Елена Шепелева
Картотека дидактических игр по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
«Кто живёт на лугу»
Цель: создание условия для составления рассказов об окружающих природных объектах.
Дидактический материал : макет картонный с изображением луга, картинки насекомых.
Публикация «Картотека дидактических игр по образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
Ход игры:
Предложить детям заселить зелёный луг насекомыми. Правом заселения насекомых пользуется тот, кто отгадает загадку о насекомом и расскажет о нём. Выигрывает тот, кто назовёт больше насекомых
«Назови время года»
Цель и задачи:
Учить замечать изменения в природе. Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времён года. Проявлять бережное отношение к окружающему нас миру, природным явлениям.
Дидактический материал :
Иллюстрации с временами года (зима, весна, лето, осень).Листочки деревьев разного цвета (красного, оранжевого, зелёного, белые снежинки.
Ход игры:
1. вариант игры
Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением времён года (Осень, зима, весна, лето) и загадывает загадку. После отгадывания загадки, например, об осени ребята поднимают атрибут игры (листочек- оранжевого или красного цвета). Если прозвучала загадка о зиме ребята поднимают вверх снежинку.
При отгадывании загадки о весне веточку с набухающими почками.
А после отгадывания загадки о лете можно использовать атрибут игры -листочек зелёного цвета.
2. Вариант игры
Воспитатель называет природное явление, а ребёнок - время года. Листочки желтеют и опадают. (осенью). Ребёнок использует атрибут игры-жёлтыйлисточек. Снег идёт. (зимой) и ребёнок использует атрибут игры-снежинку. На деревьях набухают почки и появляются листочки. (Весной). Использование атрибута. Зелёная травка, яркое солнце. (летом) использование атрибута. В подтверждении ответа воспитатель показывает иллюстрацию с изображением данного времени года.
«Отгадай загадки с грядки»
Цель.
Учить называть и отличать по внешнему виду овощи (морковь, капуста, помидор, репа, огурец, свекла, лук).Познакомить детей с овощами, выращенными в естественных условиях. Расширять знания детей о пользе овощей. Внести в активный словарь детей понятие «овощи». Развивать речь и мышление детей.
Дидактический материал : корзина, овощи.
Ход игры.
На столе в вазе лежат овощи. Воспитатель загадывает детям загадки и просит их показать на предмет, который она загадала, назвать его.
«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».(Морковь)
«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (Лук).
Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, закутана. (Капуста)
«Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, сладка на вкус, узнали вы? Я. (Свекла) и т. д.
После этого воспитатель просит детей назвать все предметы одним словом «Овощи».
«Сложи радугу из полосок»
Цель: способствовать закреплению знаний о системе цветов.
Материал: полоски бумаги разных цветов. (как вариант можно использовать палочки Кюизенера
Ход игры: Одну половинку радуги собирает воспитатель, а другую собирает ребенок. Воспитатель предлагает назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Помоги собрать крышки»
Цель: закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
Материал: корзинки с разделителями по цветным секторам, разноцветные крышки.
Ход игры: перед ребенком стоит корзинка, разделенная на четыре ячейки красного, синего, зеленого и желтого цветов. Воспитатель достает из мешочка крышку и спрашивает: «Какого цвета крышка? Где домик такого же цвета? Положи туда крышку»
«Найди листик для бабочки»
Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.
Материал: картон, пластиковые листики, бабочки.
Ход игры: дети разбирают листочки и в порядке очередности расселяют бабочек по листочкам, в соответствии с цветовой гаммой. Предлагает детям помочь найти каждой бабочке свой листик для отдыха (с проговариванием названия цвета — для младшего возраста). Игру со временем можно усложнить, предложить, например, для красной бабочки найти зеленый листок и так далее.
Дидактическая игра «Цветная дорожка»
Цель: развивать образное мышление, художественный вкус, умение правильно называть цвета, умение ориентироваться на плоскости игрового поля.
Материал: крышки разных цветов, картонные ячейки.
Ход игры: Воспитатель показывает детям «волшебные» дорожки разных цветов. Дети могут выкладывать на цветных дорожках крышки соответствующего цвета. Могут строить башни, цветы, геометрические фигуры, соединяя их друг с другом.
«Собери бусы на нитку»
Цель: Закрепить представления детей: цвет, форма, величина. Закреплять приемы обследования и накладывания.
• Материал: геометрические фигуры разного цвета и формы, тонкие шнуры или толстые нитки.
• Ход игры: пришедшая в гости белочка приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Там разные по форме геометрические фигуры. Педагог определяет порядок нанизывания фигур: вначале круглую, затем квадратную. Далее воспитатель предлагает выбрать из коробочки три разных по форме фигуры и нанизывать их, со словесным сопровождением.
«Найди птичке домик»
Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, ориентировку на плоскости, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера.
Материал: домики из потолочной плитки, обклеенные самоклеющейся пленкой и геометрические фигуры разного цвета.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры с изображением птиц. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Размести «жильцов» в домики». Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме, назвать их цвет. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета и находит домик для птички.
«Сказочные деревья»
Цель: формирование представлений о цвете, о форме, о величине, развитие мелкой моторики рук.
Материал: деревья красного, желтого, зеленого цвета (плоскостное изображение на бумаге). На каждом дереве листочек такого же цвета.
Ход игры: воспитатель предлагает детям определить, какие деревья они видят, какого они цвета и какие листочки должны на них расти. Подобрать листочки такого же цвета как дерево.
«Волшебные прищепки»
Цель: учить детей подбирать прищепки нужного цвета, тактильные ощущения, чередовать прищепки двух цветов, развивать творческие способности.
Материал: обыкновенные прищепки, распечатанные картинки.
Ход игры: Дети учатся прикреплять дереву веточки, солнышку – лучики, свекле ботву и так далее.
«Мы в гостях у Маши и Саши»
Цель: учить детей подбирать каждой кукле, соответственно её размеру - чайный набор.
Материал: две куклы, тарелки, чашки, ложки разного размера.
Ход игры: детям предлагается накрыть стол для кукол разной величины. Используя словесную инструкцию нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размеру, чайный набор.
«Волшебный мешочек»
Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.
Материал: красиво оформленный мешочек, мелкие предметы, знакомые детям (шарик, кубик, карандаш, резинка, игрушки животных и птиц из киндер-сюрпризов).
Ход игры: воспитатель держит мешочек с предметами и предлагает детям по одному подойти и определить предмет на ощупь, не вытаскивая его и назвать его характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого ребёнок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.
«Разноцветные полоски - дорожки»
Цель: учить детей сравнивать предметы по одному и нескольким признакам одновременно.
Материал: Цветные полоски из бумаги (красные, синие, зеленые, желтые)
Ход игры: Разложить разноцветные полоски разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать полоски по длине: какая самая длинная (красная, какая самая короткая (синяя, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Можно сравнить ленты по ширине (самая широкая – зеленая, узкая – желтая). Выбрать вместе с детьми полоску самая длинную и узкую, короткую и широкую».
«Волшебные шарики»
Цель: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: шарики и крупы — рис, гречка, фасоль, горох.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку шарик, содержащий внутри различные крупы: рис, гречку, фасоль, горох.
Шарики с каждым наполнителем парные. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.