Тишкова Татьяна
Картотека дидактических игр по речевому развитию в старшей группе «Солнечные зайчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по речевому развитию
в старшей группе «Солнечные зайчики».
Воспитатель Тишкова Т. К.
«Составь предложение»
Цель: Уметь использовать в речи предлоги: в, над, из, на.
Материал: Предметные картинки.
Ход игры:
Дети составляют предложения с использованием предлогов в, над, из, на.
Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию в старшей группе „Солнечные зайчики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Солнечный зайчик
- Солнце, солнышко
- Солнце. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Рассматривают схемы предлогов, с помощью пары картинок составляют предложения:
книги — шкаф (Книги стоят в шкафу).
ложка — стол (Ложка лежит на столе).
птица — гнездо (Птица вылетела из гнезда).
бабочка — цветок (Бабочка порхает над цветком).
«Составь предложение по теме «Времена года»
Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.
Ход игры:
Дети по опорным словам составляют предложения, добавляя название времени года.
— с, падать, желтые, деревьев, листья. (Осенью с деревьев падают желтые листья);
— бежать, с, звонкий, гора, ручей. (Весной с горы бежит звонкий ручей.);
— Кружиться, в, снежинки, воздух, белые. (Зимой в воздухе кружатся белые снежинки.);
— На, поляне, земляника, спеть, красная. (Летом на поляне спеет красная земляника.).
«Составление предложений по теме «Зимние забавы»
Цель: Упражнять детей использовать в речи союз «чтобы».
Материал: Картинки по теме «Зимние забавы».
Ход игры:
Детям предлагаются картинки по теме «Зимние забавы». Они придумывают предложения со словом «чтобы». В случае затруднений воспитатель задает вопросы:
«Для чего мальчик взял санки?» (Мальчик взял санки, чтобы кататься с горки.)
«Для чего дети поливают горку?» (Дети поливают горку, чтобы она была скользкая.)
«Для чего мальчик взял клюшку и шайбу?» (Мальчик взял клюшку и шайбу, чтобы играть в хоккей.)
«Для чего девочка надела шубку?» (Девочка надела шубку, чтобы ей было тепло.)
«Где начало рассказа?»
Цель: Упражнять у детей умения передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Материал: Серия сюжетных картинок.
Ход игры:
Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: Уметь находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры:
Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Составь два рассказа»
Цель: Уметь различать сюжеты разных рассказов.
Ход игры:
Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
«Что изменилось?»
Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
Ход игры:
На столе расположены предметы в определенной последовательности.
В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
- Описать предмет, которого не стало
- Рассказать о месте, где он стоял
- На какой звук начиналось название этого предмет
- В названии каких еще предметов есть этот звук?
«Почемучкины вопросы»
Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры:
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?
«Потому что…»
Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры:
Рассуждения и ответы на вопросы:
«Я мою руки потому, что…»
- Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.
Взрослый даёт задание ребё нку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
- Объясни, почему кошка недовольна?
«Составь рассказ»
Цель: Упражнять детей составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры:
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т. д.
«Если бы.»
Цель: Развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления — синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Ход игры:
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то.»
«Если бы я стал невидимым.»
«Если весна не наступит никогда.»
«А я бы…»
Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.
Ход игры:
После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Закончи сам»
Цель: Развивать у детей воображение, связную речь.
Ход игры:
Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
«Продавец и покупатель»
Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.
Материал: Предметы (картинок с изображением предметов) похожих по назначению, но разных по внешнему виду.
Ход игры:
На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.
«Опиши-угадай»
Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.
Ход игры:
Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ.
«Опиши игрушку»
Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Материал: Игрушки животных.
Ход игры:
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
«Волшебный мешочек» («Черный ящик»)
Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.
Материал: Коробка с предметом.
Ход игры:
В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).
Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике, задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т. д.».
«Верно ли это?»
Цель: Упражнять детей замечать небылицы, не логические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход игры:
Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
- Верно ли это?
«Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?»
«Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла:
Сивка да Бурка!»
«Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито».
«Два весёлых карапуза,
На печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селёдок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души».
«Чего на свете не бывает»
Цель: Уметь находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры:
Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Объясни, что такое»
Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.
Ход игры:
Педагог просит объяснить выражения:
Железная хватка, скупые слёзы, золотые руки, медвежья услуга, светлая голова,
острый язык, лисьи глаза, блестящая мысль, высокие чувства, короткая память,
тонкая усмешка, лёгкая походка, тёплые слова, громкая фраза, сладкие речи,
крокодиловы слёзы, горькая правда, лёгкие ноги, железный кулак, стальной характер.