Шигорина Наталья
Картотека «Дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры
Природа. Животные. Птицы. Овощи. Фрукты
1
Найди листочек.
Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.
Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы, один букет у воспитателя.
Ход игры
Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.
2
Публикация «Картотека „Дидактические игры“» размещена в разделах
Отгадайте что в руке.
Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.
Материал: овощи и фрукты.
Ход игры
Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.
3
Деревья и их плоды.
Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).
Ход игры
Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.
4
Назвать птицу.
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.
5
Какого цветка не стало.
Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: цветы «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.
Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.
6
Ухаживать за цветами.
Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т. д.).
Ход игры
На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.
7
Магазин цветов.
Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.
Материал: растения «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».
8
Кто в лесу живет.
Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.
Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.
9
Найти цветок.
Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».
Материал: цветы «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.
10
Волшебный мешочек.
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Материал: «волшебный мешочек», овощи.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
11
Узнайте животное.
Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.
Ход игры
Вариант 1
Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.
Вариант 2
Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.
12
Овощи и фрукты.
Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Ход игры
На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.
13
Назвать дерево.
Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Материал: деревья на уличной площадке.
Ход игры
Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.
Игра продолжается, пока дети не устанут.
14
С какого дерева листочек.
Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.
Ход игры
На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.
15
Узнаете по описанию.
Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.
Ход игры
Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т. д.
16
Кто лишний.
Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.
Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».