Получи документы

Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе

Анна Александровна Рассохина
Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр

по речевому развитию

во второй младшей группе

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

«Кто это? Что это?»

Цель: учить называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.

Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе» размещена в разделах

Описание: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает : «Кто это?».

2. Рассмотреть картинки. Назвать те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Поставить к ним вопрос.

3. Педагог называет слова вразброс, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети ставят к ним вопросы: яблоко – «что это?», собака – «кто это?».

«Накроем стол к чаю»

Цель: ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда»

Оборудование: набор детской посуды

Описание: Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

«Чего не стало?» (по лексическим темам)

Цель: учить узнавать и называть предметы на картинках.

Оборудование: набор иллюстраций.

Описание: ребенок соотносит изображения нарисованного предмета и его контура.

«Кто живёт во дворе?»

Цель: ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

Оборудование: иллюстрации с названиями домашних птиц и их.

Описание: рассматривает картинки с изображением птиц. Потом подбирает каждой птице птенцов.

«Чудесная коробка»

Цель: дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

Оборудование: коробка, машинка, самолет, поезд, пароход Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Описание: ребенок складывает изображения транспорта из двух частей.

«Назови часть целого»

Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Оборудование: иллюстрации по теме

Описание: Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо); Машина - … (колеса, фары, руль); Велосипед (руль, два колеса, рама, педали) и т. д.

«В магазине игрушек»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов

Оборудование: иллюстрация с набором игрушек

«Кто где живет?» (по лексическим темам)

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ.

Оборудование: иллюстрации по теме

Описание: дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.

«Кто как голос подает?»

Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.

Оборудование: мячик.

Описание: воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит.

«Назови ласково» (по лексическим темам)

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму

существительных.

Оборудование: набор иллюстраций

Описание: Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, двор — дворик.

«Большое – маленькое»

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Оборудование: набор иллюстраций или игрушек

Описание: В комнате большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик);

У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький (диванчик);

У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая (кроватка).

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

«Чего не стало?» (по лексическим темам)

Цель: учить согласовывать прилагательные и существительные

Оборудование: набор иллюстраций.

Описание: ребенок соотносит изображение предмета и его признака

«Кто живёт во дворе?»

Цель: учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

Оборудование: иллюстрации с названиями домашних птиц и их птенцов. Описание: От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц. Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке : кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

«Один – много»

Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе

Описание: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.

1. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.

2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.

3. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец: деревья - дерево, утята - утенок.

«Кто где живет?» (по лексическим темам)

Цель: закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Оборудование: набор иллюстраций.

Описание: Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике и т. д.

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Оборудование: набор иллюстраций

Описание: Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

«Олины помощники»

Цель: учить образовывать форму мн. числа глаголов.

Оборудование: кукла Оля.

Описание: - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т. д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают)

«Куда спряталась мышка?»

Цель: учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа.

Оборудование: Игрушка – мышка, кукольная мебель

Описание: - К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Воспитатель ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

«Догадайся, что звучит»

Цель: познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнават

Оборудование: Набор предметов.

Описание: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Громко — тихо»

Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Оборудование: большая и маленькая машина, большой и маленький бараб

Описание: Воспитатель показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

«Ослик потерялся»

Цель: закрепить произношение звукосочетания [йа] голосом разной высоты.

Оборудование: картинки большого и маленького ослика.

Описание: Воспитатель показывает картинку, на которой нарисованы большой и маленький ослики. - Пошел маленький ослик гулять и потерялся. Стоит и маму зовет: «Йа – йа - йа». Как зовет ослик маму? - Мама услышала голос ослика и отвечает: «Йа – йа - йа». Как мама ответила ослику?

«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)

Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Описание: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

- Все листики на земле. Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

«Ловим звук»

Цель: знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение и узнавание.

Оборудование: набор игрушек, ширма.

Описание: I вариант: Воспитатель поочередно демонстрирует детям игрушки, просит назвать их и показать, как кричит то или иное животное: собака (аф-аф-аф, лошадь (иго-го, волк (у-у-у, лягушка (ква-ква-ква, корова (му-му-му, курица (ко-ко-ко, мышь (пи-пи-пи, коза (ме-э-э, машина (би-би-би, барашек (бе-э-э)

Затем дети делятся на две группы. Одна группа детей берет игрушки, прячется за ширму и поочередно показывает, как кричат животные. Другая группа угадывает.

II вариант: Воспитатель предлагает детям пойти в магазин и купить игрушки. Но купить игрушку они могут только тогда, когда произнесут соответствующее звукоподражание. Дети поочередно подходят к столу, выбирают игрушку и произносят звукоподражания.

«Звуки вокруг нас»

Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Описание: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.

– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

«Что звучит?»

Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Оборудование: бубен, гармошка, погремушка, гитара, барабан, дудочка.

Описание: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«Хорошо-плохо» (по лексическим темам)

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Оборудование: картинки по теме.

Описание: 1 вариант: - Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая.

- Съесть конфету - плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

2 вариант: - Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая.

- Сладкая конфета - это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.

- Зубы заболят - это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу.

- А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

«Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Оборудование: кукла.

Описание: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

Оборудование: игрушки

Описание: В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.

«Разложи картинку»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Оборудование: набор иллюстраций.

Описание: Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.

«Скажи, что делает и что будет делать»

Цель: обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.

Оборудование: набор иллюстраций.

Описание: Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать.

«Кто позвал?»

Цель: составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.

Оборудование: игрушки.

Описание: У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и ’говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка».

Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».

«Узнай меня»

Цель: развивать логическое мышление, связную речь.

Оборудование: предметные картинки.

Описание: Дети получают предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет, и т. д., не называя его самого. Например: «Это предмет неживой. Его можно встретить на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник.

«Продолжи предложения»

Цель: развивать воображение и связную речь.

Описание: Воспитатель просит детей продолжить следующие предложения:

Мальчики весело смеялись, потому что.

Если зимой будет сильный мороз, то.

Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что.

Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что.

Когда наступает день рождения, то.

Если пойдет сильный дождь, то.

«Угадай, кто сказал»

Цель: закрепить знания о животных, развивать связную речь

Оборудование: картинки с изображением животных

Описание: Каждый ребенок получает по несколько карточек с изображением разных зверей. Воспитатель произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть на картинке у детей. Дети поднимают соответствующие картинки.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на весенний период Март 1. «Кто больше назовет действий» Направление.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на зимний период Декабрь 1. «Какой? Какая? Какое?» Направление работы:.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на осенний период Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе (осенний период) Сентябрь 1. «Кто как разговаривает?» Направление работы:.

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Взрослый показывает 3—4 игрушки, а.

Конспект НОД по речевому развитию «Волшебница Осень» во второй младшей группеКонспект НОД по речевому развитию «Волшебница Осень» во второй младшей группе Тема: «Волшебница Осень» Основная образовательная деятельность: речевое развитие. Цель: Развитие связной речи детей второй младшей группы.

Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Русская матрёшка»Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Русская матрёшка» Тема:Русская матрёшка Интеграция: художественно-эстетическое развитие Программные задачи: 1. Формировать умение рассматривать матрёшку,.

Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Зимушка-зима»Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе «Зимушка-зима» Тема:«Зимушка, зима»Задачи: - Формировать представление о зиме, как времени года. - Развивать умение отгадывать загадки. - Развивать диалогическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе
Опубликовано: 24 июня 2024 в 14:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Анна Александровна Рассохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД