выигрывают те дети, которые первыми организуют группу.
2.«Подарки детям»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?»
Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по величине (например, детям раздаются маленькие игрушки). Формирование обобщающих понятий «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» происходит в повседневной жизни и в специально организованных играх. Привед м некоторые из них.
3.«Поможем Незнайке»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: к детям приходит Незнайка и приносит из дома свои игрушки. Он говорит, что они ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Педагог говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это все… (игрушки). Что же принёс нам Незнайка? (игрушки)