Папки-передвижки

Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по разделу программы «Родной город»

Ольга Давлатова
Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по разделу программы «Родной город»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Упражнение «Скажи по-другому»

Цель: упражнение детей в подборе синонимов и антонимов к словам; пополнение словаря синонимов и антонимов.

Материал: мяч; иллюстрации с изображением разных пейзажей города Брянска.

Вариант 1. Игровые действия: игра с мячом, придумать слова-синонимы.

Воспитатель. В этой игре я называю слово, а вы должны подобрать к этому слову похожее по смыслу слово.

•Беречь (природу) — сохранять, щадить, оберегать, хранить.

•Большой (завод) — огромный, крупный, громадный, гигантский.

•Высотный (дом) — многоэтажный.

•Добывать (нефть) — качать.

Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по разделу программы „Родной город“» размещена в разделах

•Ехать — мчаться, гнать, нестись.

•Знаменитый (человек) — известный, прославленный, популярный.

•Прекрасный (парк) — красивый, изумительный.

•Родина — Отечество, Отчизна.

•Современный (зал) — новый, модернизированный.

•Старинный (дворец) — древний.

Вариант 2.«Скажи наоборот»

Игровые действия: ловить мяч, придумывать слова-антонимы. Воспитатель называет слово и бросаем мяч ребенку, тот в свою очередь должен назвать слово противоположное по значению названному педагогом.

•Большой (город) — маленький, крохотный, небольшой.

•Высокий (кран) — низкий.

•Глубокий (канал) — мелкий.

•Древний (замок) — современный, новый.

•Загрязнять (речку) — очищать.

•Интересный (случай) — скучный.

•Красивый (вид) — безобразный, уродливый, неопрятный.

•Молодой (человек) — пожилой, старый,

•Разрушать (дом) — строить, восстанавливать.

•Огромный (магазин) — маленький, крохотный.

•Отчизна — чужбина.

2. Упражнение «Экскурсия по городу»

Цель: активизация в речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по теме.

Материал: иллюстрации с изображением различных мест города Брянска, природных пейзажей.

Вариант 1. Игровые действия: подобрать слова-определения к заданному слову.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас в гостях мальчик Ваня. Он живет в другой стране и ничего не знает о нашей стране России. Давайте расскажем ему о ней.

•Наша Россия (какая) — красивая, необъятная, современная, процветающая и т. д.

•Россияне (какие) — трудолюбивые, заботливые, доброжелательные, терпеливые, умелые и т. д.

•Наш город (какой) — красивый, зеленый, чистый, шумный, многолюдный и т. д.

Вариант 2. Игровые действия: найти и объяснить несоответствия в высказываниях.

Воспитатель. Помогите мне выбрать только те предложения, которые соответствуют реальному положению вещей.

•Столица России — город Минск. (Москва)

•Самое главная река в нашей стране — Днепр. (Волга)

•На флаге России — красный и белый цвет. (Белый, синий, красный).

•В России все разговаривают на английском языке. (На русском языке.)

•В лесах Брянска водится много животных: медведи, волки, жирафы, антилопы. (Медведи, волки, зайцы, лисы и др.)

3. Упражнение «Мой город»

Цель: упражнение детей в согласовании имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже; в образовании множественного числа имен существительных и прилагательных.

Материал: иллюстрации с изображением городских пейзажей; мяч.

Вариант 1. Игровые действия: закончить предложение словом город, употребив его в правильной форме.

Воспитатель. Ребята, к нам пришло удивительное письмо: предложения в нем не закончены, зато есть картинка с изображением городского пейзажа. Догадайтесь, для чего эта картинка. (Предположения детей.) Тогда давайте попробуем закончить эти предложения, добавляя слово город в правильной форме.

•Я люблю свой славный. (город).

•Из-за тумана не видно красивого. (города).

•Я скучаю по своему родному. (городу).

•Мы украшаем наш славный— (город).

•Мы гордимся своим прекрасным. (городом).

•Я могу долго рассказывать о своем. (городе).

- А теперь добавим слова русский, русская, русские.

•Москва —. (российский) город.

•Наша природа. (русская).

•Наши сказки. (русские).

•Национальный костюм. (русский народный костюм).

•Наш язык —. (русский). И т. д.

Вариант 2. Игровые действия: ловить мяч, видоизменять словосочетания согласно оговоренным условиям.

Воспитатель. Ребята, я буду бросать мяч каждому из вас по очереди, а ваша задача — поймать его и выполнить задание: нужно говорить о предметах и явлениях, как будто их много.

•Красивый город —. (красивые города).

•Широкая река —. (широкие реки).

•Глубокое озеро —. (глубокие озера).

•Зеленый лес —. (зеленые леса).

•Цветущий луг —. (цветущие луга).

•Поющая птица —. (поющие птицы).

4. Упражнение «Скажи красиво о России»

Цель: упражнение в умении дополнять предложения; упражнение в установлении причинно-следственных связей; составление предложения с использованием двух разных картинок.

Материал: иллюстрации с изображениями различных городов страны, природных пейзажей.

Вариант 1. Игровые действия: дополнить предложения, подобрать слова-определения.

Воспитатель. Ребята, наша страна очень красивая, в ней много озер, рек. Я люблю нашу страну.

А теперь расскажите мне, как вы любите свою страну. Помогут вам в этом предложения, которые нужно дополнить.

•Я рад, что живу в России, потому что.

•Я люблю свою страну за то, что.

•Города страны становятся красивее, потому что.

•Мне нравится отдыхать в России, потому что.

•Я люблю свой народ за то, что.

•Мне нравится русский язык за то, что.

•Я горжусь тем, что Россия.

•Я уверен (уверена, что Россия - …

Вариант 2. Игровые действия: подобрать две картинки, составить на их основе предложения.

Воспитатель. Я приготовила для вас необычное задание: вам нужно рассказать о нашей стране, опираясь на картинки, иллюстрации.

У меня есть картинки с изображением трактора и поля. Рассмотрите их, пожалуйста. А теперь придумайте предложение, в котором бы упоминалось о России, тракторе, поле одновременно. (Русские тракторы пашу колхозные поля.)

Каждый ребенок должен придумать не менее двух-трех предложений.

5. Упражнение «Моя Россия»

Цель: развитие умения изменять силу голоса, интонацию, в зависимости от содержания, высказывания; закреплять навыки правильного звукопроизношения.

Игровые действия: чисто и правильно произносить стихотворные фразы хором и по одному, с разной интонацией.

Восторженно.

* * *

Небо чистое и глубокое

И березовый тихий рай — Россия моя синеокая,

Россия моя — родной край!

Вопросительно.

* * *

Здесь домов вокруг так много,

Много улиц, площадей,

И отдельные дороги

Для машин и для людей.

Кто ответит мне, друзья,

Где живу сегодня я?

Плавно.

* * *

Как прекрасен рассвет в этой пуще,

Когда солнце, сырое на вид,

Разгораясь все пуще и пуще,

Меж стволов в поднебесье летит.

Гордо.

* * *

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля.

И гремят, не смолкая заводы,

И шумят, расцветая поля.

6. Упражнение «Веселые звуки»

Цель: упражнение детей называть первый и последний звуки в слове, подбирать на последний звук первого слова второе слово, называть слова на заданный звук.

Материал: игрушка Буратино.

Вариант 1. Игровые действия: называть слова только па заданный звук.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, в которой вы должны отвечать на мои вопросы, подбирая слова на выбранную вами букву.

Например: Андрей выбрал букву «м».

—Как тебя зовут? (Миша.)

—Откуда ты приехал? (Из Москвы.)

—На чем ты ехал? (На машине.)

—Что ты видел? (Мост.)

Если ребенок ошибается, то выполняет любое танцевальное движение, а затем продолжает игру.

Вариант 2. Игровые действия: назвать первый и последний звуки в слове.

Воспитатель. Ребята, Буратино скоро пойдет в школу, а сегодня пришел к нам, чтобы научиться узнавать в словах первый звук. Главное условие: звуки нужно произносить громко и отчетливо.

•Слова: мама, папа, Россия, Родина, река, лес, цветы, небо, имена детей из группы.

Воспитатель. А теперь назовите последний звук в каждом слове.

•Слова: флаг, герб, гимн, дом, клевер, рожь, луч, орнамент.

Вариант 3. Игровые действия: подобрать слова, начинающиеся со звука, которым оканчивается предыдущее слово.

Воспитатель. Сейчас мы проведем командную игру, для этого нужны две команды. (Дети делятся па команды.)

Игроки из первой команды называют слово, а игроки другой должны подобрать новое слово, начинающееся с того звука, на который заканчивается слово, названное детьми из первой команды.

•Например: щенок - кот - трава – арбуз – забор - Родина – август - транспорт. И т. д.

Воспитатель обращает внимание на согласный звук, которым заканчивается слово — твердый он или мягкий.

7. Упражнение «Нарисуем картинку словами»

Цель: развитие связной речи, воображения, умение правильно использовать в описании подобранные слова по смыслу, образные выражения.

Игровые действия: рассказать по представлению, о чем стихотворное произведение.

Воспитатель. Дети, я хочу предложить поиграть в игру - преображение: сегодня вы побудете в роли необыкновенных художников, которые рисуют не красками и карандашами, а словами. Я прочту вам стихотворения, посвященные нашей стране России, природе, а вы закройте глаза и попробуйте представить эти образы. Потом опишите все то, что нарисовало ваше воображение, причем так, чтобы все смогли «увидеть» вашу картину.

* * *

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

* * *

Я шагаю по лужайке —

Великан в трусах и майке —

Сверху ясно мне видна

Вся Зеленая страна.

Вот улитка — добрый гномик —

На себе таскает домик.

Вот квартира для жука —

Дверка старого пенька.

Вот стоит высотный дом,

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашки —

В нем живут букашки.

* * *

Край зеленый!

ТИШЬ лесная,

Свежий воздух.

Ты стоишь перед глазами

Со своими чудесами,

Полон дивной красоты —

Людям счастье даришь ты.

8. Упражнение «Наш дом - Россия»

Цель: развитие связной речи, умение самостоятельно составлять рассказ-описание по иллюстрации, представлению.

Материал: открытки, фотографии, иллюстрации с видами города Москва (другого города).

Вариант 1. Игровые действия: описать иллюстрации с видами Москвы (другого города); отгадать по описанию часть города (здание, сооружение).

Воспитатель. В наш город приезжает много гостей. Многие хотят познакомиться с достопримечательностями нашей столицы. Но без человека, который хорошо знает город, это трудно выполнимая задача. Поэтому давайте потренируемся выполнять обязанности гида.

Гид — это человек, который сопровождает гостей, знакомит их с интересными значимыми местами города, умеет рассказать о них что-либо запоминающееся, необычное.

Итак, пусть каждый из вас побудет в роли гида; покажет и расскажет об одной достопримечательности города. А тот из «экскурсантов», кто первым догадается, о чем идет речь, получит изображение описываемого объекта в подарок.

• Например: «Это здание находится в центре города. Оно очень красивое, высокое, построено давно. Сначала он был сооружен из белого камня, а теперь он выстроен из красного кирпича. Это сооружение состоит не из одной башни. Самая главная башня та, на которой висит то, по чему люди всей нашей страны сравниваю свои часы. (Кремль).

Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побудет в роли гида.

Вариант 2. «Путешествуем по России».

Игровые действия: описать по представлению любое достопримечательное место России, не называя его.

Воспитатель. Давайте отправимся в виртуальное, то есть воображаемое путешествие по нашей стране. Пусть каждый из вас расскажет нам о любом уголке нашей Родины, а мы попробуем определить, о чем идет речь. Ваш рассказ должен быть ярким, красочным, как будто вы рисуете красками.

Публикации по теме:

Перспективный план занятий для старших дошкольников СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ СЕНТЯБРЬ 3 неделя Лексико-семантическое упражнение с синонимами на материале рассказывания.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по разделу программы «Родной город»
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 19:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по разделу программы «Родной город»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Давлатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД