Нина Александровна Волкова
Картотека бесед и игр по познавательному развитию детей 5–7 лет «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «Лесные дары. Грибы».
Задачи. Расширить знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить с правилами безопасности при сборе грибов. Обогащать природоведческий словарь детей. Формировать умение детей узнавать грибы по описанию. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Презентация «Лесные дары. Грибы».
Беседа.
Публикация «Картотека бесед и игр по познавательному развитию детей 5–7 лет „Грибы“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
— Дорогие друзья, путешествие начинаем, страну добрых великанов посещаем. Вот лес, волшебная страна, добрых великанов полна. Деревья-великаны нас встречают, лесными дарами угощают. Ванечка и Машенька в городе живут, в лес за грибами они идут. Грибы в лесу собирают, но тайны леса не знают. Тайны леса разгадаем, детям грибы собирать помогаем.
— Здесь растут крепкие боровики, белые грибы. Боровики съедобные грибы. Что за стройные грибы, мы под деревом нашли? Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной. Подберёзовик и подосиновик съедобные грибы.
— По лесу гуляем, съедобные грибы изучаем: рыжие рыжики, жёлтые лисички, маслянистые маслята, волнистые волнушки. Что за странные грибы? Это грузди на пути. Здесь растут опята, дружные ребята. А это в шляпках разноцветных, издали приметных нежные, хрупкие сыроежки.
— Грибы полезны и вкусны, здоровье возвращают они. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные грибы.
— Грибы в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.
1. Грибы только в лесу собираем, возле дорог пропускаем.
2. Аккуратно грибы ножиком срезаем, корешки не нарушаем.
3. Грибы в лесу не кусаем, сырые грибы не вкушаем.
4. Незнакомые и старые грибы не срезаем, ядовитых избегаем.
5. Ядовитые грибы не уничтожаем, для животных леса сберегаем.
Ядовитые грибы. Ложные лисички. Бледная поганка. Сыроежка едкая. Мухомор. Ложные опята.
— Дети, помогите, пожалуйста, Ванечке и Машеньке. Какие несъедобные, ядовитые грибы в лесу нельзя собирать?
— Какие съедобные грибы собирают дети?
—Дети, грибы вспоминаем, загадки отгадаем.
1. В шляпке розовой мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления. (волнушка).
2. В мягкой травке на опушке
Всюду жёлтенькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются… (лисички).
3. Под осинкой притаился,
Жёлтым листиком накрылся
Гриб на крепкой ножке серой,
В красной шляпке, загорелый.
(Подосиновик).
4. Под берёзкой у дорожки
Кто стоит на крепкой ножке?
Он, в коричневом берете,
Самый вкусный гриб на свете.
(Подберёзовик).
5. Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растёт сосновом.
Ножка толстая как пень,
Шапка лихо набекрень,
Он не мал и не велик,
Важный, белый … (боровик).
6. Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Грибники все наизусть
Скажут вам, что это … (груздь).
7. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Грибы бери, не мешкай,
Ведь это –. (сыроежки).
8. В ряд построились грибочки,
Приподняв собой листочки,
Прячут рыжие береты
И такие же жакеты.
В ельнике средь братишек
Растёт золотистый … (рыжик).
9. На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются. (опята).
10. Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масле все … (маслята)
11. Скромный, тоненький и бледный.
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную… (поганку).
12. Знают даже малыши
Красно–белые грибы.
Те, что с мухами не дружат.
Не бери ты их на ужин –
Несъедобен этот гриб,
Хоть красавец он на вид.
Называют с давних пор
Гриб тот – красный… (мухомор).
— Молодцы, дети! Загадки отгадали, грибы по описанию узнали.
— До свиданья, до свиданья добрый лес, волшебный лес! За лесные дары от души благодарим, и «Спасибо!» говорим. Дети, вам понравилось путешествие в лес?
Пальчиковая игра «Грибы».
Задачи. Поддерживать интерес детей к грибам. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, грибы изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия грибов.
Мы корзиночки берём Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти.
За грибами в лес идём. «Шагаем» пальчиками обеих рук по бокам и бёдрам.
На лесной опушке
Мы найдём … Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами.
Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.
волнушки,
рыжики,
лисички
грузди,
сыроежки.
(Дети проговаривают названия грибов).
В чащу леса мы зайдём,
Под деревьями найдём. Покажем ладони обеих рук с разжатыми пальцами.
Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.
боровик,
подосиновик,
маслёнок,
подберёзовик,
опёнок.
(Дети проговаривают названия грибов).
Грибы мы собираем, Шевелим пальчиками обеих рук.
На зиму запасаем.
Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.
— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, грибы назвали.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Осень в лесу» (в сокращение).
Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам. Формировать умение детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать любовь детей к природе.
Чтение.
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писатель Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал яркие образы осеннего леса. Рассказ называется «Осень в лесу».
Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
— Дети, о каком времени года рассказывает писатель?
— Что интересного заметил писатель осенью в лесу?
— Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описывает свои впечатления. Какое было лето, по словам автора?
— После знойного лета. Дети, какая наступила осень?
— Наступила золотая осень. Дети, что растёт по опушкам леса?
— По опушкам лесов ещё растут грибы. Дети, подосиновики какие?
— Красноголовые подосиновики. Дети, сыроежки какие?
— Зеленоватые и розовые сыроежки. Дети, грузди какие?
— Скользкие грузди. Дети, рыжики какие?
— Душистые рыжики. Дети, опята какие?
— Тонконогие опёнки. Дети, какие ягоды увидел писатель в лесу?
— Моховые, значит покрытые мхом. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные прилагательные.
— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Осень в лесу»?
— Читая рассказ «Осень в лесу» я чувствую любовь автора к родной природе. Иван Сергеевич видит богатство русских лесов. Писатель подбирает яркие, образные слова, чтобы показать нам красоту осеннего леса. Дети, как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.
Валентин Петрович Катаев «Грибы».
Задачи. Познакомить детей с рассказом Валентина Петровича Катаева «Грибы». Поддерживать интерес детей к грибам. Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребёнку возможность высказаться. Воспитывать культуру речевого общения, артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.
Чтение.
— В театр вас, дети, приглашаю, мини-спектакль исполнить предлагаю. Послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского детского писателя Валентина Петровича Катаева «Грибы».
К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.
— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.
— Нет, я лучше, — сказала Женя.
А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.
— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.
— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.
А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.
— Рассказу конец, а кто слушал молодец! А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
1. Дети, кто приехал к Жене и Павлику из города?
2. Что предложила мама детям?
3. Что вы можете сказать о мальчиках, какие они?
4. Кто из детей был самым сдержанным?
5. Что собрал Павлик?
6. Что собрала Женя?
7. Что делала Инночка, когда мальчики хвалились?
8. Как вы понимаете слово – кузовок?
— Кузовок – это корзина для сбора даров леса: грибов, ягод, орехов.
9. Что было в кузовке у Инночки?
10. Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать?
11. Сравните Инну с Павликом и Женей, какие черты характера присущи им?
Инсценировка.
— Дети, вы сегодня артисты нашего театра. Мы репетируем мини-спектакль по произведению Катаева «Грибы». Кто из вас, возьмёт на себя роль Жени, Павлика, Инны, мамы?
Из желающих детей выбираются герои рассказа.
— А я возьму на себя роль рассказчика. Артисты, не забывайте, что вы не только повторяете слова героев рассказа, но и передаёте их характер, интонацией, жестом, мимикой. Послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз.
Педагог выразительно читает рассказ.
— Артисты приглашаю вас на сцену. Зрители внимательно следите за диалогом героев спектакля, оцените их выступление. Только не забывайте, пожалуйста, высказывать свои впечатления в корректной форме, чтобы артистам не было обидно. Например, «Мне показалось, что…», «Может быть, я не прав, но…».
Дети-артисты читают рассказ по ролям. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. После окончания выступления слушатели и педагог в корректной форме высказывают свои впечатления.
В роли артистов могут выступить другие дети.
— Восхитительно! Спасибо, артисты! Ваше выступление ярко, образно.
Сказка «Война грибов с ягодами», в обработке Владимира Ивановича Даля
Задачи. Познакомить детей с русской сказкой, помочь понять её смысл. Показать детям многообразие грибов и ягод в наших лесах. Развивать умение детей внимательно и заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка сказочного персонажа. Закреплять умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитывать отрицательное отношение детей к зависти.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Ладком – значит согласно, дружно.
Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Он стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе –
Короля покусали мухи.
— Дети, это присказка, не сказка, сказка будет впереди! Называется сказка «Война грибов с ягодами».
Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: — Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
— Мы все старые старушки, не повинны на войну.
— Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки; говорят:
— Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
«Ну, быть беде», — думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.
Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Дети, на полянку приглашаю, поиграть предлагаю.
Театральная разминка.
Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Он стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе –
Короля покусали мухи.
В. Приходько
— Дети, покажем гнев короля Боровика с помощью мимики и жестов?
Педагог выразительно читает стихотворение. Дети играют роль короля Боровика.
Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Он стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе –
Короля покусали мухи.
— Замечательно! Молодцы, дети! Вам удалось без слов показать гнев короля Боровика. Для актёра театра очень важно уметь без слов, с помощью мимики и жеста передать настроение героев.
Беседа.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями.
Вопросы к детям.
Дети, понравилась вам сказка?
Дети, в какое время года происходят события этой сказки?
— Красным летом всего в лесу много.
Что растёт в лесу летом?
— Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины.
Дети, боровик – это гриб или ягода?
Что задумал-загадал гриб боровик, под дубом сидючи, на все грибы глядючи?
— Задумал-загадал боровик войну.
Дети, кого звал боровик на войну?
Гриб боровик звал на войну разные грибы. Почему отказались воевать волнушки?
— Мы все старые старушки, не повинны на войну.
Почему отказались опёнки?
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
Почему отказались сморчки?
— Мы старички, уж куда нам на войну!
Дети, а кто согласился воевать?
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Что подумала зелёная травка, когда полезли из земли грузди?
— «Ну, быть беде», — думает зелёная травка.
Дети, как вы считаете, почему война – это беда?
— Войну хорошо слышать, да тяжело видеть. Вражда не делает добра. Ягоды грибов не обижали, себя не восхваляли. Красоту свою людям показали, люди ягоды собрали.
Дети, что остановило войну грибов с ягодами?
— А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила русская сказка «Война грибов с ягодами»?
— Плохо, дети, бывает, когда один другому завидует, чужой славы хочет.
Речевая игра «Наши грибы».
(Индивидуально или подгруппа детей до 12 человек).
Задачи. Поддерживать интерес детей к грибам. Продолжать упражнять детей в согласовании слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
Шёл грибник издалека
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенёк.
— Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под ёлкой гриб.
— Я с грибами, – молвил лес,
— А ты с глазами или без?
Леонид Мезинов
— Дети, в игру играем, грибы собираем.
Игровые правила:
Цветок даю, гриб назову.
Съедобные грибы твой, мой, наши называй.
Несъедобные грибы не твой, не мой, не наши называй.
Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя гиб, дети составляют словосочетания с местоимениями. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
1. Боровик – … (твой боровик, мой боровик, наши боровики).
2. Волнушка – …
3. Груздь – …
4. Лисичка – …
5. Маслёнок – ….
6. Мухомор – …
7. Опёнок – …
8. Подберёзовик – …
9. Подосиновик – ….
10. Поганка – …
11. Рыжик – …
12. Сыроежка – …
— Великолепно, дети! Съедобные грибы собрали, слова правильно изменяли.
Малоподвижная игра «Грибное царство».
Задачи. Поддерживать интерес детей к грибам. Поощрять желание детей играть в подвижные игры. Развивать внимание, память, воображение детей. Воспитывать терпение, доброжелательное отношение друг к другу.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть,
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
— Дети, волшебство начинаем, воображение включаем. Мы царство, но не простое, а грибное, что находится в Лесной стране. В лесу колышутся ветви деревьев.
Ветви колышутся раз,
Ветви колышутся два,
Ветви колышутся три,
На месте грибочек замри.
— Дети, вы грибы. Когда прозвучит сигнал: «Замри», вы замираете. Я – грибник, грибы выбираю, имя грибка узнать желаю. Вы имена грибов называйте, но за другими не повторяйте. У каждого из вас свой гриб. Если ваше имя кто-то назвал, быстро себе другое имя придумайте.
Когда грибник с грибами познакомиться. Прозвучит сигнал: «Отомри».
— Дети, правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правило игры:
грибом себя представляем, после слова «замри» – замираем.
стоим и не шевелимся, пока не прозвучит слово «Отомри».
Дети стоят по кругу, взявшись за руки.
Под текст поднимают руки вперёд, опускают вниз.
Ветви колышутся раз,
Ветви колышутся два,
Ветви колышутся три,
На месте грибочек замри.
Дети изображают грибы. Педагог проходит по кругу и спрашивает: «Какой грибок здесь растёт?» Ребёнок называет гриб. Когда все дети назовут свой гриб, педагог говорит: «Отомри». Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Интеллектуальная разминка «Грибы».
Задачи. Закрепить знания детей о грибах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
1. Лисички, маслята, рыжики, опята – это … (грибы).
2. Брусника – ягода, а боровик – … (гриб).
3. Ягоды срывают, грибы … (срезают).
4. Вместо корней у грибов — … (грибница).
5. Человек, который собирает грибы — … (грибник).
6. Лисица – животное, лисичка – … (гриб).
7. Подберёзовик растёт под … (берёзой).
8. Маслёнка – посуда, маслёнок – … (гриб).
9. Подосиновик растёт под – … (осиной).
10. Лисички – жёлтые, а рыжики – … (рыжие).
11. Волнушки – съедобные, поганки – … (несъедобные, ядовитые).
12. Какие опята несъедобные? … (ложные опята).
13. Суп из грибов — … (грибной).
14. Чего больше в лесу: маслят или грибов? … (грибов).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!