Анна Александровна Рассохина
Картотека дидактических игр по речевому развитию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
по речевому развитию
во второй младшей группе
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ
«Кто это? Что это?»
Цель: учить называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Описание: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Вокруг нас много предметов. И о каждом из них можно спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом: «Что это?» Показывает на картинку с изображением неодушевленного предмета или на сам предмет. Дети называют предметы. Показывает одушевленный предмет или картинку и спрашивает : «Кто это?».
2. Рассмотреть картинки. Назвать те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Поставить к ним вопрос.
3. Педагог называет слова вразброс, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети ставят к ним вопросы: яблоко – «что это?», собака – «кто это?».
«Накроем стол к чаю»
Цель: ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда»
Оборудование: набор детской посуды
Описание: Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняет поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?
«Чего не стало?» (по лексическим темам)
Цель: учить узнавать и называть предметы на картинках.
Оборудование: набор иллюстраций.
Описание: ребенок соотносит изображения нарисованного предмета и его контура.
«Кто живёт во дворе?»
Цель: ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.
Оборудование: иллюстрации с названиями домашних птиц и их.
Описание: рассматривает картинки с изображением птиц. Потом подбирает каждой птице птенцов.
«Чудесная коробка»
Цель: дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).
Оборудование: коробка, машинка, самолет, поезд, пароход Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.
Описание: ребенок складывает изображения транспорта из двух частей.
«Назови часть целого»
Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.
Оборудование: иллюстрации по теме
Описание: Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо); Машина - … (колеса, фары, руль); Велосипед (руль, два колеса, рама, педали) и т. д.
«В магазине игрушек»
Цель: расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов
Оборудование: иллюстрация с набором игрушек
«Кто где живет?» (по лексическим темам)
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ.
Оборудование: иллюстрации по теме
Описание: дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.
«Кто как голос подает?»
Цель: развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.
Оборудование: мячик.
Описание: воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит.
«Назови ласково» (по лексическим темам)
Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму
существительных.
Оборудование: набор иллюстраций
Описание: Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, двор — дворик.
«Большое – маленькое»
Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Оборудование: набор иллюстраций или игрушек
Описание: В комнате большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик);
У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький (диванчик);
У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая (кроватка).
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
«Чего не стало?» (по лексическим темам)
Цель: учить согласовывать прилагательные и существительные
Оборудование: набор иллюстраций.
Описание: ребенок соотносит изображение предмета и его признака
«Кто живёт во дворе?»
Цель: учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.
Оборудование: иллюстрации с названиями домашних птиц и их птенцов. Описание: От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц. Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке : кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?
«Один – много»
Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе
Описание: У детей карточки с изображением одного предмета и много предметов.
1. Задача детей назвать, что на картинке. Образец: У меня один кубик и много кубиков.
2. Изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Образец: шар – шары, кубик – кубики.
3. Изменить слова так, чтобы они обозначали один предмет. Образец: деревья - дерево, утята - утенок.
«Кто где живет?» (по лексическим темам)
Цель: закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Оборудование: набор иллюстраций.
Описание: Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике и т. д.
«Разноцветный сундучок»
Цель: учить ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Оборудование: набор иллюстраций
Описание: Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
«Олины помощники»
Цель: учить образовывать форму мн. числа глаголов.
Оборудование: кукла Оля.
Описание: - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т. д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают)
«Куда спряталась мышка?»
Цель: учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа.
Оборудование: Игрушка – мышка, кукольная мебель
Описание: - К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Воспитатель ставит ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
«Догадайся, что звучит»
Цель: познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнават
Оборудование: Набор предметов.
Описание: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
«Громко — тихо»
Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Оборудование: большая и маленькая машина, большой и маленький бараб
Описание: Воспитатель показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
«Ослик потерялся»
Цель: закрепить произношение звукосочетания [йа] голосом разной высоты.
Оборудование: картинки большого и маленького ослика.
Описание: Воспитатель показывает картинку, на которой нарисованы большой и маленький ослики. - Пошел маленький ослик гулять и потерялся. Стоит и маму зовет: «Йа – йа - йа». Как зовет ослик маму? - Мама услышала голос ослика и отвечает: «Йа – йа - йа». Как мама ответила ослику?
«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)
Цель: обучение плавному, свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Описание: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
- Все листики на земле. Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
«Ловим звук»
Цель: знакомство детей со звуками окружающего мира, их вычленение и узнавание.
Оборудование: набор игрушек, ширма.
Описание: I вариант: Воспитатель поочередно демонстрирует детям игрушки, просит назвать их и показать, как кричит то или иное животное: собака (аф-аф-аф, лошадь (иго-го, волк (у-у-у, лягушка (ква-ква-ква, корова (му-му-му, курица (ко-ко-ко, мышь (пи-пи-пи, коза (ме-э-э, машина (би-би-би, барашек (бе-э-э)
Затем дети делятся на две группы. Одна группа детей берет игрушки, прячется за ширму и поочередно показывает, как кричат животные. Другая группа угадывает.
II вариант: Воспитатель предлагает детям пойти в магазин и купить игрушки. Но купить игрушку они могут только тогда, когда произнесут соответствующее звукоподражание. Дети поочередно подходят к столу, выбирают игрушку и произносят звукоподражания.
«Звуки вокруг нас»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Описание: Педагог предлагает детям поиграть в такую игру.
– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяйте за мной.
Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
«Что звучит?»
Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Оборудование: бубен, гармошка, погремушка, гитара, барабан, дудочка.
Описание: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«Хорошо-плохо» (по лексическим темам)
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Оборудование: картинки по теме.
Описание: 1 вариант: - Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая.
- Съесть конфету - плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант: - Съесть конфету - хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая.
- Сладкая конфета - это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы.
- Зубы заболят - это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу.
- А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
«Кто больше увидит и назовёт»
Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Оборудование: кукла.
Описание: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.
«Что напутал Буратино?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
Оборудование: игрушки
Описание: В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: «Мяу!» Дети должны заметить все неточности и ошибки и исправить их.
«Разложи картинку»
Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Оборудование: набор иллюстраций.
Описание: Детям раздают по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться). Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.
«Скажи, что делает и что будет делать»
Цель: обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия.
Оборудование: набор иллюстраций.
Описание: Детям показывают картинку и просят вначале сказать, что делает персонаж, затем, что он будет делать. Например: девочка кормит куклу; покормит и уложит спать.
«Кто позвал?»
Цель: составлять элементарное описание, содержащее название объекта и одного из его признаков.
Оборудование: игрушки.
Описание: У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть водящего. Водящий называет окликнувшего и ’говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка».
Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».
«Узнай меня»
Цель: развивать логическое мышление, связную речь.
Оборудование: предметные картинки.
Описание: Дети получают предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет, и т. д., не называя его самого. Например: «Это предмет неживой. Его можно встретить на кухне. У него есть ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду». Все догадались, что это чайник.
«Продолжи предложения»
Цель: развивать воображение и связную речь.
Описание: Воспитатель просит детей продолжить следующие предложения:
Мальчики весело смеялись, потому что.
Если зимой будет сильный мороз, то.
Девочка стояла и очень сильно плакала, потому что.
Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что.
Когда наступает день рождения, то.
Если пойдет сильный дождь, то.
«Угадай, кто сказал»
Цель: закрепить знания о животных, развивать связную речь
Оборудование: картинки с изображением животных
Описание: Каждый ребенок получает по несколько карточек с изображением разных зверей. Воспитатель произносит фразу, меняя высоту голоса, подражая животному, которое есть на картинке у детей. Дети поднимают соответствующие картинки.