Чуркина Ирина
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как, только морфологически и синтетически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п. 2.6.) одним из важных направлений выделяет речевое развитие дошкольников, которое включает в себя «… формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи…».
Темочки:
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Дидактическая игра – эффективное средство формирования грамматических навыков, так как благодаря её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей предоставляется возможность много раз упражняться в повторении грамматических категорий.
Название Дидактическая задача Игровые действия
«Чья вещь» Формировать образование родительного падежа имен существительных в единственном числе. У детей берутся мелкие предметы.
Логопед демонстрирует по очереди вещи детей и спрашивает :
«Чей это карандаш?»
Образец ответа: Карандаш Вовы. Бант Оли. И т. д.
«Поймай-скажи» формировать умение согласовывать глаголы 3-го лица.
Дети становятся в круг. Ведущий, бросая
мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого
животного. Образец: Корова — мычит.
Лягушка — квакает.
Кошка — мяукает.
Волк — воет.
Собака — лает.
Тигр — рычит.
«Наша любимая посуда (скажи ласково)»
Формировать умение использовать уменьшительно-ласкательных формы существительных. Дети стоят в кругу педагог передает посуду ребенку и говорит: «Наша любима ложка», ребенок отвечает «Наша любимая ложечка», далее передает другой предмет и так по очереди.
«Укачай игрушку» Развивать умение правильно употреблять предлоги: в, на. Дети укладывают свою игрушку спать и поют ей песню. Когда игрушки уснут, дети кладут их в определённые места. При этом они тихо (шёпотом, чтобы не разбудить игрушки) говорят воспитателю, куда они положат игрушку (на диван, на кровать, на кресло, в коляску и т. п.).
Педагог обращает внимание на то, чтобы дети одновременно с выдохом начинали звукоподражание, и помогает им правильно строить фразу с предлогами на, в.
«Бабочка»
Закреплять употребление предлогов: на, под, в, к. Педагог на глазах детей перемещает бабочку на нитке в разные места группы. Дети наблюдают и отвечают на вопросы воспитателя: «Куда села бабочка?» (на окно, под шкаф, в чашку, под стул). К кому летит бабочка? (К Саше, Маше, Вите, Оле)
«Животные и детеныши»
Закреплять в речи умение называть животных и их детенышей. Педагог последовательно показывает картинки с изображениями животных и их детенышей (сначала с изображением животного, затем его детеныша) Кошка-котенок, Гусь- гусенок и т. д.
«Чего не хватает»
Закреплять в образовании родительного падежа имен существительных в единственном числе Педагог выставляет на столе предметы. Дети внимательно рассматривают и называют их. Затем воспитатель просит детей (ребёнка) закрыть глаза. В это время прячет один предмет. Дети (ребёнок) открывают глаза и называют исчезнувший предмет.
«Кого кормит девочка» Закреплять умение образовывать родительный падеж имен существительных в единственном числе. Воспитатель задает вопросы в соответствии с ситуацией: «Кого кормит девочка?» «Девочка кормит кур, и. т. д.»
«Назови ласково»
Закреплять умения изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. После проведения игровой ситуации «Магазин»
Педагог просит детей порадоваться своим покупкам и ласково назвать их. Дает образец: «Тапки- тапочки».
«Улыбнись лягушке» Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, под. Воспитатель рассказывает историю о лягушке, которая запрыгнула на стол и очень обрадовалась, увидев ребят. Дети тоже обрадовались ей и улыбнулись, показывая лягушке свои красивые, здоровые зубки. Прыгнула лягушка под стол дети перестали улыбаться. Снова лягушка прыгнула на стол - дети заулыбались. Воспитатель задаё т вопросы детям: «Где сидела лягушка, когда дети улыбались? (На столе.) Куда пряталась лягушка, когда дети не улыбались? (Под стол.)»
«Волшебный мешочек» Упражнять в образовании множественного числа существительных. Воспитатель из волшебного мешочка достаёт картинки (по одной) и спрашивает: «У кого такая же картинка?» Ребёнок, который отозвался, получает вторую картинку и говорит : «Это коровы». И т. д.
«Мастерская» Упражнять в употреблении существительных единственного числа в родительном падеже Воспитатель предлагает ребенку починить машину и задает вопросы: «Чего не хватает в машине?» (колес, кабины, прицепа). Ребенок отвечает на вопрос и прикрепляет недостающие детали.
«Мишка-художник» Упражнять в умении распространять предложение за счет однородных членов предложения. Педагог знакомит детей с мишкой и рассказывает, что тот хорошо рисует. Далее воспитатель ставит рядом с игрушкой картинки (по очереди) и просит назвать, что нарисовал мишка (по образцу) : «Мишка нарисовал машину».
«Что наденет кукла Катя» Упражнять в умении распространять предложение за счет однородных членов предложения. Детям предлагается выбрать картинки с одеждой ( в соответствии с сезоном: зима, лето, прикрепить на мольберт и назвать, что наденет кукла Катя летом (зимой). «Кукла Катя летом наденет кепку, футболку, шорты, туфли»
«Посылка» Упражнять в словоизменении с помощью суффиксов. Педагог по очереди достаёт из посылки предметы (картинки) и называет их в уменьшительно-ласкательной форме. дети называют те же предметы без уменьшительно-ласкательных суффиксов. Взрослый даё т образец: «Когда Фёдор был маленьким, то складывал свои вещи в шкафчик. А когда стал большим, то стал класть вещи в шкаф».
Примерный набор слов: флажок — флаг, фонарик — фонарь, туфельки — туфли, фартучек — фартук, кофточка — кофта, портфельчик — портфель, фуражечка — фуражка и т. п.
«Магазин» Упражнять в умении распространять предложение за счет однородных членов предложения. Педагог выступает в роли продавца, дети – в роли покупателей. Сначала в магазин вносится товар и расставляется на полках. (При этом дети называют предметы, взрослый помогает.) Затем магазин открывается. Дети с сумками идут за покупками. Вежливо просят продавца продать один из предметов. Воспитатель дает образец: «Я хочу купить лопатку. Дайте, пожалуйста, лопатку. Спасибо.»
«Игрушка прячется»
Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов. Воспитатель прячет игрушку (на виду, ребенок указывает ее местонахождение. Воспитатель предлагает ребенку спрятать игрушку в определенное место (под стол, на стул, на окно, в ящик и пр.)
«Один-много»
Упражнять в образовании множественного числа существительных. Педагог показывает картинку, на которой изображён один предмет, дети называют много таких же предметов, например: «Дудочка — дудочки, девочка — девочки, дедушка — дедушки, медведь — медведи, удочка — удочки, доска — доски».
«Кого не стало»
Упражнять в образовании родительного падежа имен существительных в единственном числе. Перед детьми появляется Петрушка с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки- животные. Называют их. Выставляют на столе.
— Запомните, какие животные стоят на столе. Здесь зайчик, лиса, утята. Петрушка с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: лисы, зайчика, утят, собак.
«Я куплю…» Упражнять в умении распространять предложение за счет однородных членов предложения. Педагог в роли ведущего предлагает детям перечислить, чтобы они купили в магазине и показывает образец – «Я куплю машину, куклу, кубики, юлу». Далее кидает ребенку мяч и предлагает назвать, что бы он купил в магазине.