Разина Елена
Картотека игр для развития зрительного восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительное восприятие — совокупность сложных процессов построения зрительного образа окружающего мира. Это процесс работы глаз как зрительного органа человека и головного мозга, куда посылаются импульсы, полученные рецепторами глаз.
Работая над умением рассматривать объекты, картины и т. д., мы решаем следующие задачи:
— формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;
— расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
— формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся, зрительно обследовать его;
— совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности
1. Игра «Веселые насекомые»
Цель: развитие логического, образного и пространственного мышления, развитие цветовосприятия и мелкой моторики.
Оборудование: игровые поля в клетку, картинки насекомых, схемы с цветными точками. (Приложение А)
Предварительная работа:
Перед началом работы подготовьте весь необходимый материал. Покажите ребенку насекомых, спросите знает ли он, как они называются и каким они цветом.
Ход игры:
1-ый вариант (по схеме)
- Ребенку предлагается расселить насекомых по домам по предложенной схеме. Ребенок должен повторить расположение насекомых на схеме с изображением цветных кругов, обозначающих их расцветку.
Примечание: не говорите заранее ребенку, что цвет кружочка на схеме соотвествует цвету насекомого, пусть ребенок сам попробует догадаться. Если ребенок не может понять, что делать то помогите: «Посмотри на круг, какого он цвета? А есть ли такого цвета насекомое у нас? Кто это? Значит куда мы его посадим?»
2-ой вариант:
- Ребенок сам раскладывает насекомых на игровом поле, а замет кружочками зарисовывает их расположение на шаблоне.
3-ий вариант:
- Ребенку предлагается расселить насекомых по словесной инструкции.
Воспитатель : - Возьми божью коровку и засели ее в верхний левый угол, пчелу засели слева от божьем коровки. Муху засели третий столбик во вторую клетку и т. д.
2. «Игры с динозаврами»
Цель: развитие зрительного восприятия детей, концентрации внимания, развитие цветовосприятия, развитие наглядно-образного мышления.
Оборудование: цветовой круг, круг с динозаврами, черно-белые игровые поля, цветные игровые поля, стирающиеся маркеры. (Приложение Б)
Предварительная работа: Повторить с детьми цвета.
Ход игры:
1-ый вариант (с цветовым кругом)
Ребенка знакомят с цветовым кругом, повторяют цвета. Затем ребенку раздаются игровые поля с цветными динозаврами. Воспитатель предлагает детям посоревноваться и проверить, кто сможет быстрее найти всех динозавров. Воспитатель вращает стрелку, потом ребенку дается задание: найти всех динозавров, того цвета на который показывает стрелка на цветовом круге и зачеркнуть их маркером на игровом поле. Кто быстрее все сделал, звенит в звонок.
2-ой вариант (круг с динозаврами)
Ребенка знакомят с кругом с динозаврами. Дети рассматривают динозавров, находят отличия. Затем ребенку раздаются поля с бесцветными динозаврами. Воспитатель предлагает детям посоревноваться и проверить, кто сможет быстрее найти всех динозавров. Воспитатель вращает стрелку, потом ребенку дается задание: найти такого динозавра, на которого показывает стрелка на и зачеркнуть его маркером на игровом поле. Кто быстрее все сделал, звенит в звонок.
3-ий вариант (цветовой круг и круг с динозаврами)
На стол выставляется цветовой круг и круг с динозаврами. Затем детям раздаются поля с цветными динозаврами. Воспитатель предлагает детям посоревноваться и проверить, кто сможет быстрее найти всех динозавров. Вращаются стрелки на обоих кругах. Ребенку дается задание: найти такого динозавра, на которого показывает стрелка на круге с динозаврами и такого же цвета как показывает стрелка на цветовом круге и зачеркнуть его маркером на игровом поле. Кто быстрее все сделал, звенит в звонок.
3. «Собери мозаику»
Цель: развитие воображения, внимания, сенсорного восприятия, усидчивости, зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: цветные круги, схемы для выкладывания мозаики (цветные и черно белые, контейнеры для сортировки. (Приложение В)
Ход игры:
1-ый вариант (сортировка по цветам)
Ребенку показывают цветные круги, сделанные из воздушного пластилина (можно использовать цветные пуговицы). Ребенок рассматривает круги, ощупывает их. Затем ребенку показывается контейнеры с цветными крышками (цвета на контейнере совпадают с цветами кругов). Дается задание разложить круги по цветам в контейнер. Для младших детей (от 3-4, даются основные цвета – синий, желтый, красный, зеленый. Детям старше 4, можно добавлять больше цветов, включать оттенки основных цветов ( например: темно зеленый и светло зеленый, розовый, фиолетовый и т. д.)
2-ой вариант (с цветными образцами)
Ребенку предлагаются цветные картинки с пустыми кружками. Ребенок должен в пустые кружки положить круг по цветам. ( например: картинка желтый самолет с пустыми кружками, нужно выложить пустые места желтыми кругами)
3-ий вариант (черно-белыми образцами)
Ребенку предлагаются черно-белые картинки с пустыми кружками. Ребенок должен сам в каждый пустой кружочек подобрать цвет и положить круг.
4. «Найди пирамидку»
Цель: развитие логического и пространственного мышления, формирования у детей умения анализировать предметы, расширение кругозора.
Оборудование: карточки-картинки цветных пирамидок и карточки с их видом сверху. (Приложение Г)
Ход игры:
Воспитатель : Попробуй представить, что ты взлетел на самолете и увидел, пирамидки сверху. Рассмотри эту пирамидку (воспитатель показывает картинку-карточку пирамидки). Как будет выглядеть эта же пирамидка, если посмотреть на нее сверху из самолета?
Задание: Ребенку необходимо найти вид сверху для каждой пирамидки.
5. Игра «Подбери окрас»
Цель: развивать зрительное внимание, память; развитие быстроты мышления и зрительно-поисковой деятельности. Формировать интерес к животным и растениям, упражнять в умении соотносить цветные карточки с животными и растениями.
Оборудование: прозрачные силуэты животных, овощей и фруктов; цветовые карточки, карточки с настоящим окрасам животных, овощей и фруктов; приближенные картинки животных, овощей и фруктов.
Ход игры:
1-ый уровень
Ребенку предлагается по силуэтным картинкам узнать животного, овощи и фрукты. (после того как ребенок угадал, можно предложить ему, соотнести силуэтную картинку с изображением животного, овоща или врукта.
2-ой вариант
Воспитатель : Посмотри животные (овощи, фрукты, потеряли свой окрас и стали прозрачными. Помоги им найти свой цвет.
Детям предлагается подобрать к прозрачным силуэтным картинкам животных (овощей, фруктов) необходимый цвет, и наложить силуэтную картинку на цветовую карточку.
3-ий вариант
Ребенку предлагается найти и наложить силуэтную картинку животного (овоща, фрукта) на карточку с настоящим окрасам животного (овоща, фрукта).
6. Игра «Спаси шарики из паутины»
Цель: развитие зрительного внимания, цветовосприятия, координации движений и мелкой моторики, формирования навыков ориентировки на плоскости.
Оборудование: цветные шарики (помпоны, прищепки, щипцы, контейнеры, веревка, лотки от яиц. (Приложение Д)
Ход игры:
1-ый уровень
Воспитатель сразу обговаривает с ребенком, что доставать шарики из паутины руками нельзя, паутина будет прилипать к рукам. Поэтому используется прищепка или шипцы.
Ребенок должен спасти все шарики из паутины с помощью прищепки (или пинцета, переложив из в отверстие лотков от яиц.
2-ой вариант
Воспитатель дает ребенку указания, какие шарики он должен достать и куда он должен их разместить. Для выполнения задания ребенок использует прищепку или щипцы.
Например: Возьми желтый шарик и положи его в верхний левый угол. Возьми два красных шарика и положи их в нижний правый угол. Возьми синий шарик и положи его справа от желтого шарика и т. д.
3-ий вариант
Для спасения шариков из паутины, ребенку предлагаются схемы, в соответствии с которыми он должен выложить шарики в лотки из-под яиц.
7. Игра «Коврик-головоломка»
Цель: развитие зрительного восприятия, логического мышления и концентрации внимания.
Оборудование: поле с цветными кружками; палочки с 3 цветными кружками.
Ход игры:
Перед ребенком раскладывается коврик-головоломка, перед началом игры можно повторить цвета, попросить ребенка найти на коврике круг с заданным цветом. Затем ребенку выкладываются на стол палочки с кружками (на каждой палочке 3 круга разных цветов). Ребенок выбирает палочку, рассматривает круги на палочке. Затем ребенок должен найти на коврике такие же кружочки, в такой же последовательности, как и на палочке, и соединить палочку с ковриком.
Задание: Необходимо заполнить весь коврик палочками с кружочками, так чтобы цвета кругов на палочках и их последовательность, совпадала с кругами на коврике-головоломке.
8. Игра «Любопытная змейка»
Цель: развитие усидчивости, воображения, образного мышления, зрительно-моторной координации.
Оборудование: поле с цветными квадратами и отверстиями, шнурки, каточки с цветными квадратами. (Приложение Е)
Ход игры:
1-ый вариант игры
Ребенок вытягивает карточку с цветными квадратами и в той же последовательности, как и на карточке, продевает шнурок-змейку через отверстия на поле в нужных по цвету квадратах.
2-ой вариант игры (тренировка памяти)
Перед ребенком выкладывается карточка с цветными квадратами, дается некоторое время на запоминание. Затем карточка убирается, а ребенок по памяти продевает шнурок-змейку через нужные квадраты на игровом поле.
9. Игра «Сбалансированный шар»
Цель: развитие усидчивости, зрительно-моторной координации.
Оборудование: коробочка, картинки-вкладыши, шарики (Приложение Ж)
Ход игры:
Воспитатель : - Помоги шарикам, занять свое место на картинке, для этого поворачивай коробку, в разные стороны, вправо, влево, вверх и вниз, главное делай это медленно, что бы шарики от тебя не убежали.
Задание: Ребенок должен перемещать коробку, чтобы уместить все шарики в специальные отверстия. Для того чтобы игра была интереснее, используются разные сюжетные вкладыши, которые можно менять.
10. Игра «Пирамидка из животных»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления. Развитие конструктивного праксиса, памяти, наблюдательности и усидчивости.
Оборудование: картинки животных, карточки-картинки теневых пирамидок из животных. (Приложение З)
Ход игры:
Воспитатель раздает детям карточки-картинки с теневыми пирамидками из животных. Предлагает детям рассмотреть карточки. Затем воспитатель говорит, чтобы ребенок построил такую же пирамидку из животных, как изображено у него на карточке-картинке.
Задание: Ребенок должен угадать по теневым силуэтам животных и выложить пирамидку из животных, использую уже цветные картинки животных.
После выполнения задания воспитатель задает вопросы : Кто стоит на поросенком? Кто стоит под курочкой? Кто находится между коровой и львом?
Можно выкладывать пирамидки из животных по словесной инструкции.
11. Игра «Тактильные мешочки
Цель: Развитие тактильного восприятия, мелкой моторики осязания, мышления, развитие речи.
Оборудование: мешочки с разнообразным наполнением: «тыквенные семечки», «горох», «гречка», «овсянка», «орехи», «фасоль», «перловка», «пшено», «макароны-спирали», «макароны-ракушки», «трубочки», «вата»; карточки-иллюстрации предметов в мешочках.
Ход игры:
1. «Угадай, что внутри»
В игре участвуют от двух до пяти участников. Задача каждого игрока выбрать тканевый мешочек, нащупать, что внутри мешочка, описать размер, форму, определить твердые или мягкие предметы находятся внутри, холодные или теплые и ответить на вопрос, что внутри мешочка.
2. «Подбери картинку»
Ребенок выбирает тканевый мешочек, ощупывает его, определяет, что внутри. Затем ребенок должен найти картинку, на который изображен предмет находящейся у него в мешочке. Можно проиграть наоборот. Воспитатель показывает ребенку картинку с наполнителем тканевого мешочкам, а ребенок должен подобрать к нему мешочек.
12. Игра «Косолапый мишка»
Цель: формировать представления о геометрических фигурах, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Оборудование: карточки-картинки медведя и его частей тела.
(Приложение К)
Ход игры:
Воспитатель : Смотрите, косолапые мишки растеряли свои лапы и перепутали их. Помоги каждому мишки найти его лапки. На каждой лапке нарисован предмет, такой же формы, как и фигура на животе у мишки.
Задание: Ребенку предлагается выбрать туловища медведя на животе у которого изображена одна из геометрическая фигура. Ребенок должен подобрать медведю лапы, на которых нарисованные предметы, соответствующие по форме фигуре, изображенной на медведе.
13. Игра «Геометрическое лото»
Цель: формировать представления о геометрических фигурах, совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Оборудование: карты с нарисованной геометрической фигурой разделённые на 6 квадратов, набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм. (Приложение Л)
Ход игры:
Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделённая на 6 квадратов. В левой стороне изображена геометрическая фигура. Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.
Педагог предлагает детям закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. В процессе проверки дети называют предметы и их форму. Игра повторяется 2 – 3 раза со сменой карточек.
14. Игра «Геометрические пуговицы»
Цель: развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности, закрепить знание и название геометрических фигур, развивать мышление, внимание, память. Развитие зрительной памяти, закрепление знаний о геометрических фигурах, их свойствах. Учить отбирать предметы по названному признаку, чётко выполнять задание, развивать быстроту реакции. Закреплять знание цветов.
Оборудование: пуговицы в форме геометрических фигур 4 основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, шнурочки, карточки-образцы с контурным изображением фигур для запоминания.
Ход игры:
1 вариант:
Играющий протягивает шнурок через пуговичку.
А) все красные фигуры,
б) все жёлтые фигуры,
в) определённые геометрические фигуры, например: красный круг, жёлтый ромб, красный овал и т. Д.
2 вариант:
Дети выкладывают в определённом порядке геометрические фигуры ( например: красный круг, жёлтый треугольник, называют фигуры.
Для проигрывания этого варианта, можно использовать словесную инструкцию, а можно карточки-схемы. Также можно составлять логические ряды. Ребенку показывается на карточке схема-начало логического ряда, а дальше он продолжает сам.
3 вариант:
Кто быстрее соберёт фигуры своего цвета. Ребё нок выбирает себе цвет: жёлтый или красный.
15. Игра «Потеряшки»
Цель: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения;
Оборудование: схемы-картинки с животными, карточки-картинки каждого животного в 3-ех размерах (большой, средний, маленький)
Ход игры:
Воспитатель : Посмотри у уток потерялись друзья. Нужно им помочь. А вот и друзья уток (на стол выкладываются три картинки такой же утки только в разных размерах). Посмотри, они одинаковые? Чем отличаются? (размером). Есть утка большая, средняя и маленькая. Каждой утки нужно найти одного друга. Чтобы узнать, кто-чей друг посмотри на круги возле уток. Если возле утки закрашен большой круг, то ее друг большая утка. А если возле утки закрашен маленький круг, то какая утка будет ее другом? Правильно маленькая.
16. Игра «Волшебные палочки»
Цель: развитие тактильного восприятия, координации движений обеих рук, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, а также игра служит обучающим средством в развитии навыков самообслуживания.
Оборудование: цветные палочки из фетра с пуговицами, цветные деревянные палочки на липучках, карточки-образцы. (Приложение М)
Ход игры:
Детям предлагается 9 цветных палочек с пуговицами из фетра (белого, желтого, фиолетового, розового, оранжевого, голубого, коричневого, красного и синего цвета). Также предлагаются деревянные палочки на липучках на группу из 5 человек. Из этих палочек дети могут строить колечки, различные фигуры и другие постройки. Также к палочкам прилагаются карточки-образцы для постройки цепочек из колец и фигур (палочки из фетра используются для постройки колец и фигур, деревянные палочки для создания фигур и других построек). Карточки можно использовать для тренировки памяти детей. Дети смотрят на карточку запоминают что на ней изображено и из каких палочек построена, а затем воспроизводят постройку по памяти.
17. Игра «Следопыты»
Цель: стимулировать речевое развитие ребенка, развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца, развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия.
Оборудование: лупа, карточки с картинками большого и маленького размера
Ход игры:
В игре два вида карточек (карточки с изображением предметов маленького размера и карточки с изображением предметов большого размера, а также лупа. Дети под лупой рассматривают карточки с изображением маленького размера, называют что изображено на карточке, а потом подбирают к этой карточке пару с изображением большого размера.