Юлия Ивлева
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе
Карточка № 1
«Найди ошибку»
Цель: побуждать отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Материалы: игрушка любая.
Процесс: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Карточка № 2
«Доскажи слово»
Цель: побуждать отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Материалы: нет.
Процесс: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра — начинается иг ….
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на го…
Ри-ри-ри — на ветках снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш само.
Ры-ры-ры — детей много у го.
Карточка №3
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Материалы: мяч
Процесс: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова - мычит.
Тигр – рычит.
Змея – шипит.
Комар – пищит.
Собака – лает.
Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
Карточка №4
«Кто где живёт?»
Цель: помочь закрепить употребление в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Материалы: мяч.
Процесс: бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Кто живёт в дупле? (белка)
Кто живёт в скворечнике? (скворцы)
Вариант 2.
Где живёт медведь? (в берлоге)
Где живёт волк? (в логове)
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Карточка № 5
«Где что можно делать?»
Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Процесс: воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
• Что можно делать в лесу? (гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
• Что можно делать на реке?
• Что делают в больнице?
• Что можно делать в садике?
Карточка № 6
«Какая, какой, какое?»
Цель: помочь развитию умения подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Процесс: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….
Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …
Карточка № 7
«Закончи предложение»
Цель: помочь формированию умения дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Процесс: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
Снег холодный, а огонь…. (горячий)
Ночь темная, а день…. (светлый).
Лимон кислый, а конфета….(сладкая).
Дерево высокое, а кустик….(низкий).
Карточка № 8
«Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Собака- бегает, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)
Карточка № 9
«Горячий – холодный»
Цель: помочь закреплению в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий - шероховатый
Карточка № 10
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна».
Педагог: Солнце что делает? - (ответ детей) Светит, греет.
Ручьи – что делают? Бегут, журчат.
Снег – что делает? Темнеет, тает.
Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? Звенит, капает. Медведь – что делает? Просыпается, вылезает из берлоги.
Карточка № 11
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Педагог: идёт – (ответы детей) человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит - птица, бабочка, стрекоза, снег, самолёт…
Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
Скачет – кузнечик, девочка, зайчик….
Стучит – дятел, молоток, плотник…
Ревет – медведь, девочка, ураган…
Карточка № 12
«Из чего сделано?»
Цель: помочь закрепить в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха - меховые
Таз из меди - медный
Ваза из хрусталя - хрустальная
Рукавички из шерсти – шерстяные
Стакан из стекла – стеклянный
Стул из дерева – деревянный
Тарелка из пластмассы – пластмассовая
Кораблик из бумаги – бумажный
Снеговик из снега – снежный
Ложка из железа – железная
Кукла из тряпок – тряпичная
Карточка № 13
«Кто кем был?»
Цель: способствовать развитию мышления, расширения словаря, закреплению падежных окончаний.
Материалы: мяч.
i]Процесс:[/i] педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
цыплёнок – яйцом
хлеб – мукой
лошадь – жеребёнком
шкаф – доской
корова – телёнком
велосипед – железом
дуб – жёлудем
рубашка – тканью
рыба – икринкой
Карточка № 14
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Например:
красный - мак, огонь, флаг
оранжевый - апельсин, морковь, заря жёлтый - цыплёнок, солнце, репа зелёный - огурец, трава, лес
голубой - небо, лёд, незабудки
синий - колокольчик, море, небо фиолетовый - слива, сирень, сумерки
Карточка № 15
«Чья голова?»
Цель: способствовать расширению словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
У рыси голова – рысья.
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
У собаки – собачья
У коровы – коровья
У человека - человеческая
Карточка № 16
«Один – много»
Цель: помочь закрепить в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
стол – столы
стул – стулья
гора – горы
лист – листья
дом – дома
носок – носки
глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
Карточка № 17
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Материалы: картинки с изображением действий, отвечающим на вопрос.
Процесс: педагог задаёт вопрос: «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу.
Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда. Белки умеют делать запасы на зиму.
Что умеют делать пчелы?
Что умеют делать солдаты?
Что умеют делать мамы?
Карточка № 18
«Животные и их детёныши»
Цель: способствовать закреплению в речи детей названий детёнышей животных, закрепление навыков словообразования.
Материалы: мяч.
Процесс: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок…
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок…
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок…
Карточка № 19
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)
Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)
Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)
Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
Что бывает холодным? (снег, лед, вода, мороженое)
Что бывает горячим? (огонь, солнце, песок)
Карточка № 20
«Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Материалы: мяч.
Вариант 1. Процесс: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Фрукты – яблоко, груша, банан, киви.
Мебель – стул, стол, кресло, диван, кровать.
Посуда – тарелка, чашка, половник.
Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Огурец, помидор, картошка - овощи.
Яблоко, груша, банан – фрукты.
Стул, стол, диван – мебель.
Тарелка, чашка, ложка – посуда.
Карточка № 21
«Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Педагог: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо. Он смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Педагог: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно, шумно.
Карточка № 22
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол - столик, ключ - ключик
Шапка - шапочка, белка - белочка.
Книга - книжечка, ложка - ложечка.
Голова - головка, картина - картинка.
Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце.
Кукла - куколка, свёкла - свёколка.
Коса - косичка, вода - водичка.
Жук - жучок, дуб - дубок.
Вишня - вишенка, башня - башенка.
Карточка № 23
«Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Материалы: мяч.
Процесс: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример: один стол – пять столов
один слон – пять слонов
один журавль – пять журавлей
один лебедь – пять лебедей
одна гайка – пять гаек
одна шишка – пять шишек
один цыплёнок – пять цыплят
один заяц – пять зайцев
Карточка № 24
«Назови ласково»
Цель: помочь вспомнить, как называют членов семьи, и перечислим ласковые обращения к ним.
Бабушка – бабуля, бабуленька, бабулечка, бабусенька, бабушенька.
Дедушка – дедуля, дедуся, дединька.
Мама – мамочка, мамуля, мамулечка, матушка, маменька, мамушка, мамуся.
Папа – папочка, папенька, батюшка, тятенька.
Сын – сынок, сынишка, сынуля, сыночек.
Дочка – доченька, дочушка.
Брат – братик, братец, братишка.
Сестра – сестренка, сестричка, сестрица, сестренька.
Дядя – дядюшка, дяденька.
Тетя – тетушка, тетенька.