Светлана Саяпина
Картотека игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Картотека д/игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста
1. Д/и «Покорми животных»
Цели: формировать у ребенка первоначальные преставления о том, что едят животные; развивать речевое внимание; воспитывать сострадательное и бережное отношение к животным.
Оборудование: карточки с изображениями животных (зайчик, медведь, обезьянка, домашняя птица, кошка, собачка); карточки с изображениями пищи (мед, рыба, морковь, косточка, молоко).
Публикация «Картотека игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход игры: воспитатель вместе с ребенком раскладывает изображения животных, ребенок четко называет каждого из них.
Пример:
Р. : «Это зайчик!»;
В. : «Что любит кушать зайчик?»;
Р. : «Зайка любит грызть морковку» (при этом он кладет соответствующую картинку перед ним).
Игра продолжается до тех пор, пока все животные не будут «накормлены».
2. Д/и «Кто живет в лесу, а кто – у человека?»
Цели: формировать у ребенка первоначальные преставления о местах обитания диких и домашних животных; учить различать диких и домашних животных, прививать к ним любовь.
Оборудование: 16 карточек с изображениями диких и домашних животных;
4 карточки с изображениями мест обитания (лес, домик в деревне, северный полюс, пустыня).
Ход игры: воспитатель выставляет 4 карточки с изображениями мест обитания. Детям предлагается под каждой картинкой поселить животных. В конце игры, когда задание выполнено полностью, дети проговаривают и обобщают.
Пример:
Дети: «В лесу живут зайцы, лисы, волки и медведи.» и т. д.
3. Д/и «Кто как кричит?»
Цели: развивать речевое внимание и артикуляционный аппарат детей; расширять экологические представления; воспитывать чуткое отношение к животным.
Оборудование: фланелеграф; картинки с изображениями домашних животных и их детенышей.
Ход игры:
В. : «Это гусь (показывает картинку). Он громко гогочет: «ГА-ГА-ГА» (дети повторяют 3-4 раза);
В. : «Это маленький гусенок – сыночек гуся (показывает картинку). Он гогочет тихо: «га-га-га» (дети повторяют 2-3 раза);
В. : «Это курочка (показывает картинку). Она громко кричит: «КО-КО-КО» (дети повторяют 3-4 раза, а цыпленок (показывает картинку) ей тихо отвечает: «пи-пи-пи» (дети повторяют 2-3 раза).
Все картинки воспитатель прикрепляет к фланелеграфу и говорит: «Послушайте, чья это песенка? : «га-га-га» (произносит тихо…Правильно – это песенка гусенка! Сними картинку и спой его песенку.».
Аналогичная работа проводится со всеми персонажами.
4. Д/и «Колючки для ежей»
Цели: продолжать формировать представления о животных; развивать мелкую моторику; учить сравнивать и выбирать предметы по их окраске; воспитывать желание помогать животным.
Оборудование: вырезанные из цветного картона силуэты 5-6 ежей; 4-5 прищепок того же цвета к каждому ежу; 1 игрушечный ежик.
Ход игры: воспитатель показывает детям игрушечного ежика, дети здороваются с ним, пытаются его погладить.
В. : «Что ж ты, еж, такой колючий?»;
Еж: «Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!»
(Б. Заходер)
Еж: «Мне-то хорошо, у меня есть иголки, а у моих детенышей-маленьких ежат – иголки еще не выросли, им нечем защищаться от волков и лис. Помогите ежатам!»
Воспитатель высыпает из коробки разноцветные прищепки и раздает каждому ребенку по картонному ежику, показывает детям, как надо раскрывать прищепку и прикреплять ее ему на спинку: красному ежику подбираются красные прищепки, синему – синие и т. д.
5. Д/и «Птицы и звери»
Цели: учить объединять животных по принадлежности их к птицам или зверям; закреплять знания о животных и птицах, воспитывать бережное отношение к ним; развивать экологические представления.
Оборудование: предметные картинки с изображениями зверей и птиц (кротик, медведь, лиса, заяц, волк, белка, сорока, ворона, воробей, голубь); игрушечные сорока и кротик.
Ход игры: в гости к детям приходят сорока и кротик. Дети приветствуют их.
В. : «Сорока – это кто?»;
Дети: «Это птица, потому что у нее есть крылья!»;
В. : «Кротик – это кто?»
Дети «Животное – он живет в земле.».
В. : «Когда я скажу «сорока» – вы машете руками как крыльями, а когда я скажу «кротик» - раскачиваетесь из стороны в сторону.» (повторяется 2-3 раза)
Далее воспитатель раскладывает перед детьми на столе предметные картинки с изображениями зверей и птиц. Картинки перемешиваются. Детям необходимо распределить в одну сторону изображения птиц, в другую – зверей.
6. Д/и «С какого дерева листочек?»
Цели: расширять экологические представления детей о растениях; учить узнавать, с какого дерева листочек; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: рельефные изображения листочков березы, каштана, черемухи и рябины.
Ход игры: воспитатель рассказывает о пользе деревьев: вырабатывают кислород, делают воздух чище, из древесины делают бумагу; показывает листочки и называет с какого они дерева. Дети четко проговаривают названия и запоминают их.
7. Д/и «Чей домик?»
Цели: расширять представления детей о том, кто где живет; развивать устойчивость внимание; воспитывать желание помогать животным.
Оборудование: карточки или рисунки с изображениями домиков животных: скворечник, будка, коврик, дупло, нора; игрушечные животные (щенок, птица, котенок, белка, лиса).
Ход игры: воспитатель раскладывает перед детьми рисунки с изображениями домиков животных; рядом ставит игрушечных животных и говорит: «Звери совсем еще маленькие и не могут сами найти свой домик. Помогите им найти, кто где живет!»
Дети самостоятельно выполняют задание.
8. Д/и «Кто кем был?»
Цели: формировать представления о том, что каждое взрослое животное было когда-то маленьким и называлось по-другому; воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей; фланелеграф или мольберт с магнитами.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится». Поочередно по содержанию на мольберт выставляются картинки с изображениями взрослых животных, а затем по подсказке ребенка выставляются изображения их детенышей.
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая … (собака).
Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал … (конем).
Бык, могучий великан,
В детстве был … (теленком).
Толстый увалень баран –
Толстеньким … (ягненком).
Этот важный кот пушок –
Маленьким … (котенком).
А отважный петушок –
Кро-о-хотным … (цыпленком).
А из маленьких гусят
Вырастают … (утки) –
Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
9. Д/и «Голоса животных»
Цели: способствовать развитию речи, артикуляционного аппарата; знакомить с жизнью животных; воспитывать любовь к животным и птицам.
Оборудование: картинки с изображениями животных и птиц или игрушечные животные и птицы.
Ход игры: воспитатель поочередно выставляет картинки с изображениями животных и птиц или игрушечных животных и птиц, а дети называют действие и звукоподражают:
Пчела – жужжит (ж-ж-ж-ж);
Осел – ревет (иа-иа-иа);
Утка – крякает (кря-кря-кря);
Кошка – мяукает (мяу-мяу-мяу);
Петух – поет и кукарекает (ку-ка-ре-ку);
Ворона – каркает (кар-кар-кар);
Индюк – кулдыкает (кулды-кулды-кулды);
Лягушка – квакает (ква-ква-ква);
Кабаны, свиньи – хрюкают (хрю-хрю-хрю);
Лошадь – ржет (и-го-го);
Коза – блеет (ме-е-е);
Собака – гавкает (гав-гав-гав);
Филин – ухает (ух-ух-ух);
Гусь – гогочет (га-га-га);
Корова – мычит (му-му-му);
Тигр, лев – рычит (ррррррр);
Слон – трубит (ту-у-у).
10. Д/и «Кто как помогает человеку?»
Цели: расширять представления детей о пользе животных для человека; развивать разговорную речь; воспитывать любовь и бережное отношение
к животным.
Оборудование: игрушечные животные (корова, кошка, лошадь, собака, овца, курочка).
Ход игры: воспитатель рассказывает о том, что животных нельзя обижать,
а нужно беречь и любить; о том, что все они приносят пользу людям. Потом показывает животное, а дети вместе с воспитателем проговаривают:
Корова – молоко (дает)
Кошка – мышь (ловит)
Лошадь - телегу (возит)
Собака – дом (охраняет)
Курочка – яичко (несет)
Овца – шерсть (дает)