Екатерина Быкова
Картотека игр для детей 4–7 лет с нарушением речи для развития внимания
▼ Скачать + Заказать документы
«Лабиринт»
Цель: развитие внимания.
Задачи:
1. Развивать внимание у детей.
2. Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкци.
Оборудование: карточки с лабиринтами, карандаш.
Ход игры
Педагог дает ребенку карточку с лабиринтом и предлагает найти дорожку к выходу. Ребенок вначале может прослеживать дорожки с помощью карандаша, за тем только зрительно
«Найди половинку»
Цели: развитие внимания
Задачи:
1. Учить детей узнавать предметы по одному из его изображений.
2. Расширять активный словарь.
3. Развивать зрительное восприятие
Оборудование: наборы парных изображений предмет (на картинках один и тот же предмет изображен в разных ракурсах - с лицевой и с обратной стороны)
Речевой материал: названия предметов, верно, не верно, что (кто) это?
Ход игры
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, назвать изображенные предметы и подобрать таблички, если эти слова есть в словаре ребенка. Затем педагог предлагает картинку из второго набора, в котором предметы изображены с обратной стороны. Если возникают трудности в узнавании, то педагог предъявляет детям сам предмет для рассматривания, ощупывания, после чего игр возобновляется. Если же затруднений не возникает, то игра продолжается.
«Зашумлённые картинки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Задачи:
1. Развивать внимание.
2. Развивать логическое мышление.
3. Расширять словарный запас.
4. Развитие зрительно- пространственной ориентировки, воображения.
Оборудование: карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.
Ход игры
Перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение,которое ребенок должен найти и назвать его.
«Хамелеон»
Цель: развитие внимания.
Задачи:
1. Развивать память и внимание.
2. Учить внимательно слушать и быстро отвечать.
3. Закреплять названия цветов.
4. Развивать монологическую речь.
Ход игры
Вначале игры необходимо рассказать детям, кто такой хамелеон. Объяснить, что это ящерица, меняющая свою окраску в зависимости от того места, где она находится, чтобы её не было заметно. Например, если хамелеон забрался на серый камень, то он станет серым, а если он сидит на жёлтом песке, то он станет жёлтым. Затем педагог начинает задавать играющим вопросы, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть: в зелёной траве, на коричневом бревне, на чёрном камне, на сером асфальте, на шахматной доске и т. д. Дети должны быстро отвечать, после чего анализируются правильные и неправильные ответы. В начале игры время ответа не учитывается, важно только правильно ответить, но затем вводится дополнительное условие, что победителем будет тот, кто быстрее всех даст правильный ответ. За каждый быстрый и правильный ответ играющий получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
«Запомни и найди»
Цель: развитие внимания
Задачи:
1. Учить детей узнавать одинаковые изображения.
2. Развивать зрительное восприятие, память, внимание.
3. Закреплять названия предметов.
Оборудование: лото или парные картинки.
Речевой материл: у кого такая же? Что это? Это. (названия предметов, запомни, смотрите внимательно, у тебя больше, ты победил.
Ход игры
Выкладываются все парные картинки изображением вниз. Педагог первым переворачивает сначала одну, затем другую картинку. Если картинки оказываются парными, он их убирает в сторону, объясняя: «Одинаковые» Если картинки не совпали, педагог кладет их обратно, переворачивая обратно изображением вниз и говорит: «Запомните, тут «кошка», а там «дерево». Затем ребенок таким же образом вступает в игру, пытаясь при необходимости вспомнить, где уже переворачивалась картинка, необходимая ему для пары. Игра продолжается до тех пор, пока все парные картинки не разойдутся по игрокам. Выигрывает тот, у кого больше пар.
«Исчезнувший предмет»
Цель: развитие внимания
Задачи:
1. Развивать внимание и кратковременную память детей.
2. Учить целенаправленно запоминать информацию.
3. Развивать пространственные представления
4. Развивать связную речь.
Материалы: несколько мелких игрушек.
Ход игры
На стол ставятся несколько небольших игрушек. Детям предлагается запомнить находящиеся на столе предметы. Затем играющие отворачиваются, а ведущий прячет какой-то один предмет и предлагает участникам отгадать, какой предмет исчез. За каждый правильный ответ ведущий даёт фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
«Сделай как у меня»
Цель: развитие внимания.
Задачи:
1. Развавить зрительное внимание
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Развивать пространственные представления
Оборудование: палочки.
Ход игры
Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек по образцу букву, цифру, узор, картинку.
Что изменилось?
Цель: развитие внимания
Задачи:
1. Учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве.
2. Развивать внимание.
3. Развивать зрительную память.
4. Развивать связную речь.
Оборудование: различные игрушки, предметы, картинки по темам, изучаемым в данной возрастной группе.
Речевой материал: посмотри, запомни, названия предметов, игрушек, что это? Чего нет? Чего не стало? Что изменилось? Что не так?
Ход игры
1. Детям предлагается рассмотреть последовательное из трех-четырех предметов, назвать их, затем ряд на некоторое время (-10-15 сек.) закрывается ширмой, педагог за ней убирает один предмет из ряда. После этого ширма открывается и детям предлагается назвать предмет, которого не стало («Чего нет? Чего не стало?»). Ребенок устно отвечает. На первых порах можно для ответа использовать такой же ряд предметов, чтобы ребенок мог показать, чего не хватает, чего не стало казать ту игрушку, которую теперь не видит.
Усложнения:
· увеличивается ряд предметов, картинок до 10-12;
· сначала даются для игры предметы, игрушки, а затем можно использовать и картинки с изображением предметов, игрушек;
· убирать можно сначала один предмет или игрушку, затем и больше до пяти-шести. То же самое и с картинками;
· менять местами так же можно сначала 2 предмета, затем больше до четырех-пяти.
Чего не хватает?
Цель: развитие внимания
Задачи:
1. Развивать зрительное внимание.
2. Учить находить недостающие детали,
3. Уточнять представления о предметах, о его частях.
Оборудование: картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали.
Речевой материал: посмотри внимательно, чего нет? Все верно? Чего не хватает? Названия предметов и их частей.
Ход игры
Детям предлагается рассмотреть картринку с изображением предмета, у которого не хватает части. Затем педагог просит детей сказать, целый предмент или нет: «Чего нет? Все верно?», «Чего не хватает?» Дети указывают место, где отсутствует деталь. Педагог предлагает из картинок с изображением деталей выбрать недостающую деталь и прикрепить ее на место.
Усложнения:
· поиск недостающих частей на силуэтных изображениях, на предметных и сюжетных картинках;
· увеличение количества отсутствующих деталей у предметов.
Подбери слово
Цель: развитие зрительного внимания
Задачи:
1. Развивать зрительного внимания и память.
2. Закреплять название знакомых предметов.
3. Развивать словесную память.
Оборудование: карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией. Предметы могут быть из одной тематической группы или из разных
Речевой материал: будем играть, что это? Названия предметов, изображенных на карточках.
Ход игры
Педагог предлагает ребенку поиграть. Он дает ребенку половинки двух-трех картинок и задает вопрос: «Что это?» Если ребенок знает название предмета, он может сразу подобрать вторую половинку с табличкой к изображению, опираясь только на глобальное восприятие таблички с названием данного предмета. Если ребенок не знает название предмета, он просто подбирает нужную половинку с написанным словом, опираясь на конфигурацию выреза и совмещая половинки. Каждая картинка совмещается только со своей половинкой, на которой написано ее название.
Поставь пальчик
Цель: развитие внимания
Задачи:
1. Развивать целенаправленное слуховое внимание.
2. Развивать умение слышать и быстро реагировать.
Ход игры
Нужны 16 картинок с изображением различного вида транспорта или 16 любых тематических картинок.
Они по одной предъявляются детям. Ребята их называют. Затем все картинки выкладываются на столе или коврике так, чтобы они не касались друг друга.
Дети стоят возле стола или сидят вокруг центрального коврика на своих ковриках. Вы объясняете правила игры: «Я буду называть картинку, кто увидит её, нечего не говорит, а молча ставит пальчик на эту картинку».
За это получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек
«Найди букву».
Цель: развитие внимания.
Задачи:
1. Развивать зрительное внимание.
2. Развивать мелкую моторику.
3. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкци.
Ход игры
Показать ребенку текст с крупным, знакомым ему шрифтом, попросить найти и подчеркнуть букву А столько раз, сколько она встретится в тексте.
«Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания.
Задачи:
1. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
2. Развивать зрительное восприятие.
3. Развивать монологическую и диалогическую речь.
4. Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкци.
Ход игры
Показать ребенку карточку и сказать: "Посмотри здесь нарисованы 4 картинки, 3 из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а 4-ая лишняя. Какая? Почему ты так думаешь?
«Что слышно?»
Цель: развитие слухового внимания.
Задачи:
1. Развивать внимание
2. Развивать слуховое восприятие.
3. Развивать память.
Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.
Ход игры
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки,, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т. д.
«Найди отличия»
Цель: развитие внимания
Задачи:
1. Развивать умение последовательно рассматривать
2. Знакомить с цветами спектра: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым, белым, серым, чёрным.
3. Развивать умения считать.
4. Развивать внимание, память, мышление.
5. Активизировать речь детей.
Описание: Игра состоит из 5 картинок, на которых изображены различные персонажи из мультфильмов по –двое, изображение одного из которых имеет дополнительные детали.
Детям предлагается возможность угадать, кто это и из какого мультфильма этот персонаж. Затем взрослый предлагает её описать, и рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации надо найти отличия и определить, чем они отличаются и какого цвета отличия.
Отвечая на несложные игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. Потому что вся игра проиллюстрирована красочными картинками.
«Назови пары слов»
Цель: развитие переключения внимания
Задачи:
1. Активизировать словать
2. Учить следовать инструкции
Ход игры
Ребенку предлагается поочередно назвать два неодушевленных и два одушевленных слова.
Например: «воздух»- «вода»; «цыпленок»- «утенок»
Вариант игры:
Назвать одно слово одушевленное, два одушевленных.
Назвать одно слово – предмет мебели, два животных, три растения.
Назвать два числа и три геометрические фигуры.
Варианты подбираются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
«Узнай, что это?»
Цель – активизация зрительного внимания
Задачи :
1. Развивать зрительное внимание и память
2. Развивать наблюдательность.
3. Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части.
Игровой материал: демонстрационное полотно, раздаточный материал, цветные карандаши, листы для рисования.
Ход игры
Педагог выставляет на демонстрационное полотно картинку с изображением контура верхней части, например: трамвая, предлагая детям внимательно ее рассмотреть и решить, часть чего она им напоминает. Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает им подсказками. Затем каждому ребенку раздают листочки, на которых предметы изображены не полностью, и ребенка просят сначала узнать предмет, а затем нарисовать их полностью на отдельных листах.
«Волшебное слово»
Цель - развитие внимания.
Задачи:
1. Развивать фонематический слух
2. Развивать внимание
Ход игры
Сначала следует договориться, какие слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву. Педагог рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу, встать или др.
«Девочки»
Цель - тренировка концентрации внимания.
Игровой материал: бланки заданий.
Ход игры:
Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д) / подчеркни, / сосчи
«Хлопни в ладоши».
Цель: развитие устойчивость и переключение внимания.
Ход игры
Ребенку предлагается хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например, животное. После этого взрослый произносит ряд разных слов. В другой раз приседать, когда услышит слово, обозначающее растение.
Затем объединить первое и второе задание, т. е. ребенок приседает, когда слышит название растения, и хлопает к ладоши при произнесении слов, обозначающих животных. Желательно проводить игру с группой детей.