ШАПИНА ИРИНА
Картотека дидактических игр на формирование представлений о количестве и счете у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр на формирование представлений о количестве и счете у детей дошкольного возраста
Введение
Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Публикация «Картотека дидактических игр на формирование представлений о количестве и счете у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Счёт, количество. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Формирование элементарных математических представлений- это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).
«На футбол!»
Цель: закрепить умение считать в пределах 10, называть числительные по порядку, соотносить количество предметов с цифрой.
Оборудование: зайка в спортивной форме, наборы карточек-футболки с цифрами, шорты с картинками.
Описание:
-Ребята, сегодня к нам в гости кто-то пришел, а кто, вы узнаете, если отгадаете загадку. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (зайка)
-да, пришел в гости зайка. Он спортсмен, что –то принес. Посмотрите, что это? (футболки и шорты)
-Чем отличаются футболки? (надписями)
-Чем отличаются между собой шорты? (рисунками)
-Зайка хочет попросить у нас помощи. Скоро у зайчиков будет игра в футбол, а его команда перепутала свои костюмы. Поможем зайчикам собрать каждому костюм? Надо к каждой футболке подобрать соответствующие шорты.
Воспитатель каждому ребенку дает набор карточек. Дети начинают считать предметы на карточках-шортах и подбирать к ней карточку-футболку с соответствующей цифрой. Воспитатель подходит к каждому ребенку, спрашивает его сколько предметов на картинке-шортах, футболка с какой цифрой подходит к таким шортам.
-Максим, посчитай сколько грибочков на шортах? (один, два)
-Сколько всего грибочков? (два)
-Футболка с какой цифрой подойдет к этим шортам? (с цифрой два)
-Почему, именно эта футболка? (потому что цифра два обозначает два предмета) и т. д
После того как дети выполнят задание:
-Ребята интересно было считать? (Интересно) Легко или тяжело было считать предметы? (Дети высказывают свои чувства и эмоции)
- Вы все молодцы справились с заданием, Зайка благодарит вас за помощь и прощается с вами. (Дети прощаются с зайкой)
«Веселые цифры»
Цель: закреплять умение соотносить число и количество, узнавать и называть цифры.
Оборудование: карточки с изображением цифр, карточки с изображениями разного количества предметов
Описание: Детям раздаются карточки с изображением цифр. Им нужно к карточке с цифрой подобрать карточку с соответствующим количеством предметов (и наоборот)
«Счетная мозаика»
Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.
Оборудование: счетные палочки.
Описание: вместе с ребенком составлять цифры или буквы с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.
«Много-мало»
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Оборудование: карточки разного цвета (зеленые, красные)
Описание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-3, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 зеленые карточки. Что теперь можно сказать?
«Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.
Оборудование: мяч.
Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку.
«Едем на поезде»
Цель: закрепление порядкового счёта и понятия, которое обозначает синтаксическая конструкция «который, по счету…»; развитие внимания, глазомера, речи.
Оборудование: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).
Описание: педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Для этого необходимо составить поезд из палочек - «вагонов» от самой короткой до самой длинной, цепляя каждый «вагон» слева направо. Затем предлагает сосчитать «вагоны» по порядку. Уточняет какой по счёту красный «вагон» (чёрный, фиолетовый и т. д.); «вагон» какого цвета стоит третим (вторым, пятым и т. д.); какой по счёту «вагон» стоит между розовым и красным? и т. д.
«Собери урожай»
Цель: закрепление знаний цифр, умения соотносить их с количеством предметов. Пополнение знаний об овощах, умение их классифицировать.
Оборудование: игрушки овощи, цифры, корзины
Описание: детям выдаются карточки, и предлагается собрать нужное количество овощей на «огороде».
«Читаем и считаем»
Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.
Оборудование: счетные палочки.
Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?
«Назови соседей»
Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах пяти.
Описание: спросить, например, какие соседи у числа два, четыре и т. д., какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.
«Дорисуй»
Цель: учить вести счёт предметов в пределах 10
Оборудование: листочки с изображением: веточки смородины; квадрата и круга
Описание: Дорисовать на каждой веточке столько смородинок, чтобы их стало поровну-по 5. Нарисовать по 5маленьких и 5 больших смородинок в квадрате и круге. Сосчитать, сравнить. Объяснить, почему вы догадались, что смородинок в квадрате, круге поровну? и т. д.
«Сделай столько же движений»
Цель: учить вести счёт предметов в пределах 10, упражнять в воспроизведении определённого количества движений
Оборудование: карточки с изображением определённого количества предметов (в пределах 10)
Описание: Воспитатель строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счёте предметов по названному числу и запоминании его; учить находить равное количество игрушек.
Оборудование: игрушки
Описание: Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
«Назови и сосчитай»
Цель: учить считать звуки, называя итоговое число.
Оборудование: игрушки
Описание: Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
«Веселые матрешки»
Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.
Оборудование: раздаточный- матрешки, яблоки, груши.
Описание: Воспитатель предлагает детям собрать яблоки для матрешек. Дети раскладывают в ряд яблоки и матрешки. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько матрешек больше, чем яблок? Что нужно сделать, чтобы яблок стало столько, сколько матрешек? При этом уточняем, как получилось 3 матрешки? Как получилось число 3?
«Кто быстрее назовет»
Цель: упражнять в счете предметов.
Описание : Воспитатель обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовет». Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.
«Сколько?»
Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.
Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал — набор цифр, фишки.
Описание: Воспитатель показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка.
«Составь число»
Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.
Оборудование: цифры, карточки с разным количеством предметов.
Описание: у каждого ребенка карточки с разными цифрами от 1 до 5 и карточки с разным количеством предметов. По сигналу воспитателя дети находят несколько карточек с количеством предметов, соответствующим цифре. Во втором варианте игры дети берут по одной цифре и ходят по группе. По сигналу взрослого становятся по порядку от 1 до 5, называют свои цифры
«Засели жильцов»
Цель: упражнять в умении различать цифры, определять их соответствие числу.
Оборудование: 2—5 обручей, в каждом из которых карточка с цифрой; общая сумма цифр должна равняться количеству детей в группе.
Описание: Игра требует большого пространства, лучше проводить ее на ковре. Дети свободно двигаются по комнате, по сигналу каждый из них занимает место в одном из обручей. Количество детей в обруче должно соответствовать цифре внутри него.
Педагог проверяет правильность размещения детей. Если есть дети, которые не нашли себе места, нужно проговорить с ними варианты размещения внутри обручей. После этого игра продолжается: дети свободно двигаются по комнате, а педагог меняет расположение цифр в обручах.
«Какой цифры не стало?»
Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10).
Оборудование: цифры
Описание: Дети закрывают глаза, ведущий убирает цифру. Дети открывают глаза и определяют, какой цифры не стало. Например, не стало цифры два, она была третьим справа или вторым слева.
«Найди портрет числа»
Цель: закрепить умение считать предметы и устанавливать, соответствие их количества определенной цифре.
Оборудование: магнитная доска с картинками или счетная лесенка с игрушками; карточки с цифрами.
Описание: Педагог размещает определенное число предметов или картинок на демонстрационном материале. Один из игроков берет со стола соответствующую цифру, показывает ее остальным детям и спрашивает их: «Похоже?» Зрители оценивают правильность ответа; отвечающий за правильный выбор получает в награду фишку или аплодисменты зрителей.
Для усложнения можно попросить ребенка доказать правильность своего ответа. После этого игра продолжается.