Приложение МААМ

Картотека формирования полоролевого поведения у дошкольников

оксана апухтина
Картотека формирования полоролевого поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

I. Введение

Необходимость в исследовании данной проблемы, а также в составлении программы по полоролевой социализации мальчиков и девочек назрела уже давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ лицензированных программ показал, что дифференциальный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские и женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

Публикация «Картотека формирования полоролевого поведения у дошкольников» размещена в разделах

В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом.

Актуальность проблемы полоролевого воспитания, связанная с методической оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала, сегодня уже, не единична. Многие из книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и при адаптации текста для восприятия его школьниками следует придерживаться определенных этических норм.

Цель исследования - теоретически обосновать необходимость формирования полоролевого поведения у дошкольников.

Предмет исследования - социальные роли мальчиков и девочек, как средство полоролевого поведения.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования полоролевого поведения у дошкольников.

2. Изучить социальные роли мальчиков и девочек в обществе.

3. Анализ и обобщение результатов исследования.

Методы исследования: для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме формирования полоролевого поведения у дошкольников.

II. Основная часть

Формирование и развитие личности происходит через ее включение в системы общественных отношений. Среди выработанных обществом и господствующих в нем систем норм и ценностей особо выделим полоролевой фактор, который крайне редко рассматривается в научной литературе в связи с процессом формирования ценностей и ценностных ориентации. Каждое общество, каждая культура вырабатывает и трансформирует в отношении ценностей элементы стереотипов маскулинности и фемининности. Эти нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчины и женщины, служат нормой для индивида в процессе присвоения половых ролей. Вместе с тем социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют нормативные представления о мужских и женских ролях, нивелируют многие казавшиеся раньше естественными различия. В этой связи очень часто совершенно правильная и справедливая идея равноправия мужчин и женщин трансформируется и трактуется, как и «взаимозаменяемость» во всех областях человеческой деятельности.

Полоролевое поведение рассматривается не только как особая модель социального поведения и отличительный признак мужчины или женщины, а, прежде всего как степень проявления культурного образа человека. Полоролевой образ мужчины или женщины в представлениях ребенка, прежде всего это поведение, которое характеризуется специфическими действиями по отношению: к природе, к людям, женщинам, мужчинам, старикам, детям и др. Если для образа женщины характерна мягкость, терпимость, заботливость, нежность, эмоциональность, то для образа мужчины выносливость, смелость, решительность, честность, сдержанность, практичность и т. п. Женщину в девочке, так же как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного воспитания. Иначе при формировании личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, способствующие ее эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем будет препятствовать выполнению семейной и общественной функции.

Показателями полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста являются :

• эмоциональный компонент (способность ребёнка к эмпатии, эмоциональной стабильности, гендерной толерантности);

• познавательный компонент (становление системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов ценностный компонент как фактор становления системы социальных представлений и определённых полоролевых образцов);

коммуникативно-поведенческий компонент (применение в практической деятельности детей маскулинных и фемининных качеств);

Фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу. Маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу. Таким образом необходимо подчеркнуть совокупность качеств личности, высокий уровень сформированности основного комплекса социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу, сверстникам, взрослым, самому себе и т. д.

Традиционно половые роли и связанные с ними стереотипы маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности) резко различались. Это проявлялось в том, что, «во-первых, мужские и женские виды деятельности и личные качества были отличающимися друг от друга и казались полярными; во–вторых, половые различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми: в—третьих, мужские и женские функции были не просто взаимно дополнительными, но и иерархическими — женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов.

В. Иваницкий отмечает, что женщина в славянском язычестве понимается не как человек второго сорта, но как совершенно иной человек, как самостоятельная сила”. Это оставляло женщине свободу, ритуальную по природе. Девичьи праздники, женские обряды были суверенной областью. В ответ мужское сознание испытывало почтение, страх перед неведомой женской силой.

В семье функции между мужчиной и женщиной разделялись не столько по ролям, сколько территориально. Женщине принадлежало внутреннее пространство, мужчине внешнее. Это делало хозяйку дома сильной фигурой. Женский авторитет обеспечивался властью над священным очагом и едой, влиянием на детей, мастерством в изготовлении одежды и т. д. Так в Уставе Ярослава Мудрого написанном вместе с митрополитом Илларионом, очень многие статьи зафиксировали период древней семейной педагогики, основы семейного права, сложившиеся еще в языческое время. Это было данью истории и исторической преемственностью. Под особую охрану взята мать, женщина, девица, ребенок. Более 14 статей Устава из 43 защищают их честь, свободу, благополучие. Иллариону принадлежит «Слово о законе и благодати». Разработанные митрополитом законоположения о семейных отношениях, охране материнства и младенчества дают основание считать его основоположником официальной семейной педагогики Руси.

Основные педагогические идеи Устава Ярослава Мудрого, «Слова о законе и благодати» Иллариона находят продолжение и развитие в поучениях детям Владимира Мономаха (1117г.). В. Мономах открыто отвергает церковную педагогику самоуничтожения, аскетизма, покорности, утверждает свободу и творческие начала в воспитании. Он выступает за равные отношения между мужчиной и женщиной. «Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой», — пишет он.

В XVI в. явно обозначился патриархальный клад общества, положение и статус русской женщины сильно изменилось. Русская семья XVI в. несла на себе черты Московии как позднесредневековой монархии: усиливающуюся власть отца, мужа и вообще мужчины в доме, неполноправное положение женщин, особенно дочерей, молодых невесток и др. Основным документом, иллюстрирующим взаимоотношения мужчины и женщины, мужа и жены, является “Домострой” сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни. Из него мы узнаем: «Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба. В крестьянском быту, хотя она находилась под гнетом тяжелых работ, хотя на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было труднее, но, по крайней мере, не держали взаперти. У казаков женщины пользовались сравнительно большею свободой: жены казаков были их помощницами и даже ходили с ними в походы. На протяжении многих веков женщинам приходилось нести на своих плечах, как мужские работы, так и мужские роли, мужскую ответственность. И в низах, и в верхах России роль женщины была велика. Между тем многие свидетели отмечали женообразие русских мужских лиц, специфический тип эмоциональности и капризности русских бояр, пассивность и мягкость русской души, странно и взрывообразно переходящей в противоположное состояние.

Собственно половое поведение имело довольно широкие и не всегда оформленные рамки. Случалось, мужественность тела влекла за собой женственность души и наоборот. Различие социальных ролей мужчин и женщин в обществе обусловило и различие в воспитании детей разного пола. Конкретные формы и содержание воспитания мальчиков и девочек были весьма многообразны в зависимости от экономического развития общества, национальных и культурных традиций. Детей с детства готовили к выполнению определенной социальной роли: девочек воспитывали как будущих хранительниц семейного очага, программа воспитания мальчиков была более обширной, большое значение имела подготовка к общественной деятельности.

Касаемо начала ХХ столетия, то в общественной и педагогической мысли России характеризовалось повышенным вниманием к вопросам воспитания и обучения детей разного пола. Хотя дискуссия велась в связи с возможностью введения совместного обучения мальчиков и девочек в школе средней ступени, но проблема рассматривалась более широко. Реформы в области образования и воспитания после Октября 1917 были направлены в первую очередь на обеспечение равенства мужчин и женщин. Реализация равных прав вела к одинаковому подходу в воспитании мальчиков и девочек как в содержании воспитательно-образовательного процесса, так и в форме его осуществления.

Вопросы воспитания мальчиков и девочек широко обсуждаются на страницах печати, в педагогической литературе. Проблема воспитания детей разного пола обсуждается на проводимых в стране съездах по общественному и семейному воспитанию. Введение совместного обучения мальчиков и девочек по одинаковой программе было необходимым и прогрессивным делом, так как определялось требованиями времени, экономическими условиями, А. С. Макаренко подходил к проблеме полового воспитания с точки зрения единства формирования всей личности человека. «Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина, воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания». В своей практической работе А. С. Макаренко учитывал психические особенности мальчиков и девочек. Рассматривая основные нравственные предпосылки формирования дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками, он показал место этой проблемы в общей системе воспитания. Он подчеркивал, что весь стиль работы учебно-воспитательных учреждений должен характеризоваться нравственной целеустремленностью, педагогическим оптимизмом и гуманностью в работе и в быту, в характере отношений между представителями разного пола.

В. А. Сухомлинский считал важнейшей педагогической задачей школы формирование нравственных отношений между юношами и девушками он уделял особое внимание дифференцированному подходу к воспитанию юношей и девушек, развитию у них мужественности и женственности. Принципиальное значение имеет понимание В. А. Сухомлинским воспитания мальчиков и девочек не как параллельных процессов, а как взаимосвязанных и взаимообусловленных. Он предлагает организовать так деятельность коллектива, чтобы не было специальных мужских и женских видов деятельности, а отличались лишь место и роль девочек и мальчиков в их осуществлении. В. А. Сухомлинский предложил целостную программу воспитания мальчиков и девочек. Реализация равных прав мужчин и женщин сводилась к абсолютно одинаковому подходу в воспитании мальчиков и девочек как в содержании воспитательно-образовательного процесса, так и в форме его осуществления. Отступление от этого принципа понималось как ущемление прав того и другого пола, что привело к определенным негативным последствиям. Прежде всего, это проявилось в прекращении исследований в области изучения половых различий.

Можно выделить основные принципы работы по формированию полоролевого поведения у дошкольников :

• систематичность

В течение учебного года работа по программе полоролевой дифференциации проводится систематически. Педагоги могут гибко распределять содержание в течении дня. Для целенаправленного обучения может быть выбран определенный день или несколько дней в неделю. Также можно использовать тематические циклы, между которыми делается перерыв в несколько недель. Особая специфика состоит в том, что даже запланированная тема не ограничивается рамками одного занятия, нельзя предвидеть спонтанно возникающие ситуации. От педагога может потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, привлечение соответствующей художественной литературы.

• создание развивающейся среды

Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности связанна с организацией предметно — развивающей среды. Для мальчиков можно подобрать различные конструкторы, игрушки, подготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели». Для девочек оборудовать кукольный уголок, расположить предметы домашнего обихода, кукол, наряды. Изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Дочки матери». Украшением группы может быть служить тематические выставки детского рисунка «Рисуют мальчики», «Рисуют девочки».

• интеграция программного содержания.

Такая интеграция целесообразна, прежде всего, с занятиями по ознакомлению окружающим миром, музыкальным, физическим, трудовым воспитанием, а также с игровой деятельностью. Для большей эффективности необходимо использовать разнообразные формы работы : игры, режимные моменты, связанные, например, с организацией труда (взаимопомощь). Использование различных игр в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих его полу социальных ролей в будущем [2].

Вывод: Подобные педагогические принципы на данную тему необходимо проводить с детьми, так как они больше будут иметь представление о своих социальных ролях в обществе и семье.

III. Заключение

Дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, социальных ролей в обществе, полоролевых ценностных ориентации.

В результате исследования проблемы полоролевых представлений детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что на современная педагогика не учитывает пол как значимую характеристику личности ребенка. В современных лицензированных программах отсутствует дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, в результате чего воспитывается усредненное существо, в характеристике которого отсутствуют мужские и женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. По-прежнему в практике не востребованы исследования педагогов, психологов и физиологов о половых различиях. Проблема полоролевого воспитания в той или иной мере затрагивалась многими учеными. Значительный интерес для нашего исследования представляют труды античных мыслителей (Аристотель, Пифагор, Платон, а так же философами и учеными более позднего периода (Т. П. Хризман, А. И. Захарова, Д. И. Колесова, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Лакан, Е. Хетхерингтон, Т. А. Репина, У. Мишел) [1].

Предмет исследования — психолого-педагогиеские условия для формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте. Основными методами работы могут являться: изучение литературы по данном вопросу, наблюдение за поведением мальчиков и девочек в естественных условиях.

Все педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли у мальчиков в семье, где мама - лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут формироваться мужские черты характера. Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью.

Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной, когда родители становятся активным помощниками и единомышленниками для своего ребенка.

Воспитание базируется на положительных примерах поведения взрослых. Педагогам дошкольного учреждения необходимо это учитывать самим и пристальное внимание уделять работе с родителями. По некоторым вопросам необходимо достичь понимания: например, нельзя требовать от девочки ласки, внимания к членам семьи, если мать груба, постоянно кричит на мужа. Так и сын, отец которого устраняется от домашних обязанностей и воспитания детей, груб по отношению к жене и окружающим, может, став взрослым перенять эти черты. Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и дома, вызывает у ребенка чувство растерянности, обиды или даже агрессии. Поэтому педагогам следует заинтересовать родителей перспективам нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, знакомить с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформлять информацию в «Уголке для родителей», организовывать выставки детских работ, просмотры тематических видеофильмов.

Одно из важнейших условий реализации - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная, используются ранее названные средства и методы.

Подводя итог, можно утверждать, что в практической деятельности пол не является значимой характеристикой ребенка. Вопросу формирования половых ролей уделяется минимальное внимание в практике. Результаты научных исследователей педагогов, психологов и физиологов остаются невостребованными в практической стороне педагогического процесса.

IV. Список использованной литературы

1. М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»// М. : Просвещение, 1985.

2. Ужанков А. "Слово о Законе и Благодати" и другие творения митрополита Илариона Киевского// Изд. Академика, 2014.

3. Иваницкий В. Русская женщина и эпоха «Домостроя»\\ Обществ. Науки. 1995.

4. Шелухина И. П. «Мальчики и девочки»// ТЦ. : Сфера, 2006.

5. Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик программа «Радуга»// 1994.

6. Л. А. Венгер программа «Развитие»// М. : Новая школа, 1994.

7. И. Н Евтушенко «Гендерная воспитанность как результат гендерного воспитания» // «Образование», - 2008.

8. И. С. Свенцицкая, М. К. Трофимова «Апокрифы древних христиан»// Изд. Мысль, 1989.

9. А. С. Макаренко https://literature-edu.ru/lekcii/1728/index.html?page=26

10. Сухомлинский, В. А. Воспитание личности в советской школе / Сост. и авт. вступ. ст. М. И. Мухин / В. А. Сухомлинский. // Киев, «Рад. Школа», 1965

11. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям).// Киев, 1975.

12. Абаева Т. Ю. «Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам — важное условие эффективности учебно-воспитательной работы в школе»// Аврорев. Дис. Канд. пед. наук Ташкент, 1979.

V. Приложение

[1]- Таблица «Формирование полоролевого поведения у дошкольника»

Автор Содержание вопроса

З. Фрейд,

Э. Эриксон, Ж. Лакан, Е. Хетхерингтон Теории усвоения половой роли и формирования полоролевого поведения, в которых раскрываются механизмы формирования полоролевых предпочтений, становления мужской и женской индивидуальности: традиционная психоаналитическая теория.

У. Мишел Теория половой типизации. "Половая типизация - это процесс, посредством которого индивид усваивает полодиморфические образцы поведения; сначала он научается различать дифференцируемые по полу образцы поведения, затем распространять этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила".

М. Титоренко Мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека - с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

Т. П. Хризман, А. И. Захарова, Д. И. Колесова, И. П. Петрищев, В. Д. Еремеева, В. А. Сопикова, Е. Маккоби В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в эмоциональной, познавательной сферах, сферах деятельности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других психических процессах, развитии речевой способности. Вместе с тем анатомические и физиологические предпосылки рассматриваются только как предпосылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их полоролевого поведения. Этот процесс осуществляется под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания, что подтверждает необходимость целенаправленного педагогического руководства процессом формирования полоролевого поведения.

Т. А. Репина Анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются некоторые особенности развития мозга.

[2]- игры направленные на формирование полоролевого поведения дошкольников.

Игра «МАМА»

ЦЕЛЬ: развитие представлений детей об обязанностях мамы в семье и на работе, воспитание любви к близким людям, желание делать для них приятное; закрепление значения «волшебных слов», которые помогают дарить радость, сохранять дружбу.

ХОД: Педагог предлагает детям придумать рассказ на тему «Моя мама дома и на работе». Описать портрет мамы. Дальше он создает игровые ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем «волшебные слова» для мамы». В конце игры дети вместе определяют самых внимательных: дочку, сына и внучат и обсуждают, почему они сделали именно такой выбор.

Игра «КЕМ Я БУДУ?».

ЦЕЛЬ: осмысление ребенком планов на будущее, формирование умения делать выбор в соответствии со своими интересами и способностями, осознание значимости любой профессии.

ХОД: педагог задает детям следующие вопросы: «От чего зависит название профессии? Зачем человеку нужна профессия? Какие профессии называются женскими, какие мужскими?»

Далее воспитатель читает стихотворение «Разные профессии» А, Шибаева, дети слушают и вставляют свои ответы: Самолетом правит. (летчик, Трактор водит. (тракторист, Электричку —. (машинист, Стены выкрасил. (маляр, Доску выстрогал. (столяр, В доме свет провел. (монтер, В шахте трудится. (шахтер, В жаркой кузнице —. (кузнец, За прилавком —. (продавец). Кто все знает —. (молодец!

После прочтения стихотворения воспитатель продолжает: «Может случиться так, что женщина хочет овладеть мужской профессией, а мужчина — женской?» Педагог подводит детей к выводу, что главное — любить и хорошо знать свое дело. Дети рассказывают, кем бы они хотели быть, когда станут взрослыми. И чему должны научиться для этого.

Публикации по теме:

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Развитие у дошкольников осознанного поведения в совместной деятельности (из опыта работы) Наслаждаться общением – главный признак дружбы. Аристотель. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Проект по ознакомлению старших.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека формирования полоролевого поведения у дошкольников
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 19:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека формирования полоролевого поведения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем оксана апухтина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД