Лучший педагог года

Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста

Алена Алексеенко
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста

1. «Чудесный мешочек»

Цель :закреплять знания детей раннего возраста о геометрических фигурах, развивать умение угадывать предметы на ощупь.

Оборудование: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Вариант №1. Все блоки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые предметы.

Вариант №2. Предложить ребенку достать все квадратные блоки.

Вариант №3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки.

Вариант №4. Предложить достать все треугольные блоки.

2. "Что лишнее"

Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Цель: упражнять детей раннего возраста в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

Оборудование: мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Обращаем ваше внимание на то, что в начале игр толщину мы никогда не берём, т. к. это достаточно сложно для малыша.

3.«Найди непохожую фигуру»

Цель: закреплять знания детей раннего возраста о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Оборудование набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Вариант №1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету.

Вариант №2. Найти фигуру, которая не такого размера.

Вариант №3. Найти фигуру, которая не такой формы.

Вариант №4. Найти фигуру, которая не такая как эта по толщине.

4. "Бусы"

Цель: закреплять знания у детей раннего возраста о геометрических фигурах, цвете.

Оборудование: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.

Ход игры:

Вариант №1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. Сделать бусы как эти по образцу.

Вариант №2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник.

Вариант №3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.

5. «Продолжи ряд»

Цель: закреплять знания детей раннего возраста о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Оборудование: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Вариант №1. Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.

Вариант №2. Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

6. «Угощение для зайчат»

Цель: развить у детей раннего возраста умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.

Оборудование: изображения с зайчатами, блоки Дьенеша.

Игровое правило: Печенье у зайчат в обеих лапах должны быть разные.

Ход игры:

Вариант №1. В гости к детям пришли зайчата. Чем же будем гостей угощать? Наши зайчата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим зайчат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у зайчика круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Вариант №2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т. д.

7. «Что изменилось»

Цель: совершенствовать знания у детей раннего возраста о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

Оборудование: набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Вариант №1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения. Вариант №2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами. Вариант №3. Одна или две фигуры заменяется на новую.

8. «Улитка»

Цель: упражнять детей раннего возраста в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма).

Оборудование: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.

Игровое правило: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме.

Ход игры:

Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

9.«Помоги Мишке и Зайке»

Цель: совершенствовать знания детей раннего возраста о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.

Оборудование: игрушки (мишка, кукла, заяц, логические блоки Дьенеша.

Ход игры:

Вариант №1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки?

Вариант №2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые.

Вариант №3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, не квадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, не квадратные).

10. "Поручения"

Цель: формировать у детей раннего возраста умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход игры:

Вариант №1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

Вариант №2. Покатать матрешку в большой машине.

Вариант №3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.

Вариант №4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.

Вариант №5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.

Вариант №6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.

Вариант №7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.

11. «Угости зайчика»

Цель: формировать умение у детей раннего возраста группировать предметы по величине.

Оборудование: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход игры:

Вариант №1. Показатьзайца, предложить ребёнку его рассмотреть, погладить. Зайчик просит помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко.

Вариант №2. Сгруппировать предметы по цвету

12. «Заштопай штанишки»

Цель: формировать у детей раннего возраста умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.

Оборудование: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход игры:

Вариант №1. Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками.

Вариант №2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками.

Вариант №3. Заштопать только зелёными прямоугольными.

Вариант №4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными.

Вариант №5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

13. «Весёлые человечки»

Цель: совершенствовать у детей раннего возраста умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур.

Оборудование: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

Ход игры:

Вариант №1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры.

Вариант №2. Предложить человечкам найти свои домики.

Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг, человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат).

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

14. «Помоги матрёшке найти свои игрушки»

Цель: закрепить у детей раннего возраста умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход игры:

Вариант №1. Поочередно показать матрешки, одетые в платья четырех основных цветов и рассказать, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Помочь матрешкам найти свои игрушки. Показывает одну из матрешек и предложить выбрать бусины такого же цвета, как у неё платье.

Вариант №2. Усложнение. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

15. «Вкладыши»

Цель: формировать разлить и называть геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, развивать память, мышление внимание.

Оборудование: вкладыши «Зайчики» (большие и маленькие, «Собачки» (по возрастанию).

Ход игры:

Вариант №1. Ребёнок рассматривает геометрические фигуры, называет их и показывает. Соотносит вкладыши «Зайчики» по высоте, вкладыши «Собачки» по возрастанию показу взрослого.

Вариант №2. Выполняет задание по образцу (картинке или схеме). Вариант 3. Самостоятельно по словесной инструкции педагога.

16. «Разноцветные клубочки и прищепки»

Цель: продолжать у детей раннего возраста развивать мелкую моторику кисти рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание, воображение.

Оборудование: клубочки и прищепки основных цветов и соответствующих цветов коробочки.

Ход игры:

Вариант №1. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки. Предложить смотать клубочку.

Вариант №2. Усложнение. Развесить прищепки на ручку корзинки.

Публикации по теме:

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст) Д/И «Найди свой домик»Цель: Закреплять умение различать цвета, классифицировать предметы по одному (двум) признакам. Оборудование: логические.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст) Д/И «На полянке»Цель: Развивать умение делить множества на подмножества, опираясь на определённый признак предмета; развивать наблюдательность,.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Конспект открытого занятия с блоками Дьенеша «В гостях у Красной Шапочки» для детей 3–4 летКонспект открытого занятия с блоками Дьенеша «В гостях у Красной Шапочки» для детей 3–4 лет Конспект открытого занятия с блоками Дьенеша «В гостях у Красной Шапочки» для детей 3-4 года (адаптированный по возрасту) Задачи. 1. Развивать.

Конспект занятия с блоками Дьенеша «Незнайка в Стране насекомых» для детей с ОВЗ подготовительной группыКонспект занятия с блоками Дьенеша «Незнайка в Стране насекомых» для детей с ОВЗ подготовительной группы Воспитатель коррекционной группы Кулагина С. В. Программные задачи: Обучающие: 1. Продолжать учить выкладывать цепочку из блоков по.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста»Подборка дидактических игр для развития «Сенсорных способностей детей раннего возраста» Я хотела бы выразить благодарность сайту "МААМ. RU" ,за то что есть у нас возможность делиться опытом и перенимать опыт у коллег. Очень много.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 27 октября 2021 в 15:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД