Светлана Плисова
Картотека дидадиктических игр по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по правилам дорожного движения.
Возраст: старший дошкольный.
Угадай транспорт.
Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. За каждый правильный ответ ребёнок получает картинку с изображением этого транспорта. Выигрывает тот, кто больше наберёт картинок.
Знаток дорожных знаков.
Публикация «Картотека дидадиктических игр по ПДД» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие, быстроту реакции, смекалку; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры – лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Примеры вопросов.
1. Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете –
В этом месте ходят дети. (Знак «Дети».)
2. Здесь дорожные работы –
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы».)
3. Никогда не подведёт
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нём всегда свободная. (Знак «Подземный переход».)
4. У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено».)
Эрудит.
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать ответ только после разрешения воспитателя (поднимать руку). Выигрывает тот, кто получит больше фишек за правильный ответ.
Вопросы примерные.
Сколько колёс у легкового автомобиля? (4)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
Как называется человек, идущий по тротуару или обочине дороги? (Пешеход.)
Кто управляет автомобилем? (Водитель.)
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)
Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)
Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)
С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14.)
Сколько сигналов у пешеходного светофора? (2)
Сколько сигналов у транспортного светофора? (3)
На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)
Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.)
Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)
Какие машины оборудованы специальными световыми и звуковыми сигналами? (Скорая помощь, пожарная и полицейская машины.)
Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правым световым сигналом.)
Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)
Мы – водители.
Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков, видеть её основные качества – образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно видеть и решать проблемы.
Правила: побеждает тот, кто быстрее назовёт больше знаков.
Ход игры.
- Работа водителя очень трудная. Надо не только быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий на дороге. Вдоль дороги поставлены специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы знакомимся уже сейчас.
Игра проводится с 4-6 детьми.
1-й вариант: игра на столе с маленькой машинкой и маленькими дорожными знаками на самодельном макете улиц. Машину «ведёт» воспитатель, ставит знак и выслушивает ответы детей. Машина отправляется в путь. Ставится следующий знак. Ответы детей. Так продолжается до конца пути.
2-й вариант: игра с напольными дорожными знаками и машинами. Принцип игры тот же.
Слушай – запоминай.
Дети делятся на две команды.
Задачи: обобщить знания детей о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов.
Ход игры.
- Мы по очереди будем называть правила поведения на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится.
Например:
Переходить улицу можно по пешеходному переходу и только на зелёный сигнал светофора.
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам или по левой обочине навстречу движения транспорта.
Нельзя играть около дороги на проезжей части.
Собери дорожную ситуацию.
Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.
Материалы: два или более набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.
Научим Незнайку ПДД.
Задачи: закрепить полученные ранее знания о ПДД; систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать дисциплинированность, неукоснительное соблюдение ПДД.
Правила: чётко объяснять ПДД, не повторяясь и не перебивая друг друга.
Ход игры.
Воспитатель рассказывает детям о Незнайке. Он не знает как вести себя на улице, и постоянно попадает в разные неприятные ситуации.
- Скоро Незнайка пойдёт в школу в 1 класс. Если он не узнает правила дорожного движения, то каждый день будет попадать в разные нелепые истории. Что же делать? (Ответы детей.)
Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожные ситуации. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.
Незнайка: - Я сегодня вышел из дома и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошёл на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…
Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Почему они кричали – не знаю…
А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За что – я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины.
Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».
Что будет, если…
Задачи: выяснить, для чего нужны ПДД, почему важно их выполнять водителям и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Воспитатель: -Послушайте стихотворение про случай, который произошёл в некотором городе. Подумайте, почему это произошло.
«Если бы…» О. Бедарев
Идёт по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
«На светофоре красный свет.
Для пешехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!»
«Мне наплевать на красный свет!»-
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идёт
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
«Где захочу, там перейду!»
Шофё р глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза –
Разиню пощади.
А вдруг бы заявил шофё р:
«Мне наплевать на светофор!»
И как попало, ездить стал.
Ушёл бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да…там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики, то и знай:
Машина прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой.
Висит трёхглазый светофор
И знает правила шофёр.
Ситуации для обсуждения.
Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?
Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?
Что будет, если водитель поедет по левой стороне дороги?
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.
Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.
Почти половина дорожно-транспортных происшествий происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется в его памяти навсегда.
Решение этой проблемы видится в обучении дошкольников правилам дорожного движения вниманию, наблюдательности, координации движений, гибкости мышления, посредством дидактической игры, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения. В основе успешного обучения дошкольников правилам движения должна лежать их разнообразная, насыщенная игровая деятельность, потому что игровая деятельность у дошкольников является ведущей. Очевидным является поиск зффективных методических приемов, и необходимость создания оптимальных условий, предметно- развивающей среды, для формирования у дошкольников желания выполнять правила дорожного движения.
Актуальность:
Обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности на дорогах
Проблема исследования: Какова роль дидактической игры в обучении старших дошкольников правилам дорожного движения.
Объект исследования: Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Дидактическая игра как средство обучения старших дошкольников.
Цель: Определить роль дидактической игры в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
Задачи:
- воспитать и сформировать у дошкольников навыки, умения, азбуки безопасности дорожного движения, через внедрение комплексной системы воспитательно-образовательной работы, посредством дидактической игры.
- обучение правилам дорожного движения, посредством дидактической игры осуществлялось в системе: совместная деятельность педагога и детей; семья; социум.
1. Теоретические основы использования игры в процессе обучения
1.1 Общая характеристика дидактической игры
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Как отмечал А. Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактичес- кую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей, и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.
Главнейшим является значение игры для мотивационно - потребностной сферы ребенка. Согласно работам Д. Б. Эльконина [12, с274], проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план.
В основе информации игры при переходе от пред дошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ребенком как задача и мир. Этот мир осознается им в ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с которым ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название - автодидактизма.
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей -- восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы свое - образные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, туда, быта того или иного народа.
Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающие эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действия. Содержание игры событийно, т. е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающие определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее социальный опыт.
Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициа тивы, смекалки. Здесь находят выражение присущая дошкольникам потреб- ность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума, воображения.
С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игро- вой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, зало женные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предла- гают целые системы таких игр.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не
в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь
игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.
В эту систему вошли дидактически игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усилия обучающего воздействия игр.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игры должна быть обучающей, в противном случае это "пус- тая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты:
1. Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре "Узнай предмет по звуку" обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку. Таким образом, в игровой задаче раскрывается "программа" игровых действий. Игровая задача часто бывает заложена в название игры.
2. Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях или задачах.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более
сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли. В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы по тем или иным признакам и т. д.
3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настолько-печатные и словесные игры.
Игры с предметами.
В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определен- ных дидактических задач. Например: отбирать все игрушки из дерева.
Используя дидактические игры с подобным содержание, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек. (Приложение II).
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. (Приложение III).
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. (Приложение I).
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.
Кружковая работа.
Проводится кружковая работа по правилам дорожного движения в связи с тем, что эта тема наиболее актуальна. Важно как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить что говорят и показывают взрослые. (Приложение IV).
1.2 Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра вы- ступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения ос- мыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и в старших группах руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.
В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные, изолированные игры, могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Поэтому следует четко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.
В старшей и подготовительной к школе группах непосредственное обучение на занятиях также связано с обучение в дидактических играх.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д.
При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. Недопустимы подробные и многословные объяснения, частые замечания и указания и ошибки, даже если они и вызваны стремлением выправить игру. Такого рода объяснения и замечания разрывают живую ткань игровой деятельности, и дети теряют интерес к ней.